Сергей Широбоков, Никита Бринёв

Эффективное управление университетом: роль международного образования в становлении конкурентоспособного вуза

    Глобализация и международная конкуренция, так же как и развитие науки, вынуждают нас задумываться о новых или измененных структурах высшей школы. Недостаток финансовых средств, изменения возрастной структуры населения России, новые политические и экономические процессы в Европе и в мире после окончания холодной войны и противостояния крупных политических блоков Востока и Запада заставляют нас идти на такие изменения, которые будут удачными, если они произойдут за счет собственных сил и по собственной инициативе, а не только от влияния извне.

Вузовские структуры в условиях конкуренции

    Среди важнейших задач высшей школы России выделяется задача интеграции образования и науки в мировую академическую систему, формирования специалиста, отвечающего высшим мировым требованиям, способного решать актуальные задачи развития гражданского общества. Очевидно, что международное сотрудничество является не только необходимым условием поддержки высокого уровня российского образования, но и механизмом реализации геополитических и внешнеэкономических национальных интересов. Высокий потенциал нашей высшей школы убеждает, что она может и должна стать в ряд ведущих мировых экспортеров образовательных и научных услуг, для чего необходимо активизировать, совершенствовать деятельность вузов по организации приема и обучения иностранных граждан, более эффективно использовать свой научно-педагогический потенциал.
    В международной системе высшего образования существует жесткая конкуренция за все виды ресурсов: за студентов и преподавателей (в особенности лучших), за общественные и частные фонды, за экспорт своих программ обучения, который осуществляется путем присутствия своих специалистов или через средства дистанционного образования.
    При этом качество и динамичность (способность реагировать на перемены) университета обратно пропорциональны степени контроля и прямо пропорциональны влиянию рынка, поощрению преподавателей и степени свободы преподавателей в реагировании на требования рынка. Активное участие выпускников вуза состоит в том, что они могут привлечь деловые и правительственные круги, фонды, а также других выпускников к финансированию и участию в делах университета. Выпускники безвозмездно предоставляют свое время и знания, жертвуют деньги, учреждают стипендии, организуют места практики и т.д.
    Как известно, для советской системы высшего образования помимо централизации и жесткой унификации была характерна и изоляция от внешнего мира. В годы разрядки эта изоляция несколько ослабла, но окончательно "железный занавес" в образовательной и научной сферах рухнул в результате революционных перемен конца 1980 - начала 1990-х гг. Выход отечественной высшей школы на международную сцену, означавший начало демократизации вузовской системы, стимулировал пересмотр ряда устаревших подходов в данной области.
    Пути реформирования системы образования в России зависели от нового понимания роли высшего учебного заведения. Итак, для чего же сегодня нужен вуз? Стандартный ответ - для подготовки высококвалифицированных специалистов. Однако такой утилитарный взгляд на систему высшего образования - наследие индустриальной эпохи и тоталитарного режима, когда вузы считались лишь "производителями" "кадров" для нужд милитаризированной страны, жившей по законам осажденной крепости.
    Современные вузы выполняют многочисленные социальные функции, которые вовсе не сводятся к "производству кадров", они должны быть генераторами новых идей, "культурными инкубаторами", двигателями социально-экономического развития. "Вузам следует бросать вызов устоявшимся идеям и стимулировать дебаты в обществе", - справедливо замечает Р.Левински (Independent. 29.05.2003).
    Не беда, что многие выпускники институтов работают не по специальности, не идут на производство. Главное - со студенческой скамьи формировать в них восприимчивость к новому, стимулировать творческий потенциал, развивать предприимчивость, умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Иными словами, на первый план выходят интеллектуальные способности, а не способность к усвоению определенного объема информации, которая очень быстро устаревает.
    Вузы должны выполнять ожидания поступающих в вузы студентов, а также науки, экономики и общества. Больштнство студентов ожидают от вузов прежде всего образования, - высококвалифицированного профессионального образования. Только меньшинство стремится в обучении и образовании к науке как профессии. Университеты должны отвечать и этим ожиданиям. Сегодня уже очевидно, что акцент в вузовской деятельности должен делаться на качество подготовки конкурентоспособного специалиста.
    Можно выделить четыре критерия оценки такого качества: объем профессиональных знаний, усвоение коммуникативной культуры, стремление к дальнейшему профессиональному росту, способность к рефлексии.
    На основе определения понятий "оценка качества подготовки специалиста", "профессиональная компетентность", "конкурентоспособность" дается определение "конкурентоспособности специалиста" как социально-педагогической категории. Конкурентоспособный специалист - это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся образовательных ситуациях за счет владения методами решения большого ряда профессиональных задач.
    Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста - процедура, которая выявляет с помощью системы методик состояние субъекта (специалиста), позволяет определить параметры его личностно-профессиональных свойств, характеристик, соответствующих потребностям общества, различных социальных групп, рынка образовательных услуг и рынка труда.
