Д. Карасев
Новосибирск

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

    70 лет при Советской власти создали у большинства населения СССР искаженные представления об экономической свободе и социальной справедливости. На постсоветском пространстве наблюдается крушение старых мировоззренческих стереотипов и формирование новых. Недаром старый анекдот утверждает - все, что нам говорилось при Советской власти о социализме, оказалось неправдой, а о капитализме - чистой правдой. Это не доказательство воплощения идей, а лишь свидетельство того, что люди, выросшие при Советской власти, перенесли свои представления о капитализме на реформы в современной России и отчасти реализовали эти представления.
    Экономическую свободу необходимо рассматривать в контексте свободы человеческой личности. Cвобода не есть анархия и вседозволенность. Также она не является антонимом тоталитаризма. О свободе мы говорим, когда имеем в виду демократическое устройство общества, когда управление осуществляется в интересах абсолютного большинства населения, т. е. о свободе как о балансе интересов различных групп и социальных слоев. Очевидно, что и свободу экономическую следует рассматривать в контексте не только максимального раскрытия возможностей самого экономического субъекта, но и того, насколько от его экономической деятельности проигрывает или выигрывает все экономическое сообщество (в данном случае в рамках одной страны), т. е. очень важны два вопроса. А именно: "Свобода зачем?" и "Свобода от чего?"
    В силу вышеуказанных причин Россия, не знавшая еще в своей истории демократии, постоянно находится в колебаниях между анархией и тоталитаризмом. После падения СССР все экономические преграды на пути предпринимательства были убраны. Этим обстоятельством сумела воспользоваться самая предприимчивая часть общества. Характерно, что ею в первую очередь оказалась часть партийно-комсомольского актива, состоявшая из людей, приспособленных к работе в условиях перемен и обладающих связями на всех уровнях управления. Не секрет, что самыми ярыми демократами стали бывшие партийные работники. Именно они явились проводниками идей экономической свободы, что привнесло свою специфику в процесс демократизации в России.
    Одним из первых лозунгов ельцинской эпохи был лозунг "Берите самостоятельности столько, сколько хотите!" Он распространялся и на экономические отношения. "Вожжи" государства были полностью отпущены. Новообразованные предприятия хлынули на внутренние и внешние рынки. Норма прибыли торговых операций в 1992-1993 годах достигала 200-300%. После эйфории первых лет новой эпохи пришло отрезвление. Промышленность без правительственных заказов и субсидий перестала работать. Экономика подпитывалась лишь внешними кредитами. Складывающийся в процессе рыночного спроса-предложения паритет рубля привел к тому, что стало выгоднее завозить из-за рубежа, чем производить в стране. Дошло до того, что к 1998 году все московские мясокомбинаты перешли на импортное сырье. Возросла конкуренция. С ростом внешнего долга стало увеличиваться налоговое бремя. К 1998 году по всей совокупности федеральных и региональных налогов оно достигло 80-84% от валовой прибыли. Рынок начал уходить в "тень" со всеми отсюда вытекающими обстоятельствами - занижением налогооблагаемой базы (выводом прибылей через карманные торговые дома, оф-фшоры, фирмы-однодневки). Налоги перестали собираться. Стала страдать доходная часть бюджета. Чтобы получать новые кредиты, государство поставило своим приоритетом расчеты по внешним обязательствам. Начались многомесячные задержки зарплат бюджетным работникам, за государственные заказы промышленности, социальных пособий и пенсий. В экономике выросла цепочка неплатежей, для расшивки которых применялись денежные суррогаты (векселя, КОДО, КНО и т. д.). В 1994 году начались системные кризисы. Появились проблемы с "наличкой". Создание системы финансовых пирамид привело к разорению миллио-нов частных вкладчиков. На ряде предприятий множество рабочих и служащих оказались выброшенными на улицу. На некоторых других задержка заработной платы выросла до 6-12 месяцев.
    Работодатели, видя свою беспомощность перед государством, стали себя соответственно вести с наемными работниками. Распространились многочисленные нарушения КЗоТа (работа без оформления отношений и трудовой книжки, затяжные испытательные сроки со значительным урезанием на этот период в заработной плате). В целях снижения налогов на ФОТ предприятия стали занижать реальный уровень зарплаты в 2-5 раз. Отсюда снижение отчислений во внебюджетные фонды, задержки выплат пенсионерам, пособий матерям и нуждающимся. В 1997 году в ряде областей начался эксперимент по введению персональных пенсионных счетов работающих. Это значит, что по выходе на пенсию сегодняшние трудоспособные люди окажутся на нищенском пайке. Реальный уровень зарплат сейчас в 2-3 раза ниже уровня, существовавшего до 17 августа 1998 года, и рост стоимости потребительской корзины (вслед за повышением цен на горючее, перевозки, электро- и теплоснабжение, так называемая жилищно-коммунальная реформа) опережает рост доходов. Средний уровень зарплат по стране около USD 70.00, что чуть выше прожиточного минимума.
