Якушкина Т.В.
г. Омск
В России, где процессы
демократизации переживают период становления,
воспитание гражданской активности молодежи -
проблема, актуальность которой доказывать не
приходится. Интересно, что и в США, где история
демократического государства насчитывает более
двух веков, существует та же проблема. По разным
причинам, но в равной степени педагоги и
социологи двух стран высказывают озабоченность
по поводу социальной некомпетентности и
политической пассивности молодежи. Несмотря на
различный исторический и культурный опыт, общие
подходы в решении этой проблемы и в той и в другой
стране оказались сходны: наши школьные учебники
по обществоведению, как и американские
"Граждановедение" и "Правительство и
общество", своей пропагандистской
направленностью, назиданием, а главное -
бесконфликтностью в подаче материала очень
напоминают друг друга. Их неэффективность
отражает неэффективность системы гражданского
обучения в целом. Разработка принципиально новых
учебных материалов и обучающих техник и легла в
основу совместного проекта педагогов
Красноярского Центра развития образования и
Университета штата Гавайи (США) по созданию
нового курса граждановедения.
Ценность этого опыта состоит в том,
что, пожалуй, впервые проблемы развития
демократических идеалов решались не на основе
экспортирования американских идей, а на основе
выработки общих позиций. В общем виде они
заключаются в следующем:
Не существует более эффективного
способа развития демократического общества, чем
демократическое образование молодежи. Школа
должна взять на себя функцию не гражданского
образования вообще, а демократического
гражданского образования, другими словами, школа
должна заниматься формированием критической и
активной позиции будущих граждан. Последнее
определило и выбор формы обучения. Ею стала
дискуссия. Очевидно: стать гражданином, не
занимая активной общественной позиции, нельзя.
Но можно ли воспитывать гражданина, не побуждая
его к социальной активности, можно ли учить
демократии без выбора, без дискуссии?
Особенностью российско-американского
курса граждановедения является модульная
структура. Модуль (8 - 12 часов учебных занятий)
освещает не тему, а конкретную социальную
проблему, с которой школьники встречаются в
реальной жизни. Проблемы для модулей
формулируются в виде вопросов: Почему нельзя
одеваться в школе по-своему? Можно ли
легализовать марихуану? Отвечаю ли я за
результаты голосования? Почему дети бросают
учиться? Как можно остановить насилие в школе?
Занятия по разным модулям представляют собой
постепенное разворачивание ответов на вопросы,
волнующие школьников. Тем самым педагоги
побуждают их к анализу жизненных ситуаций как
социальных феноменов. Каждый модуль начинается с
описания реального случая, соотносимого с опытом
учащихся. "Разработка" такого случая
приводит к необходимости коллективного
обсуждения - дискуссии, а стремление найти
решение конкретной ситуации - к усвоению целого
ряда теоретических проблем и способов
социального действия.
При таком подходе традиционные роли
учителя и учеников меняются. Учитель из носителя
информации и "истины" становится помощником
и коллегой. Его задача - через сократическое
вопрошание мотивировать вовлечение школьников в
исследование социальной ситуации, организовать
дискуссию, побудить учеников к критической
рефлексии, а также передать им стандартные
техники разрешения конфликтов и принятия
решений.
Для ученика главным становится не
усвоение информации, а освоение умений. Выступая
в различных социальных ролях анализируемых
ситуаций (психолог, директор школы, юрист и др.),
ученики работают с научной литературой, проводят
опыты и социальные исследования, работают с
документами, встречаются с представителями
властей и общественных организаций, учатся вести
дискуссию, вырабатывают план принятия решений.
Школьники строят свое понимание
демократического общества через погружение в
опыт гражданской жизни и исследование этого
опыта. Они выступают не как посторонние
наблюдатели действий взрослых, а как реальные
члены общества, взаимодействующие с различными
его структурами.
Новизна и социальная актуальность
педагогического подхода в разработке
российско-американского курса граждановедения
получили высокую оценку экспертов. Однако
хотелось бы подчеркнуть другое. Опыт реализации
этого проекта является не только одним из
наиболее перспективных проектов в области
гражданского образования, но и примером
колоссальных возможностей международного
сотрудничества.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]