    Наука стремится к сохранению и передаче знаний и науки как составной части культурного наследия, к распространению знаний и расширению границ науки. Общество ожидает от вузов научно обоснованных решений проблем любого рода и во всех сферах жизни людей.
    Как можно лучше всего организовать выполнение задач высшей школы в таких условиях? Для этого необходимо оценить, что станет определяющим в развитии высшей школы в будущем. Определяющие элементы развития высшей школы в будущем - это индивидуальность, междисциплинарные связи и интернациональность.
    Индивидуальность отдельного вуза, отдельной специальности. Вузы, ввиду сложности требований, предъявляемых к университетам и дифференциации в науке, способны выполнить свои задачи только посредством разграничений между вузами. Данные задачи могут быть выполнены только путем правильной расстановки приоритетов и задач второго плана. О приоритетах часто и охотно говорят и в политике, и в высшей школе. О менее важных задачах - обратной стороне приоритетов - при неизменных или уменьшающихся средствах говорят редко или вообще не говорят. Расстановка приоритетов при распределении средств с увеличивающимся финансированием - несложный процесс. Расстановка приоритетных и менее важных задач при сокращаемых средствах означает мучительные решения, совещательные и принимающие решения структуры приобретают в этой ситуации куда большее значение, чем в то время, когда возможно распределение прироста дополнительных средств.
    Ни один университет, ни один институт ввиду дифференцированного развития науки в отдельных дисциплинах и ввиду расходов на науку, особенно в экспериментальных дисциплинах, более не в состоянии предлагать представленные в нем предметы во всем их разнообразии.
    Необходимо разветвление сети вузов, чтобы у молодого поколения было достаточно возможностей учиться в вузах, и обучение в них соответствовало как ожиданиям студентов, так и ожиданиям рынка рабочей силы.
    Расширение сети необходимо также и для того, чтобы обеспечить в сфере науки достаточный уровень знаний, быть в состоянии оценить мировые научные открытиям и разработкам и, по меньшей мере, в некоторых областях науки играть ведущую в мире роль.
    Однако институциональный индивидуализм ни в коем случае не должен привести к тому, чтобы небольшие предметы и области знаний, кажущиеся сегодня незначительными, исчезли с научной карты России.
   Междисциплинарные связи. Развитие специализации и профильного обучения в сфере научных исследований необратимо. Однако следует заметить, что новые открытия появляются не только за счет углубления специализации, а часто на стыках традиционных дисциплин или благодаря соединению открытий из областей науки, внешне не связанных между собой.
    Нужно подчеркнуть, что способность к междисциплинарному подходу в исследованиях должна развиваться во время обучения как методологическая основа.
    Это приобретает еще большую значимость в свете того, что в последние годы требования рынка рабочей силы претерпели драматические изменения. От университетов ожидают сегодня не просто профессионально подготовленных специалистов, а специалистов широкого спектра применения, владеющих языками разных наук и способных общаться на них с представителями разных наук.
    Требование транс- и междисциплинарных связей однако не должно увести нас от того, что такие связи могут стать плодотворными только на фундаментальной основе. Транс- и междисциплинарные связи без укоренения в одной или нескольких дисциплинах легко могут привести к поверхностности.
   Интернациональность во всех сферах, включая мобильность студентов, ученых и администраторов. Тому, кто не бывал за пределами своей страны, гораздо труднее представить себе, что обучение, образование подрастающего поколения, повышение квалификации, а также само управление в высшей школе могут осуществляться совершенно по-другому.
    Исторические переломы последних 20 лет свидетельствуют о том, что будущее развитие высшей школы пронизано влиянием интернациональности: развитие информационных и коммуникационных технологий, развитие науки в условиях интернациональной конкуренции, глобализации рынка рабочей силы, на котором выпускники и выпускницы вузов (а опосредованно через них и сам вуз) должны доказать свою пригодность, слияние Европейского Союза и его научного сообщества в единое глобальное пространство в Европе и т.п. Интернациональность простирается вплоть до вспомогательных служб и администрации, которые должны оказывать сервисные услуги интернационально ориентированной науке. Интернациональность не исключает региональных отношений. Но региональные отношения вуза, не ориентированного на интернациональные связи, угрожают ему превращением в обычный провинциальный вуз.
    Таким образом, высшая школа 21 века находится под влиянием противоречий между индивидуальностью и институциональной кооперацией, междисциплинарными связями и специализацией, между интернациональностью и региональными отношениями.
    Опыт последних лет убедительно показывает ограниченность управления высшей школой на основе законов и распоряжений. Система высшей школы - это сложная система, и каждый отдельный вуз является сложной системой. Путь к повышению эффективности высшей школы лежит через конкуренцию. Вузы уже находятся в условиях конкуренции за ученых, репутацию, за подрастающее поколение молодых ученых, за профессоров на замещение должностей. Существует также и конкурентная борьба за студентов. Не требует доказательства утверждение, что цель конкуренции - повышение качества и эффективности.

