Александр Кубышкин

Дж.У.Фулбрайт и американское высшее образование

    Джеймс Уильям Фулбрайт (1905-1995) хорошо известен нам как видный американский политик, на протяжении пятнадцати лет занимавший пост председателя сенатского комитета по иностранным делам и выступавший подчас с острой критикой внешнеполитического курса администраций США от Д.Эйзенхауэра до Р.Рейгана [1]. Поистине всемирную популярность Фулбрайту принесла его знаменитая программа научных обменов - одна из наиболее престижных среди ученых всего мира. Более 250 тыс. студентов, преподавателей и ученых, начиная с 1948 г. получили возможность не только провести научные исследования, но и самое существенное - расширить свои представления о культуре, истории и научных достижениях других государств.
    Среди своих коллег-конгрессменов Дж.У. Фулбрайт имел репутацию интеллектуала и значительно выделялся (особенно в 1940-50 годы) на общем фоне американских политиков своей образованностью, чувством собственного достоинства и принципиальностью - качествами, которые он выработал под влиянием семейного воспитания и в результате хорошего образования.
    Будучи по своим философским убеждениям идеалистом - прагматиком, Фулбрайт как и один из наиболее близких ему американских политиков, В.Вильсон, полагал, что именно образование способно разрушить барьеры между государствами и способствовать сближению и укреплению взаимопонимания народов, живущих в разных социально политических системах. На протяжении всей своей жизни Дж. У. Фулбрайт прямо или косвенно был связан с американскими университетами. В своей известной книге "Самонадеянность силы", изданной в 1967 г., он, указывая на то, что сам давно не имеет непосредственного отношения к университету, высказал свою точку зрения относительно той важной роли, которую университет играет в американском обществе в критический период его развития (имелось в виду антивоенное движение, охватившее американские кампусы). "Основной функцией высшего образования, - писал в свое книге Фулбрайт, - независимо от особенностей текущего момента, требований правительства и промышленности к университетам и от вознаграждения за выполнение этих требований, является обучить всему, что встретится в будущем, сделать жизнь человека богаче, развить свободное и любознательное мышление, привнести разум, справедливость и гуманность в отношения между людьми и народами". [2]
    В рамках данной статьи мы постараемся рассмотреть отношение Фулбрайта к проблемам высшего образования и проследить взаимосвязь некоторых его идей с положением и общественной ролью американского университета.
    Как отмечает автор наиболее известной биографии Фулбрайта проф.Арканзасского университета Р. Вудс, чувство уважения к университету и университетскому сообществу Биллу Фулбрайту (так называли его родные и друзья) было привито в семье ( глава которой, Джей Фулбрайт, из богатого фермера стал процветающим предпринимателем) и, главным образом, матерью, Робертой Фулбрайт,которая сама была незаурядным и творческим человеком и имела тесные связи с Арканзасским университетом в Файетвилле, где проживала семья Фулбрайтов. У нее было много друзей на философском и экономическом отделении университета, и университетские преподаватели были частыми гостями в доме Фулбрайтов. [3]
    Созданный в 1871 г. как государственное высшее учебное заведение на выделенном по закону Моррила (1863) земельном участке (Land Grant University) Арканзасский университет в начале ХХ века был довольно провинциальным учебным заведением. Число студентов не превышало и тысячи, а для поступления в университет было достаточно и 3-х лет средней школы, то есть в университет можно было поступить в 16-17 лет. Пожалуй, наиболее примечательным в университете был его гуманитарный факультет (School of Arts and Science). Сельскохозяйственный же факультет, имевший большое значение для аграрного Арканзаса, влачил довольно жалкое существование.
    Перемены начались в 1920 г. Президент университета Д.Футралл (кстати, близкий друг семьи Фулбрайтов) провел энергичные реформы, организовал ряд экспериментальных сельскохозяйственных станций и сельскохозяйственный колледж превратился в престижное и популярное учебное заведение. В 1923 г. было создано отделение философии и психологии, куда были приглашены первоклассные преподаватели из ведущих университетов страны, в 1924 г. была создана юридическая школа, а двумя годами позже и школа бизнеса.
