Юрий Рогулев
Россия последовательно
проводит курс на установление ровных, корректных
отношений и взаимовыгодных связей с
Соединенными Штатами Америки. Важное место в
этом плане занимают обмены в области культуры,
науки и образования. Они превратились в
постоянно действующий позитивный фактор,
сохранявший свое значение даже в периоды
наибольшего ухудшения отношений между нашими
странами.
Московский государственный
университет имени М.В. Ломоносова играет
заметную роль в реализации курса на развитие
сотрудничества между Россией и США в различных
областях науки и образования.
В Московском университете всегда
придавали большое значение изучению
американского общества, его истории и культуры,
стремились развивать плодотворные,
взаимовыгодные отношения с американскими
коллегами, ведущими университетами США даже
тогда, когда отношения между нашими
государствами переживали не лучшие времена.
На различных факультетах МГУ работает
большая группа ученых, в научной и
преподавательской деятельности которых
проблематика США занимает ведущее место. На
историческом факультете уже более четверти века
функционирует специализированная лаборатория
по изучению США.
В 1998 году МГУ совместно с Институтом
Франклина и Элеоноры Рузвельт и государственной
президентской библиотекой Франклина Рузвельта в
городе Гайд Парк учредили Фонд изучения США
имени Франклина Д. Рузвельта.
Недавно отмечался 25-летний юбилей
партнерских отношений МГУ с университетом штата
Нью-Йорк. На базе Московского университета
действует Общероссийская ассоциация изучения
США, членами которой являются и американские
коллеги; проводятся летние школы по
американистике для аспирантов и молодых ученых
со всей нашей страны, также проходящие с участием
американских профессоров.
В 2004 году исполнилось 30 лет
плодотворного сотрудничества между Россией и
США по линии программы Фулбрайт. Одной из
важнейших составляющих этой программы обменов
стали курсы лекций американских профессоров на
историческом факультете МГУ. В этом деле уже
накоплен большой позитивный опыт.
Программа берет свое начало в 1974 г. Ее
инициатором и непосредственным организатором
был известный советский американист, основатель
лаборатории по изучению истории США при кафедре
новой и новейшей истории профессор Н. В. Сивачев.
В настоящее время программа официально носит его
имя. Научной базой стала солидная школа
американистики, созданная за последние
десятилетия на историческом факультете МГУ.
Положительные итоги и долголетие
российско-американской программы обменов в
области преподавания истории США во многом
определяются глубокой специальной подготовкой
студентов-американистов кафедры новой и
новейшей истории (зав. кафедрой проф. Е. Ф. Язьков).
Начиная с III курса, студенты, специализирующиеся
по истории США, слушают годовой курс по истории
страны - от колониального времени до наших дней.
Более специальные профессиональные навыки
студенты приобретают при изучении на III курсе
источниковедения и прохождении годового
лекционного курса по историографии новой и
новейшей истории в странах Западной Европы и
Америки. Кроме того, студенты-американисты
слушают по своему выбору ряд специальных курсов
как по методологическим проблемам новой и
новейшей истории, так и по отдельным вопросам
истории США.
Студенты ведут также большую
самостоятельную работу в рамках специальных
семинаров под руководством профессоров и
преподавателей. Это важнейшая сторона
профессиональной подготовки выпускников,
которая строится на углубленном самостоятельном
изучении первоисточников: документов и
материалов государственных органов и
политических партий, профсоюзов и других
массовых организаций, прессы, мемуаров и
обширной литературы.
В процессе совершенствования
специализации и профессиональной подготовки
студентов лекции американских профессоров
заняли важное место. Ведь, слушая эти лекции,
студенты III,IV и V курсов прежде всего получают
определенную сумму знаний от специалистов, для
которых история США - это история собственной
страны, что предопределяет глубокое знание
событий, фактов и источников, архивных
материалов, часто недоступных российским ученым.
За прошедшие годы с лекциями на
историческом факультете выступил 31 профессор из
США. Они представляли широкую географию
университетов (от Калифорнии до Нью-Йорка),
разнообразный спектр исторических школ и
методологических подходов. В их лекциях был
охвачен широкий круг проблем истории США: от
войны за независимость до "нового курса" Ф.
Рузвельта.
Первым историком, прочитавшим в 1974 г.
интересный специальный курс о движении за
социальные реформы в США с начала XX в. до конца
1930-х годов, был профессор Д. Кронон из
Висконсинского университета. В следующем 1975 г.
