Л. Капустина
Екатеринбург
Интеграционные
процессы, происходящие в мировом сообществе во
всех сферах человеческой деятельности,
затронули также систему высшего образования. В
настоящий период формируется единое мировое
образовательное пространство, выражающееся
прежде всего в гармонизации образовательных
стандартов, подходов, учебных планов,
специальностей в разных странах мира. Например, в
1997 году в Лиссабоне подписана Конвенция о
признании дипломов высшего образования и о
соответствии ученых степеней в странах Европы. В
1998 году в Париже министры образования Германии,
Франции, Италии и Великобритании приняли
декларацию по гармонизации европейской системы
высшего образования. В ней отмечается, что
открытое европейское образовательное
пространство предполагает рост мобильности
студентов и сотрудничества преподавателей
университетов разных стран Европы, что, как
ожидается, будет способствовать достижению
гражданами успехов в выбранной профессии,
улучшению системы трудоустройства выпускников
университетов, повышению статуса Европы в сфере
образования.
Россия с началом демократических
реформ стала активно интегрироваться в мировое
образовательное пространство через вхождение в
планетарную сеть университетов,
интернационализацию связей, гармонизацию
учебных программ высших учебных заведений,
создание предпосылок для взаимного признания
документов о высшем образовании. Интеграция
России в мировую образовательную систему
осуществляется на основе международного
сотрудничества с университетами США и Европы,
реализацию проектов по обмену студентами,
преподавателями и по предоставлению стипендий
российским студентам для обучения за рубежом. В
частности, УрГЭУ участвует в проекте TEMPUS-TACIS,
нацеленном на повышение мобильности студентов
между странами Европы и России, развитие
дистанционного обучения, овладение новыми
информационными технологиями, разработку
системы взаимозачета кредитов.
В процессе расширения сотрудничества
российских университетов с зарубежными
произошли существенные изменения в содержании
учебных курсов и методах преподавания
гуманитарных дисциплин, изменилась идеология
образования, в основе которой лежит право
граждан РФ на высшее образование и сам человек с
его запросами и интересами. Наметились
направления и приоритеты дальнейшего
совершенствования высшего образования в целом:
В результате постепенной адаптации высшей школы РФ к требованиям демократизации, расширения гражданских прав и свобод будет происходить ее сближение с принципами организации высшего образования в развитых странах мира, и в конечном итоге процесс гармонизации в образовательной сфере приведет к установлению единой мировой системы высшего образования.
© Капустина Л., 2000