    С успехом закончивший среднюю школу Билл поступил в университет и никогда впоследствии не жалел о своем выборе. Выходец из состоятельной и известной в городе семьи Билл Фулбрайт заметно выделялся среди сверстников не только увлечениями (гольф и автомобили), но и присущим ему аристократизмом и сдержанностью. Он был избран президентом студенческого общества (фратернити) "Сигма Си" и стал членом еще нескольких студенческих организаций. В университете он начал живо интересоваться политикой (политические науки стали его специализацией) и в мае 1923 г. был избран президентом студенческого совета. Интересно, что одновременно с Фулбрайтом в пятистах милях к югу от Файетвилля президентом студенческого совета стал и студент Юго-Западного университета в штате Техас Линдон Джонсон, будущий сенатор и президент США.
    Однако летом 1923 г. из-за семейных проблем Билл был вынужден прервать учебу и вернулся в университет лишь весной следующего года. Тем не менее, несмотря на перерыв, он успешно сдал выпускные экзамены и получил аттестат с оценкой "B" (аналог нашей четверки), что было совсем не плохо, если учесть, что подавляющая часть выпускников получила "C" (то есть "удовлетворительно").
    О своих планах на будущее Билл говорил осторожно: предполагалось преподавание или работа за границей. О политической деятельности не упоминалось.
    Осенью 1924 г. Биллу предложили престижную стипендию Родса для продолжения учебы в Оксфорде. Стипендия присуждалась за научные и спортивные достижения и была хорошим шансом для молодого арканзасца вступить в немногочисленный тогда круг американской университетской интеллектуальной элиты. В Оксфорде под влиянием своего наставника Р. Маккалэма Дж. У. Фулбрайт в течение трех лет усиленно занимается вопросами британского конституционного строя, парламентской демократии, интересуется проблемами рабочего и профсоюзного движения. Свобода в сочетании с ответственностью - вот главное условие функционирования демократического правительства: к такому убеждению приходит получивший магистерскую степень в Оксфорде Билл Фулбрайт.
    Вернувшись в Соединенные Штаты в разгар экономической депрессии, Фулбрайт поступил в столичный университет Дж.Вашингтона - один из наиболее престижных в стране университетов, известный свои высоким уровнем преподавания юридических и политических наук. Билл выбрал юриспруденцию. Учебу Фулбрайт сочетал с работой, занимая скромную должность в Департаменте юстиции. По сложившейся в США традиции многие студенты столичных университетов стараются практиковаться в различных государственных учреждениях уже во время учебы, чтобы получить не только необходимые профессиональные навыки, но и солидные рекомендации для успешного продолжения карьеры. В университете Дж. Вашингтона молодой Фулбрайт и начал в 1934 г. свою преподавательскую карьеру: он занял должность инструктора (первая, самая младшая преподавательская должность в американском университете) на юридическом факультете. В настоящее время один из учебных корпусов университета Дж. Вашингтона носит имя Дж. У. Фулбрайта.
    В Вашингтоне Дж. У. Фулбрайт не только получил основательное юридическое образование, но и первые впечатления от политической жизни американской столицы, деятельности конгресса, различных правительственных учреждений. Именно здесь он становится убежденным сторонником политики "Нового курса", проводимой Ф.Д. Рузвельтом, и одновременно противником изоляционизма во внешней политике, которого придерживалась подавляющая часть Конгресса США.
    В 1936 г. Фулбрайт вернулся в родной Арканзас, где вскоре был принят на должность инструктора юридического отделения в своем университете. Казалось, ему предстоит рутинная академическая карьера с постепенным должностным повышением на протяжении многих лет. Однако вскоре судьба Фулбрайта круто изменилась. 12 сентября 1939 г. в автокатастрофе погиб президент Арканзасского университета Дж.Футралл, друг семьи Фулбрайтов и покровитель самого Билла. Очевидным кандидатом на вакантную должность президента университета стал талантливый экономист и администратор Дж. Уотерман. Но на предложение совета попечителей университета занять президентское кресло Уотерман ответил отказом, заявив, что он мог бы согласиться на должность вице-президента, а вот президентом он рекомендует назначить Дж.У.Фулбрайта.