Среди основных элементов повышения конкурентоспособности вуза в настоящее время отмечаются следующие.

  1. Высшей школе необходима институциональная автономия в различных сферах деятельности. Ей необходима автономия в академической сфере. Последовательная реализация более значительной автономии высшей школы приходит в противоречие с едиными на территории страны нормам. Такого рода единые, распространенные на всей территории нормы ведут, с одной стороны, к затруднениям в сфере профильного обучения в вузе. С другой стороны, уменьшается скорость реакции высшей школы на актуальные требования и изменения в науке и на рынке рабочей силы.
        В соответствии с этим высшей школе необходимо больше и больше свободы действия, т.е. институциональной автономии в академической сфере. Автономия такого рода может быть принята только вместе с ответственностью и отчетностью. Сюда следует также включить личную ответственность администрации высшей школы, например, при обсуждении правовых вопросов в соответствующем министерстве. Автономия должна быть связана с оценкой и с аккредитацией институтов и программ.
  2. Высшей школе необходима финансовая автономия. Здесь особое значение придается бюджету, или - как это практикуется в ряде зарубежных вузов - двусторонней прозрачности статей бюджета и бюджетных средств.
  3. Высшей школе нужна и персональная автономия.
  4. Высшей школе необходима организационная автономия, так как не все организационные модели одинаковым образом подходят всем вузам Высшая школа должна быть в состоянии учитывать локальные и региональные особенности и положение дел в отдельном вузе.
  5. Другой стороной требования институциональной автономии является ограничение роли государства в общем руководстве и правовом надзоре, хотя, безусловно, ввиду ответственности правительства и парламента за государственную систему высшего образования правовой надзор и общее руководство необходимы.
        Высшей школе нужно иметь на уровне федерации основной закон о высшем образовании, на уровне же регионов возможны различные варианты. Это касается, прежде всего, организационных и управленческих структур, поскольку то, что, к примеру, соразмерно деятельности крупного университета, не подойдет вузу, который еще только создается. При различных вариантах организационных и управленческих структур это означает также и различные модели руководства вузом и факультетами, так как в крупных вузах, которые состоят из многочисленных сложных подсистем, формирование руководства факультетом может быть совершенно иным, чем в малом вузе.
  6. Организационная структура должна соответствовать следующему принципу: разделение совещательных функций, функций принятия решений и контроля, что позволит соединить компетентность в принятии решений, ответственность за последствия и персональную ответственность.