курс лекций по истории американского рабочего
движения в 1914-1945 гг. прочитал профессор
Калифорнийского университета Д. Броуди. Дважды, в
1976 г. и 1982 г., посещал МГУ профессор Мэрилендского
университета Э. Смит, посвятивший свои лекции
проблеме рабства и важнейшим вопросам
партийно-политической борьбы в США в первой
половине XIX в.. Следует подчеркнуть, что Э. Смит -
ветеран второй мировой войны, является в США
одним из самых больших энтузиастов
сотрудничества с нашей страной. Вместе с другими
профессорами он многое делал и делает для
успешного осуществления программы обменов в
области образования.
В 1977 г. читал курс о происхождении
рабства типичный представитель "южной"
исторической школы профессор университета
Северной Каролины П. Уолкер. Следующие два
спецкурса лекций были посвящены вопросам
зарождения и деятельности политических партий в
США с конца XVIII и до середины XIX в., но они заметно
отличались друг от друга. Профессор
Иллинойсского университета У. Солберг в 1978 г.
представил традиционную интерпретацию истории
политических партий, а профессор
Калифорнийского университета Р. Келли в 1979 г.
рассмотрел те же вопросы под углом зрения
этно-культурного направления в американской
историографии.
Другой представитель Калифорнийского
университета, проф. Л. Литвак, лауреат премии
Пулитцера, посвятил свой курс в 1980 г. важнейшим
преобразованиям периода Гражданской войны,
Реконструкции и их последствиям в политической
борьбе в США во второй половине XIX в.
В 1981 г. проблемы партийно-политической
борьбы конца XIX - начала XX в. рассмотрел
вице-канцлер Миссурийского университета проф.
Ю.Трани. Важные аспекты проблемы рабства и
негритянской истории были затронуты в 1983 г.
профессором Северо-Восточного университета Дж.
Фредериксоном (ныне работающим в Стэнфордском
университете). В 1984 г. в центре курса лекций
профессора Миссурийского университета Р.
Маккинзи вновь стояли вопросы
партийно-политической борьбы периода "нового
курса" Ф. Рузвельта. Яркий и оригинальный курс
по проблемам "джексоновской демократии"
прочитал в 1985 г. профессор Нью-Йоркского
университета Э. Пессен. В последующие годы в
лекционных курсах затрагивались такие важные
аспекты, как конституционная история США,
проблемы индустриализации и истории бизнеса,
история массовых демократических движений и
рабочего класса, проблемы истории американской
культуры.
Даже краткий перечень специальных
курсов, прочитанных американскими профессорами
на историческом факультете МГУ, свидетельствует
о важности затронутых вопросов, широте и
разнообразии проблематики и большом объеме
информации и конкретных знаний, которые получили
слушавшие лекции студенты и аспиранты. При этом
следует подчеркнуть, что профессора Д. Броуди, Р.
Келли, Л. Литвак, Э. Песен, Э.Фонер являются
ведущими представителями современной
американской историографии. И непосредственное
знакомство с их работой имело большое значение и
для подготовки студентов, и для научной работы
российских американистов. Кроме них в программе
чтения лекций приняли участие такие видные
американские историки, как Дж. Купер, Р. Абрамс,
Р.Хоуз, С. Армитедж, Р. Черны, У. Шейд и другие.
Все без исключения американские
профессора - высоко квалифицированные,
эрудированные специалисты, они ответственно и
серьезно отнеслись к чтению лекций, в интересной
форме представили материалы своих курсов,
установив контакт с аудиторией.
Они охотно общались со студентами и
коллегами во внеаудиторной обстановке,
проявляли стремление поделиться имеющимися
знаниями. Кроме регулярных лекций американские
профессора проводили еженедельные
встречи-консультации со студентами, на которых
углубленно обсуждались и проблемы спецкурсов, и
вопросы, интересующие студентов в рамках их
специализации, подготовки курсовых и дипломных
работ. На этих встречах, как и в ходе других
контактов, как правило, обсуждались и вопросы,
выходящие за рамки курса или узкой специализации
студентов.
Программа пребывания американских
профессоров в МГУ предусматривает не только
лекции в Московском университете, но и встречи с
коллегами в институтах РАН, в том числе
регулярные выступления перед сотрудниками
сектора США и Канады Института всеобщей истории
и сотрудниками Института США и Канады. Кроме
того, американские историки выезжают в
краткосрочные командировки для чтения лекций в
других университетах страны. Например,
постоянное гостеприимство в течение этих лет
оказывали американским коллегам историки
Санкт-Петербургского университета.
Таким образом, программа обменов в
области преподавания создает благоприятные
возможности для ознакомления российских
американистов с работой современных
представителей американской историографии. Она
способствует совершенствованию специализации
студентов, получению определенной суммы знаний,
важной для них фактической информации.