    Причину отказа Уотермана можно понять, если учесть одно немаловажное обстоятельство: он был евреем, а проблема антисемитизма в тогдашних Соединенных Штатах была весьма актуальна. Следует напомнить, что американские колледжи и университеты в 1930-40 гг. были особенно труднодоступны для евреев, радикалов и женщин. Так, в Йельском университете до начала второй мировой войны на юридическом отделении не было ни одного преподавателя еврея [4].  По свидетельству известного американского историка науки Л. Грэхема, до 1979 г. не было ни одного чернокожего профессора в Гарварде (сейчас их около 20), а здание клуба университетских преподавателей этого самого престижного американского университета располагало двумя входами: парадным с фасада - для мужчин и задней дверью - для преподавателей-женщин [5].
    Кандидатура Фулбрайта была поддержана не только советом попечителей, но и самим губернатором штата К.Бейли (также близким знакомым семьи Фулбрайтов). В результате Фулбрайт стал самым молодым президентом университета в Соединенных Штатах: ему исполнилось 34 года. Назначение было полной неожиданностью для него, и он хорошо понимал уязвимость своей позиции. Занимая профессорскую должность только в течение года, он не написал ни одной научной статьи и не имел никакого административного и политического опыта. Между тем, традиционно президент университета считался в Арканзасе второй по значению политической фигурой после губернатора.
    Сам Дж.У. Фулбрайт говорил, что исполнять должность президента университета было для него "величайшим напряжением" [6]. Первое время он даже старался избегать контактов и разговоров с преподавателями и студентами и парковал свою машину непосредственно у служебного входа в свой оффис, дабы избежать излишнего общения.
    Тем не менее, уже в это время у молодого президента Арканзасского университета сложилась своя философия образования. "Задача университета, - говорил Фулбрайт, - состоит в том, чтобы убедить студентов в необходимости эффективного управления, научить их тому, что политика может стать наиболее почетной профессией и помочь лучшим студентам сделать политическую карьеру" [7].
    В своем первом президентском обращении Фулбрайт отверг расхожее мнение, будто цель образования заключается в том, чтобы "превратить мозги в деньги".
    За два года президентства в Арканзасском университете Дж.У. Фулбрайт в своих выступлениях и в своей деятельности поднял несколько важных тем, которые впоследствии не раз возникали и в его политической деятельности. Так, он неоднократно выступал против "болезни антиинтеллектуализма" и против враждебного отношения к политической деятельности. Президент университета активно защищал интересы штата и призывал жителей гордиться Арканзасом так же, как гордятся своими штатами жители Техаса и Калифорнии [8].
    Хотя Арканзас считался сугубо аграрным штатом, на его территории в те годы производился фактически весь американский алюминий. В 1940 г. доход на душу населения в Арканзасе был равен 240 долларам - самый низкий в стране. И это несмотря на значительные запасы природных ископаемых, гидрографические ресурсы и плодороднейшие земли. Фулбрайт активно, в духе идей "Нового курса" выступал за расширение федеральной помощи штату, в том числе и высшему образованию. "Почему, - с возмущением спрашивал он в письме конгрессмену К.Эллису, - Гарвард мог истратить в 1938-1939 гг. 14 млн. долларов, в то время как университеты западных и южных штатов, в которых обучались сотни тысяч студентов, не могли себе позволить и миллиона? Если демократия хочет выжить, Конгресс немедленно должен поддержать государственные университеты" [9].
    Cо времен Оксфорда Фулбрайт испытывал глубокий интерес к международным проблемам. Президентство в университете дало ему трибуну и возможность высказаться по ряду ключевых вопросов внешней политики США и международных отношений. В мире разгоралась война и Дж.У. Фулбрайт выступил против изоляционизма, призывая к объединению усилий в борьбе с угрозой нацизма. В июне 1940 г. он написал письмо президенту Ф.Д.Рузвельту, в котором призывал поддержать Англию, оставшуюся в одиночестве после разгрома Франции, и при этом обращался с предложением президенту активнее опираться на молодых политиков, способных более адекватно оценивать национальные интересы страны.