Глобализация и интернационализация

    Феномен глобализации - рост международной торговли, открытие рынков сбыта, многосторонние инициативы с целью поддержания устойчивого роста - затронул многие отрасли экономики различных стран. Технологические перемены способствовали развитию производства, маркетинга, которые, в свою очередь, способствовали глобализации.
    Высшее образование, в основном, считалось заботой органов на национальном или региональном уровне, однако, имеются доказательства глобализации и в этой области.
    В одном из докладов (1996 г.) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждается, что глобализация стала господствующей тенденцией в мировой экономике и приводится ряд хорошо известных причин: либерализация торговли и процедуры капиталовложений и, как их следствие, изменения в отношении к политике, ориентированной на рынок; возрастающая мобильность капитала; развитие "компетентных сообществ", особенно посредством значительного увеличения количества высококвалифицированных работников и ускорения технического прогресса. В докладе отмечается, что, хотя глобализация и влияет благотворно на мировое сообщество, наряду с победителями всегда есть и побежденные, а именно: неквалифицированные работники, сельскохозяйственные районы и страны с неразвитыми людскими ресурсами.
    Какое отношение данная ситуация имеет к высшему образованию? Один ответ на этот вопрос дается Международной ассоциацией ректоров университетов (IAUP, 1995 г.), которая представила доклад о стратегии интернационализации, заканчивающийся следующими словами:
    "Мы решительно настаиваем на том, чтобы все учреждения системы высшего образования активно содействовали процессу интернационализации своих учебных заведений, а также компетентности и грамотности своих студентов, что является необходимым для исконного стремления к более миролюбивой обстановке в мире, в которой понимание межнациональных проблем и сотрудничество в их решении будет особенно важным условием по обеспечению качества жизни и поддержания экономического, социального и культурного развития".
    Другой ответ на этот же вопрос дал Дуглас М. Виндман из Нью-Йоркского государственного университета в 1996 г. Он отмечал, что интернационализм следует рассматривать как подготовку к капитализму XXI века, и , хотя в настоящее время еще не существует единого мнения по поводу ответа на вопрос, почему университет или колледж должен интернационализироваться, необходимо четко понять, что успех ныне промышленно развитых стран в сферах экономики будущего, основанной на интенсивных познаниях и услугах, требует не просто усовершенствованного высшего образования, а такого высшего образования, которое интегрируется с международной политикой правительств и частного сектора. Проблема состоит в достижении этой интеграции при одновременном сохранении традиционных универсальных целей, стоящих перед высшим образованием".
    По мнению Гранта Макберни, "интернационализация" - это способы мышления и деятельности, не сдерживаемые государственными границами или традициями, и активный поиск вдохновения и свежих идей из других стран; превращение в учебное заведение с глобальной ориентацией означает процесс распространения обучения физически или виртуально по всему миру.
    Доказательством этого служит тот факт, что глобализация экономики и развитие технологий создают экономику глобального знания, которая предполагает интернационализацию производителей и выпускаемой продукции, - и особенно университетов и других учреждений высшего образования и предлагаемых ими программ обучения.
    Но надо ли так легко признавать связь между глобализацией и интернационализацией? Питер Скотт, проректор Кингстонского университета, предлагает свой подход к различиям между "глобализацией" и "интернационализацией", а именно:
    международными являются далеко не все университеты, но все они в одинаковой степени подвержены процессам глобализации, - частично как объекты и даже жертвы этих процессов, но отчасти как субъекты или главные посредникиами глобализации
    В вышеупомянутом докладе ОЭСР в дополнение к сказанному говорилось, что отношение к региональным структурам в противовес глобальным стало более важным за последние 10 лет и что поддержка процессов интернационализации государством и общественностью проходила на фоне того, что смысл этого термина еще не был до конца ясен. По мере того, как интернационализация обретает конкретные и видимые формы, её поддержку, возможно, будет сложнее сохранить на таком же высоком уровне, который имел место на этапе принятия общей концепции.
    Необходимо помнить, что учебные заведения интернационализируются по нескольким причинам:

    Интернационализация должна способствовать совершенствованию хотя бы одной основной функции университета - образованию, научным иследованиям, служению обществу. Это требование может быть выполнено посредством улучшения таких показателей деятельности, как репутация университета, его доходы, качество выпускников, количество студентов, взаимодействие с общественностью в более широком смысле. Другое требование - высокое качество деятельности. В этом контексте университет участвует в ряде национальных и международных процессов обеспечения качества.

Роль международного образования и сотрудничества

    Для того, чтобы лучше понять сущность международного образования, а также важность его для высшей школы, профессор Джозеф Местенхаузер, профессор Университета Миннесоты, США, приводит разницу между международным образованием (international education) и интернационализацией (internationalization). Международное образование реализуется на практике как набор определенных программ, задачей которых является дополнительная подготовка студентов к будущей профессии, развитие знаний, умений и навыков, которые могут пригодиться выпускникам на рынке труда любой страны.
    Интернационализация же определяется как программа реформ на институциональном уровне, которая начинает работать, когда образовательное учреждение наталкивается на необходимость коренных реформ вследствие изменившихся внешних условий развития образования. Сущность интернационализации заключается в ее всеобъемлющем характере, сочетающем междисциплинарные, многоуровневые и кросс-культурные ценности, а также в том, что интернационализация охватывает всю вузовскую структуру: как весь процесс обучения, так и управление им.
    В своих исследованиях профессор Местенхаузер также выделяет следующие тенденции, на основе которых должны строиться программы международного образования:

    Вместе с тем, выделяются и причины, требующие системного преобразования в вузах на основе интернационализации:

  1. разрыв между доступным и существующим знанием признан, задача образования - предоставить возможность получения знания на основе глобальных источников (global networks);
  2. в настоящее время существуют человеческие ресурсы для преодоления этого разрыва (в данном случае приоритеты смещаются с вузовского образования на подготовку педагогических кадров);
  3. вузы должны приложить все усилия для принятия концептуальных и структурных мер по интеграции международного образования в управление университетом, признавая его приоритетным;
  4. студенты понимают всю важность и необходимость получения знаний, умений и навыков, которые помогут им занять достойную нишу на рынке труда любой страны;
  5. международное образование шире, чем просто подготовка специалистов: выполняя более широкие задачи, международное образование должно занять достойное место в приоритетных направлениях таких сфер как экономика, бизнес, маркетинг, международные отношения.
  6. В качестве инструмента оценки процесса интернационализации вуза можно привести организационную модель, разработанную Брендой Еллингбо и Джозефом Местенхаузером:

    Все чаще опыт ведущих зарубежных вузов показывает нам, что одним из основных направлений повышения эффективности и качества образования является коллективное предпринимательство, особенно в условиях увеличивающейся децентрализации университетов.
    Интересен опыт университета Монэша, Австралия, где в качестве объекта кейс-стади профессор Бартон Кларк анализирует вопросы, связанные с интернационализацией, применительно к двум основным направлениям деятельности: превращение в учебное заведение с глобальной ориентацией и интернационализация педагогического опыта.
    Бартон Кларк, исходя из анализа деятельности пяти инновационных европейских университетов, описывает, как посредством предпринимательских действий осуществлялась их трансформация. Он отмечает, что эффективное коллективное предпринимательство не выводит университет за границы законной деятельности; напротив, оно может способствовать появлению ресурсов и инфраструктуры, увеличивающих возможности университета и позволяющих ему по качеству и репутации перейти на более высокий уровень, привлекательный для рынка.
    В подобном же духе план развития университета Монэша констатирует, что предпринимательская деятельность - важный авпект работы университета и этого не следует стыдиться. В ситуации продолжающегося сокращения государственного финансирования высшего образования целью должно стать расширение возможностей опираться в вопросах финансирования на собственные силы. Обучение студентов-иностранцев предоставляет в рассматриваемом отношении большие возможности.
    Планируя и осуществляя деятельность по интернационализации обучения, университет может использовать подходы, заимствованные у бизнеса, в том числе планирование, финансовое моделирование, изучение рынка по заказу и методы идентификации рисков. Полученная информация не предопределяет характера действий. Она используется в рамках комплексного рассмотрения стратегических, академических и деловых измерений. "Самый дешевый" или "самый удобный" вариант поставки образования может быть академически ненадежным. Ясно, что репутация университета зависит от академического качества его учебных программ. Процесс принятия решений в таком случае контролируется советом, а точнее, его академической комиссией и консультационным советом, состоящим из исполнительной группы старших преподавателей университета и привлеченных представителей общественности.
    Для рассмотрения неакадемических аспектов потребностей международного образования создаются новые структуры. Многие университеты создают полностью принадлежащие им компании, на договорной основе оказывающие следующие услуги:

    Таким образом, можно утверждать, что роль международного образования нельзя переоценить в период, когда глобализация приводит к жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг: это не только требование времени, когда новые информационные технологии способствуют глобальному знанию, но и шаг к постоянной работе над улучшением качества образования, что в настоящий момент является гарантом устойчивого положения на рынке.
    Включение России в Болонский процесс, с каждым годом расширяющиеся контакты с ведущими зарубежными университетами, развитие академической и профессиональной мобильности говорят о необходимости научного подхода к вопросам международного образования, интернационализации субъектов образования. Россия в состоянии использовать положительный зарубежный опыт, преобразовать накопленный за многие годы собственный и выступить на международном рынке образовательных услуг с новыми, интересными предложениями. Главным для каждого вуза остается в настоящий момент определение собственной миссии: быть ли ему региональным отраслевым вузом или же конкурентоспособным высшим учебным заведением, заинтересованным в развитии международного образования.


Effective University Management:
the Role of International Education in Building a Competitive University

    The article addresses some of the issues of effective university management and the role of international education in raising the competitiveness of a university. General tendencies of the development of higher education in the world and issues related to the process of globalization and internationalization are studied. The article focuses, particularly, on the role of internationalization in the development of higher education. It considers some of the latest ideas in the field of comparative and international education.


PreviousСодержаниеNext