В ходе лекций и консультаций иногда
возникают довольно острые споры, полемика, но они
никогда не выходят за академические рамки. Эти
дискуссии требуют от студентов активизации и
привлечения знаний не только по истории США, но и
по философии, истории России, культуре и
литературе. Опыт полемики с авторитетными
представителями западной историографии
помогает будущим специалистам выработать научно
обоснованные принципы ведения
профессионального диалога с зарубежными
историками, придерживающимися разных
теоретико-методологических и идейных принципов.
Это важное качество представляется совершенно
необходимым для будущих специалистов в области
всеобщей истории (и истории США в том числе).
Важно отметить, что общение с
американскими профессорами в ходе лекционного
курса и вне его ведется на английском языке.
Другими словами, история США изучается на языке
этой страны в едином процессе, что повышает
качество и значение данных лекционных курсов. В
результате, к настоящему времени разностороннюю
подготовку через эти лекционные курсы прошли
несколько сотен студентов.
Однако ценность программы обменов в
области преподавания не только в этом. Она многое
дает самим американским историкам: на протяжении
четырех месяцев они получают возможность
широкого общения с российскими коллегами,
аспирантами и студентами и в стенах научных и
учебных заведений, и в домашней обстановке. Это
позволяет им глубже познакомиться с
достижениями российской исторической науки,
высшего образования, культуры и искусства, с
образом жизни российских людей. Важность этой
стороны программы трудно переоценить, учитывая
скудость информации о нашей стране в США, ее
зачастую предвзятый характер. Побывавшие у нас
профессора положительно оценивают опыт своих
поездок. Об этом свидетельствуют их письма,
интервью, публичные выступления. С большинством
из них историки Московского университета
поддерживают и развивают профессиональные
контакты.
В июне 2004 года в МГУ прошла
конференция, посвященная 30-летию программы
Фулбрайт. Для участия в этом событии были
приглашены все американские профессора,
читавшие лекции на историческом факультете МГУ
за этот период. Более половины из ныне
здравствующих лекторов, участников программы,
смогли вновь приехать в Москву, чтобы
встретиться с коллегами, со своими бывшими
слушателями и нынешними студентами. Помимо
научных вопросов американской истории на
встрече обсуждались проблемы и перспективы
самой программы. За прошедшие годы многое
изменилось. С одной стороны, исчезла экзотика
советских времен, привлекавшая в свое время
американских профессоров в нашу страну. С другой
стороны, лекционная программа в МГУ оказалась
вынуждена конкурировать с аналогичными
программами в ведущих университетах мира за
право пригласить видных американских историков
для работы в Московском университете. В
результате уменьшилось количество подаваемых
заявок, а значит - сократились возможности отбора
подходящих тем лекционных курсов и
соответствующих кандидатов. Несколько раз
программа оказывалась на грани срыва. К этим
трудностям добавились и другие проблемы
финансового и организационного характера.
На последней встрече в МГУ все эти
проблемы активно обсуждались. Все участники
подчеркнули большое значение программы для
развития российско-американских научных обменов
и высказались за принятие определенных мер для
решения возникших проблем в целях ее дальнейшего
развития. Было решено образовать нечто вроде
неформальной ассоциации участников этой
программы как с американской, так и с российской
стороны. Эта группа будет подключаться к
процессу поиска и рекрутирования возможных
кандидатов для участия в лекционной программе.
Была полностью поддержана идея создания сайта
программы в Интернете, который будет давать
информацию о МГУ, о лекционной фулбрайтовской
программе, представлять фотографии участников с
их краткими комментариями о своем пребывании в
России, поддерживать диалог российских и
американских ученых в виде форума и рассылки
информации. Обсуждались и другие конкретные шаги
для повышения статуса и престижа программы
чтения лекций по истории США в МГУ.
Программа обменов в области
образования, таким образом, приносит большую
взаимную пользу. Она содействует расширению и
укреплению деловых связей между университетами
России и США и, что еще более важно, - росту
взаимопонимания и доверия между нашими народами.
Именно поэтому историки-американисты МГУ готовы
и впредь делать все необходимое для продолжения
и развития этой программы.
In 2004 Moscow State University and the Fulbright Program celebrate the 30th anniversary of the N.V. Sivachev chair on American history at the MSU Department of History. The article reviews the history of the Fulbright lecturing program at the Department of History, shows its importance for Russian-American academic exchanges and for the study of American history in Russia. Contemporary problems and prospects for the future of this program are also analyzed and discussed in the article.