    Политическая активность президента Арканзасского университета и ее направленность не остались без внимания консервативного истэблишмента штата и противники внутренней политики Рузвельта под демагогическим лозунгом деполитизации университета потребовали отставки Дж. У. Фулбрайта с занимаемой должности. Возглавил эту кампанию не кто иной, как новый губернатор штата Арканзас Г.Эткинс, бывший член Ку-Клукс Клана, демагог и популист. В результате довольно грязной интриги 9 июня 1941 г. совет попечителей университета (состав которого был к этому времени сформирован из людей, лояльных Эткинсу) потребовал отставки Фулбрайта с поста президента университета. Фулбрайт отказался сделать это, ссылаясь на отсутствие даже формально перечня причин его отставки в требовании совета попечителей.
    Между тем, в кампусе начались студенческие демонстрации как в поддержку Фулбрайта, так и против него. Сторонников президента было в шесть раз больше. Взбешенный Эткинс в ответ объявил место президента вакантным до конца учебного года и назначил временно исполняющим обязанности президента декана сельскохозяйственного колледжа А.М. Гардинга.
    Когда отставленный таким образом Фулбрайт появился на выпускной церемонии, все 400 выпускников, а также многие присутствующие устроили ему овацию. Дж. У. Фулбрайт никогда не делал публичных заявлений по поводу своей отставки, хотя было очевидно, что это событие причинило боль и ему, и его семье. Вместе с тем, первая открытая схватка с политической демагогией и нетерпимостью в лице Эткинса закалила Фулбрайта, повысила его сопротивляемость, сделала более жестким и принципиальным в отстаивании тех взглядов и убеждений, которые он считал для себя единственно приемлемыми.
    Отставка с поста президента, как ни странно, способствовала взлету политической карьеры Фулбрайта. Уже в 1942 г. он был избран членом палаты представителей конгресса США, а в январе 1943 г. - членом комиссии по международным делам. В сентябре 1943 г. он вносит в палату представителей законопроект о механизме участия США в послевоенном урегулировании международных проблем (его предложения легли в основу проекта о создании ООН). Эта инициатива принесла Фулбрайту национальную популярность и создала высокую репутацию в конгрессе. В ноябре 1944 г. он был избран в сенат.
    Еще во время войны, находясь с визитом в Англии в 1944 г., Фулбрайт обсуждал с известным американским поэтом и интеллектуалом А. Маклишем идею создания образовательного и культурного центра при будущей ООН. В мае 1945 г. в переписке со своим другом Б. Симстером Дж.У. Фулбрайт высказал предложение о необходимости организации студенческого обмена между США и европейскими государствами в целях укрепления имиджа Соединенных Штатов за рубежом. Называлась цифра в 100 тыс. студентов ежегодно. Возникал вопрос: где взять деньги на финансирование программы? Фулбрайт выдвинул идею использовать для этой цели средства, полученные от продажи излишков военной собственности и имущества, расположенных по всему миру и оцениваемых примерно в 60-105 млн. долларов. Опираясь на группу сторонников этой идеи, Фулбрайт умело и тщательно подготовил процедуру принятия законопроекта. В качестве оппонентов программы обменов между студентами и учеными США и других стран выступили представители министерства обороны и госдепа, опасавшиеся, что программа может способствовать "внедрению в США агентов Коминтерна", который, кстати, к тому времени формально уже прекратил свое существование.
    В борьбе за создание программы научного обмена Дж.У. Фулбрайт использовал все аргументы, в том числе и принятый в 1944 г. так называемый "закон о помощи ветеранам" (JI Bill), согласно которому миллионы демобилизованных американских солдат получили возможность с государственной помощью поступить в колледж или в университет. Инициативу Фулбрайта поддержали известные конгрессмены сенаторы Дж. Махони (кстати, выпускник Гарварда) и У.Бентон, а также бывший президент США Г. Гувер. Так, У.Бентон заявил, что ветеранские организации получили "тысячи заявок от желающих поступить в зарубежные университеты" [10].
    12 апреля 1946 г. Сенат утвердил предложение Дж.У.Фулбрайта без предварительных слушаний, а 1 августа президент Г.Трумэн подписал соответствующий законопроект.
