Якушкина Т.В.
г. Омск

Образование для гражданского участия
(опыт российско-американского сотрудничества в разработке учебного курса для средней школы)

    В России, где процессы демократизации переживают период становления, воспитание гражданской активности молодежи - проблема, актуальность которой доказывать не приходится. Интересно, что и в США, где история демократического государства насчитывает более двух веков, существует та же проблема. По разным причинам, но в равной степени педагоги и социологи двух стран высказывают озабоченность по поводу социальной некомпетентности и политической пассивности молодежи. Несмотря на различный исторический и культурный опыт, общие подходы в решении этой проблемы и в той и в другой стране оказались сходны: наши школьные учебники по обществоведению, как и американские "Граждановедение" и "Правительство и общество", своей пропагандистской направленностью, назиданием, а главное - бесконфликтностью в подаче материала очень напоминают друг друга. Их неэффективность отражает неэффективность системы гражданского обучения в целом. Разработка принципиально новых учебных материалов и обучающих техник и легла в основу совместного проекта педагогов Красноярского Центра развития образования и Университета штата Гавайи (США) по созданию нового курса граждановедения.
    Ценность этого опыта состоит в том, что, пожалуй, впервые проблемы развития демократических идеалов решались не на основе экспортирования американских идей, а на основе выработки общих позиций. В общем виде они заключаются в следующем:
    Не существует более эффективного способа развития демократического общества, чем демократическое образование молодежи. Школа должна взять на себя функцию не гражданского образования вообще, а демократического гражданского образования, другими словами, школа должна заниматься формированием критической и активной позиции будущих граждан. Последнее определило и выбор формы обучения. Ею стала дискуссия. Очевидно: стать гражданином, не занимая активной общественной позиции, нельзя. Но можно ли воспитывать гражданина, не побуждая его к социальной активности, можно ли учить демократии без выбора, без дискуссии?
    Особенностью российско-американского курса граждановедения является модульная структура. Модуль (8 - 12 часов учебных занятий) освещает не тему, а конкретную социальную проблему, с которой школьники встречаются в реальной жизни. Проблемы для модулей формулируются в виде вопросов: Почему нельзя одеваться в школе по-своему? Можно ли легализовать марихуану? Отвечаю ли я за результаты голосования? Почему дети бросают учиться? Как можно остановить насилие в школе? Занятия по разным модулям представляют собой постепенное разворачивание ответов на вопросы, волнующие школьников. Тем самым педагоги побуждают их к анализу жизненных ситуаций как социальных феноменов. Каждый модуль начинается с описания реального случая, соотносимого с опытом учащихся. "Разработка" такого случая приводит к необходимости коллективного обсуждения - дискуссии, а стремление найти решение конкретной ситуации - к усвоению целого ряда теоретических проблем и способов социального действия.
    При таком подходе традиционные роли учителя и учеников меняются. Учитель из носителя информации и "истины" становится помощником и коллегой. Его задача - через сократическое вопрошание мотивировать вовлечение школьников в исследование социальной ситуации, организовать дискуссию, побудить учеников к критической рефлексии, а также передать им стандартные техники разрешения конфликтов и принятия решений.
    Для ученика главным становится не усвоение информации, а освоение умений. Выступая в различных социальных ролях анализируемых ситуаций (психолог, директор школы, юрист и др.), ученики работают с научной литературой, проводят опыты и социальные исследования, работают с документами, встречаются с представителями властей и общественных организаций, учатся вести дискуссию, вырабатывают план принятия решений. Школьники строят свое понимание демократического общества через погружение в опыт гражданской жизни и исследование этого опыта. Они выступают не как посторонние наблюдатели действий взрослых, а как реальные члены общества, взаимодействующие с различными его структурами.
    Новизна и социальная актуальность педагогического подхода в разработке российско-американского курса граждановедения получили высокую оценку экспертов. Однако хотелось бы подчеркнуть другое. Опыт реализации этого проекта является не только одним из наиболее перспективных проектов в области гражданского образования, но и примером колоссальных возможностей международного сотрудничества.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]