    Планируемое правительством повышение пенсий до коэффициента 0,9 а затем до 1 от среднего прожиточного уровня не перекрывает инфляции, роста цен на товары народного потребления и последствий реформы энергетического и жилищно-коммунального сектора. Реальный уровень доходов не растет, поскольку: а) действенных профсоюзов в России не существует, наличие профсоюзов руководством предприятий не поощряется; разговоры о правах заканчиваются увольнением; б) рынка труда нет, так как спрос многократно превышает предложение; в) реальных инвестиций в экономику очень мало. Предприятия борются за выживание. Из вновь зарегистрированных предприятий 90% погибают в течение 3 лет. Зарплата определяется уровнем, за который готов работать среднестатистический человек с определенным опытом и квалификацией при отсутствии пособия по безработице и других источников существования.
    Цифры свидетельствуют, что уровень зарплат в Москве и Санкт-Петербурге в 3 раза выше, чем на периферии. Там сосредоточено 85% денежного оборота России, там есть инвестиции, включая вложения в основные средства и квалифицированный труд.
    Рабочая сила немобильна. Одним из нарушений гуманитарных прав (и социальной справедливости) является институт прописки. Без нее невозможно найти хорошую работу в той же Москве. Исключение делается лишь для высших управленцев крупных компаний. До кризиса приглашение талантливых специалистов с периферии практиковалось крупными иностранными компаниями, в основном инвестиционными банками.
    При всем том начало процесса перехода к капитализму ознаменовалось отрицанием всего созданного за предыдущий период. В части фискальной выбор стоял следующий - какую экономическую модель избрать: немецкую или американскую? Наблюдая успех американской экономики, большая часть реформистов склонялась к последнему варианту, причем без учета национальной специфики и экономической конъюнктуры.
    Что касается хорошего социального пакета за счет высоких налогов, то подобная система существует в ряде стран Запада, включая Германию и до последнего времени Швецию. Очевидно, что для страны с внешним долгом 138 (01.01.2000) млрд долларов и зависимостью от мировых цен на энергоресурсы невозможно строить адекватную систему социального обеспечения без значительного повышения налогового бремени. Без поддержания социальных программ немыслима социальная справедливость. А если соответственно повышать налоговый пресс, то это грозит удушением предпринимательства. Что касается американской или английской модели, то преобладающее большинство населения России неспособно создавать себе сколько-нибудь значительные накопления, не говоря уже о выстраивании персональных страховых или пенсионных схем. Что касается корпоративных пенсионных схем, то следует вернуться к вопросу о сильных профсоюзах, которых нет.
    Новая президентская власть уже продекларировала стремление построить эффективное государство. Аргументация проста - в сегодняшней России экономическая свобода и социальная справедливость возможны только при эффективном государственном устройстве и сильной власти. Однако общество получило от нее весьма противоречивые сигналы. Положительным сигналом стало утверждение единых ставок подоходного и социального налогов. Отрицательными сигналами служат снижение уровня жизни, стремление контролировать и регулировать не только финансовые, но и информационные потоки. Непопулярная война в Чечне также ложится на плечи налогоплательщиков в виде косвенных налогов со стороны таких ведомств, как МПС, "Связьинвест", Дорожный фонд и т. д.
    О положении с социальной справедливостью говорят 600 000 брошеных детей, прогрессирующее бродяжничество и бездомность. Коэффициент рождаемости 1,2 привел за последние годы к 2-кратному превышению смертности над рождаемостью. По данным Госкомстата, за первые 4 месяца этого года численность населения сократилась почти на 300 000 человек. При такой норме убыли к 2025 году численность населения сократится до 100 млн человек. Как следствие, произойдет превышение количества лиц пенсионного возраста над количеством лиц активного возраста. И нагрузка на налогоплательщиков еще более возрастет. По средней продолжительности жизни Россия занимает 91-е место между Тунисом и Гондурасом. Предполагаемая здоровая жизнь женщин составляет 66,4 года, а мужчин всего 56,1 года. Характерно, что пенсионная реформа предполагает поэтапное повышение пенсионного возраста.
    Таким образом, в теперешних экономических обстоятельствах России сосуществование экономической свободы и социальной справедливости представляется все более проблематичным. Более того, существующая ситуация является гуманитарной катастрофой.

© Карасев Д., 2000

назадоглавлениевперед