    Однако фактически программа международного обмена начала работать лишь через два года. 35 студентов и один профессор прибыли в США, 65 американских студентов и ученых отправились за границу. Через двадцать лет программа охватила уже 110 стран. Было заключено 45 официальных соглашений об организации обмена. За период с 1948 г. по 1966 г. 82 585 человек (среди них 47 900 студентов) получили стипендии Фонда Фулбрайта.
    По убеждению Дж.У.Фулбрайта, программа должна была бросить вызов национализму, ксенофобии, нетерпимости и предубеждениям, которые тогда господствовали в обстановке "холодной войны" в отношениях между странами. Необходимо отметить, что сам Дж.У.Фулбрайт в годы "холодной войны" вел свою упорную борьбу с демагогической и реакционной линией сенатора Дж.Маккарти, отстаивая и свою программу, и честное имя многих американских ученых и профессоров университетов, и одержал убедительную победу. Эта страница биографии Фулбрайта еще ждет своего исследователя.
    Одной из важнейших задач своей программы Фулбрайт полагал не только и не столько улучшение имиджа США за рубежом, сколько и взаимооcвоение европейской культуры американцами и американской - европейцами. До 1945г., за исключением Оксфордского и Лондонского университетов, ни в одном европейском университете не изучалась основательно ни история, ни культура Соединенных Штатов.
    Европейцы практически ничего не знали о важнейших аспектах формирования цивилизации в стране, ставшей к тому времени экономическим, политическим и военным лидером. Аналогичная ситуация относительно европейских исследований существовала и в cамих США. В своем стремлении преодолеть культурный изоляционизм послевоенной Америки Дж.У.Фулбрайт был не одинок. Так, в 1945 г. по инициативе чикагского промышленника У.Папски, газетно-журнального магната Г.Люса и президента Чикагского университета Р.Хатчинса был основан Институт Аспена, финансировавший всевозможные мероприятия, поощрявшие контакты американцев с европейской культурой. Впоследствии при помощи этого института был создан известный Центр им. А. Линкольна в Вашингтоне. В 1946 г. в Колумбийском университете был создан первый в стране исследовательский центр по проблемам России. Через год на средства фонда Карнеги был создан аналогичный институт и в Гарварде. С 1953 г. по 1966 г. Фонд Форда выделил 270 млн. долларов на международные исследования в 34 университетах страны. Наиболее активными инициаторами поиска средств для организации международных исследований были У. Донован (один из создателей ЦРУ), Дж.Дэвис (бывший посол США в Москве) и известный дипломат Дж.Кеннан [11].
    Программа американских исследований активно развивалась и в Европе. В 1947 г. был организован первый семинар в Зальцбурге. В 1949 г. создан Американский институт в Осло. К 1964 г. во всех западноевропейских странах были созданы программы по изучению американской истории и культуры.
    Безусловно, деятельность всех этих организаций невозможно оценивать без учета обстоятельств жесткого идеологического и политического противостояния в условиях "холодной войны". Вопрос о качестве высшего образования был также, по мнению многих американских политиков и Фулбрайта в их числе, вопросом стратегической важности и непосредственно затрагивал интересы национальной безопасности.
    В этом плане необходимо напомнить об эффекте, который произвел на американское политическое и научное сообщество запуск в октябре 1957 г. первого искусственного спутника Земли, осуществленный в Советском Союзе. В своей речи в сенате по поводу этого события (23 января 1958 г.) Дж. У. Фулбрайт обвинил администрацию Д.Эйзенхауэра в недостаточном внимании к вопросам высшего образования и призвал к выработке государственной политики с целью немедленного увеличения численности и улучшения качества подготовки студентов, специализирующихся в области математики, инженерных и естественных наук, а также в иностранных языках. Речь Фулбрайта получила большую огласку и вызвала оживленную дискуссию в американских научных и университетских кругах [12].
    Поддержали Фулбрайта и многие политики. Так, бывший президент Трумэн, с которым у сенатора всегда были довольно натянутые отношения, тем не менее, написал Фулбрайту теплое письмо, в котором полностью поддержал его идеи и высказал мысль о создании библиотеки своего имени как еще одого научно-исследовательского центра [13].
