В. Мойсевич, Л. Мойсевич
г. Тара.
Образование играет
важнейшую роль в становлении человека как
социально-полноценного гражданина. То есть,
обучая, мы либо воспитываем будущего достойного
гражданина, либо формируем безответственную
инфантильно-пассивную личность, которой в бурно
меняющемся мире будет трудно выжить. Многое тут
зависит от того, как мы учим.
Пребывание в США обогатило нас как
педагогов по нескольким направлениям. Прежде
всего это было общение на высоком уровне, когда
шла сверка часов по вопросам : "Чему учить ?"
и "Как учить?". Мы осознали, что, ставя перед
собой цель развивать личность обучаемого
средствами предмета "иностранный язык", мы
должны прежде всего научить его быть
ответственным и счастливым гражданином своей
планеты.
Обучая английскому языку, мы должны
подготовить воспитанника к сложностям реальной
жизни, к самостоятельности, к интеллектуальной и
гражданской активности. Многое тут зависит от
того, как и на основе какого материала мы учим.
В результате посещения занятий в
американских школах и вузах, общения с
заокеанскими коллегами, мы укрепились в мысли,
что эффективными являются коллективные и
интерактивные способы обучения, педагогика
сотрудничества, проектная методика. Они дают
обучаемым не только знания, но и воспитывают
активную жизненную позицию.
После поездки за океан в нашей работе
появились дебаты, конкурсы спичей. При
подготовке к ним старшеклассники и студенты
следуют алгоритму ПОПС, где
Во время проведения дебатов и конкурса спичей действуют такие правила, как:
Из Америки нами привезен и
активно используется богатый страноведческий
материал. Изучая этот аутентичный материал,
студенты и старшеклассники самостоятельно
приходят к пониманию законов и норм гражданского
общества, образа жизни американцев, их
озабоченностью судьбой своей страны и гордостью
за нее. И здесь наших студентов и школьников ждет
не только ломка прочно укоренившихся в их
сознании стереотипов, но порой и сильное
изумление при знакомстве с некоторыми фактами,
которые, по их мнению, никак не могут быть в
демократическом обществе. Чего стоит, например,
один только запрет на продажу спиртных напитков,
включая пиво, лицам моложе 21 года. Немало
стереотипов было разрушено и в нашем сознании, и
не только в отношении к США. Пребывание за
океаном выявило ошибочность некоторых наших
суждений относительно нас самих. Например, что у
нас самая красивая природа, или что мы ленивы и
плохо и мало работаем, или, как это ни печально,
что мы по-прежнему великая супердержава.
Теперь, когда мы побывали на
бейсбольном матче, посетили правительственные
учреждения, посмотрели бродвейские
представления, поработали в американских
библиотеках, подстригали газонокосилкой лужайку
перед домом ,нам гораздо проще ответить на
вопросы наших обучаемых, дать ответ на основе не
только литературных источников, но и личного
опыта. Мы не только рассказываем об американском
жилище, о том, с какой любовью и уважением
американцы относятся к своей истории, как они
просто помешаны на охране природы, но и
показываем фотографии и видеофильмы, что придает
нашим рассказам дополнительную эмоциональную
окраску, создает эффект соучастия.
Мы неоднократно выступали с лекциями и
беседами перед коллегами, студентами, учащимися,
по местному телевидению.
В результате наши студенты и
старшеклассники стали проявлять живой интерес к
английскому языку и Америке, выступать с
различными докладами на студенческих и школьных
конференциях. А ученица 9 класса Даша Рябинина
даже рискнула принять участие в конкурсе "Freedom
Support Act" - и победила : в августе она на целый год
поедет учиться в американской школе.
Мы же после пребывания в США не только
обогатили свой кругозор и знания языка, но и
стали более открытыми всему новому вокруг - новым
знаниям, технологиям. Компьютер в нашем доме
появился сразу после поездки. Благодаря ему мир
приблизился к нам, а мы стали более доступны для
него.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]