Широкова Ю.И.
г. Омск
На современном этапе Россия
находится в процессе становления правового
государства и гражданского общества. Важной
движущей силой на этом пути может быть осознание
гражданами их роли в этом процессе и
ответственности за свою судьбу, условия своей
жизни.
Именно нравственно-правовая
осведомленность и высокий уровень гражданской
культуры в решении повседневных вопросов
способны возродить Россию как правовое
государство. Мы полагаем, что задачу овладения
учащимися основами нравственно-правовой
культуры, можно реально осуществить благодаря
обновлению системы образования.
Поскольку гражданская культура
представляет собой синтез сознания и поведения,
кульминационным моментом развития ее является
воплощение в жизнь общечеловеческих принципов
справедливости, гуманности, терпимости, свободы
и достоинства человека.
Анализ современных подходов к
структуре нравственно-правовой культуры,
позволяет выделить следующие компоненты
гражданской культуры:
В школах города Омска было
проведено исследование с целью сравнения уровня
данных компонентов у учащихся в школах с разными
системами обучения: школы с традиционной
системой обучения и школы гуманитарным уклоном
процесса обучения. В исследовании принимало
участие 100 учащихся 9-11 классов.
В результате исследования было
выявлено, что показатели результатов по
компонентам "Знания", "Коммуникативная
культура", и "Критическое мышление" в
школах с гуманитарным уклоном процесса обучения
превышали результаты этих показателей у
учащихся с традиционной системой обучения.
Большинство учащихся (45-50%) в школах с
гуманитарным уклоном показали высокий или
достаточный уровень развития данных
компонентов, в то время, как в школах с
традиционной системой обучения большинство
учащихся показывает недостаточный или
несформированный уровни развития данных
компонентов.
Компоненты "Ценностные
ориентации" и "Умения и навыки социальной
активности" всех школах показали примерно
одинаковый уровень, преимущественно
недостаточный. При дополнительном исследовании
условий были выявлены такие факты, как низкий
уровень этико-правовой культуры семьи, а также
созданы недостаточные возможности в школьной
жизни для практического применения
демократических навыков учащимися. При наличии в
некоторых школах органов самоуправления,
молодежных организаций, практически 85% учащихся
не только не принимают участие в их деятельности,
но они также не ясно представляют необходимость
такого вида деятельности. При ответе на вопросы,
касающиеся нарушений их прав, учащиеся указывают
учителей и родителей, как самых частых
нарушителей их прав (50-70%).
Таким образом, в результате анализа
систем обучения было выявлено, что эффективное
развитие компонентов "Умения и навыки
социальной активности" и
"Ценностно-ориентационный компонент"
возможно только при наличии демократического
уклада школьной жизни и позитивного влияния
достаточного уровня развития этико-правовой
культура семьи как фактора социализации.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]