    Речь Дж.У.Фулбрайта легла в основу текста закона об "Образовании в целях национальной обороны", который, как известно, в конце 50-х - середине 60-х гг. привел к серьезным структурным изменениям в системе высшего образования в США, к значительному увеличению государственной помощи университетам и колледжам, то есть, по сути дела, ко второй образовательной реформе со времен закона Моррила. В период между 1960 г. и 1980 г. количество студентов в Соединенных Штатах удвоилось, достигнув цифры в 12 млн. человек (включая студентов двухгодичных колледжей), число университетов и колледжей возросло более чем на тысячу, превысив три тысячи [14].
    Будучи приверженцем педагогических теорий Д. Дьюи и У. Джеймса, Дж. У. Фулбрайт так же, как и они, полагал, что университет способен в процессе воспитания своих выпускников способствовать нравственному совершенствованию и общества в целом. Мы должны, писал он, цитируя Дж.Кеннана, исходить из предпосылки, что "решительной и смелой ликвидацией нездоровых политических принципов можно добиться гораздо большего уважения в глазах всего мира, чем самой упрямой настойчивостью в достижении сумасбродных и бескомпромиссных целей" [15].
    Это стремление действовать через убеждение, апеллируя к разуму и здравому смыслу, было свойственно Фулбрайту на протяжении всей жизни. Не являлся исключением и период 1960-70 гг., когда сенатор выступил не только как принципиальный и убежденный критик многих внешнеполитических акций своего правительства, но занял позицию арбитра в конфликте, охватившем американские университеты в разгар выступлений против войны в Индокитае и подъема общественного движения против расовой и социальной дискриминации.
    "Критиковать свою страну - значит уважать ее и оказывать ей услугу. В демократическом обществе критика является актом веры," - таково было политическое кредо сенатора. "Можно сомневаться в мудрости и эффективности движения протеста, объединяющего студентов, профессоров, служителей церкви и других, но нельзя сомневаться в их смелости, порядочности и патриотизме... В сущности, это движение является выражением национальной совести и проявлением традиционного американского идеализма" [16].
    Одновременно сенатор высказывался против экстремизма и неосторожных действий (вроде сжигания призывных карточек) со стороны студентов. Он был уверен, что "выход заключается в том, чтобы выражать свои мысли в форме, приемлемой для данного общества" [17]. Вместе с тем, он решительно стал на сторону университетов в их попытках сохранить автономию и воспрепятствовать, в частности, размещению военных правительственных заказов в университетских лабораториях. "Когда университеты в своей деятельности слишком ориентируются на выполнение текущих нужд правительства, они вносят в нее атмосферу бизнеса, утрачивая одновременно свое назначение как учебного центра" - отмечал Дж. У. Фулбрайт [18].
    Становясь на службу правительству, университет забывает о своем высоком назначении способствовать пересмотру унаследованных нами от предков идей, от которых зависит жизнь человечества, - утверждал Фулбрайт и решительно высказывался против того, "чтобы университеты вели себя подобно новобранцам, призываемым на действительную службу" [19].
    Эти мысли и размышления Дж. У. Фулбрайта актуальны и сейчас, когда американские университеты вступили в полосу глубокой трансформации и в условиях усиливающейся коммерциализации все чаще превращаются в университеты-промышленные корпорации, что весьма далеко от того образца университета-оплота демократического образования и воспитания, к которому апеллировал сенатор.
    В 1982 г. Арканзасский университет присвоил имя Фулбрайта колледжу искусств и наук, который он окончил. Дж. У. Фулбрайт был с почестями встречен в родном Файетвилле, где когда-то выдержал первое серьезное политическое испытание. Он уже давно был признан наиболее авторитетным арканзасцем в стране. Было объявлено о создании специального фонда в поддержку колледжа имени Фулбрайта в размере 30 млн. долларов, и первый миллион был внесен тут же. Поздравительную речь в честь виновника торжества зачитал Дж. К. Гэлбрейт.
    Через 10 лет другой арканзасец, которого тоже все звали Билл, был избран президентом США. У.Дж.Клинтон, давний знакомый Фулбрайта и его протеже, полностью разделял взгляды сенатора на вопросы высшего образования и в немалой степени способствовал расширению государственной поддержки университетов, особенно на Юге. В мае 1993 г. на торжественной церемонии в Вашингтоне он вручил сенатору Фулбрайту Медаль Свободы (одну из наивысших государственных наград США) в знак признания его заслуг перед страной, в том числе в деле укрепления и развития науки и высшего образования.
    Сенатор Джеймс Уильям Фулбрайт умер после тяжелой болезни 9 февраля 1995 г. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, в которой испытал и сладость триумфа, и горечь поражений. Более полувека он активно участвовал в политической борьбе, находился в гуще жарких внешнеполитических схваток и все-таки в глубине души оставался арканзасцем и патриотом своей страны. "Если радости жизни и имеют вообще какое-то отношение к политике, то только к внутренней, а отнюдь не к внешней, - писал он. - Это касается вопросов образования и культуры, трудоустройства, перестройки и украшения городов, а не войн на чужой территории и военно-политических союзов:" [20].
    Его вклад в развитие высшего образования и международного научного и учебного обмена был оценен десятками университетов, присудивших ему почетные степени и награды. Программа его имени продолжает дело, завещанное сенатором: способствовать "превращению международных отношений в ч е л о в е ч е с к и е отношения и поощрению принципа личной симпатии - этой редкой и чудесной способности воспринимать мир таким, каким его видят другие" [21].


  1. Отечественная литература о Дж.У.Фулбрайте в основном представлена работами В.Б. Воронцова. См.: Воронцов В.Б. Критикующий сенатор из Арканзаса//Новая и новейшая история, 1971, N3. С.109-121; Он же. Сенатор от Арканзаса. М.:Международные отношения, 1971; Он же. Сенатор ХХ века (О Дж.Фулбрайте). М.: Прогресс, 1992. Некоторые статьи и выступления самого Дж.У.Фулбрайта см. в кн. Американцы размышляют. Американцы критикуют. Проблемы внешней политики США. М.:Прогресс, 1967. С. 38-52, 205-206.
  2. Фулбрайт, Дж. Уильям. Самонадеянность силы. М.: Международные отношения, 1967. С.48. Книга вышла в издательстве "Международные отношения" со значительными сокращениями.
  3. Woods R.B. Fulbright. A Biography. Cambridge University press,1995. P.49.
  4. Daedalus.1997, Winter.P.11.
  5. Интервью с Л.Грэхемом // Вопросы истории естествознания и техники. 2004,N1.C.150.
  6. Woods R.B. Op.cit. P.57.
  7. Ibidem.
  8. Ibid.P.58.
  9. Ibid.P.60.
  10. Ibid.P.132.
  11. Garson D.W. Feature Review. The Cold War and the University//Diplomatic History. V.24. N 1, Winter 2000. P.151.
  12. Полный текст выступления Дж.У.Фулбрайта в сенате см: Congressional Record. Senate. Jan.23, 1958. PP.871-877.
  13. Off the Record. The Private Papers of Harry S. Truman. Ed. by Robert Y. Ferrell. N.Y. Penguin Books.1980. P.354-355. О взаимоотношениях между Г.Трумэном и Дж.У.Фулбрайтом см: McCullough D. Truman. N.Y.: Simon & Schuster, 1992. P.864.
  14. Lucas Ch.J. American Higher Education. A History. N.Y.: St.Martin's Griffin, 1994. P.228-229.
  15. Фулбрайт Дж.Уильям. Указ.соч. С.25.
  16. Там же. С.44.
  17. Там же. С.46.
  18. Там же. С.50.
  19. Там же. С.48.
  20. Там же. С.223.
  21. Там же.

J.William Fulbright and American University Education

    The article examines the approach of Senator J. William Fulbright to the development and current problems of higher education institutions in the United States. The author comes to the conclusion that democratization and connections between American universities and the international academic community were the key aspects in Senator Fulbright's activity as a politician and a great creator of the world - known scholar exchange program.


PreviousСодержаниеNext