В.П. Рылов
г. Омск
Гражданское общество в Российской
Федерации с момента провозглашения рыночных
преобразований и принятия действующей
Конституции РФ стремительно развивается от
моноструктурной ориентации к многообразию
различных общественных, экономических,
идеологических формаций. Динамика этого
десятилетнего развития настолько стремительна,
что ее вполне хватило бы для другой страны и на
сотню лет.
Как же чувствует себя
среднестатистический рядовой гражданин, каков
вектор его устремлений, желаний, мотиваций, какой
комфорт или дискомфорт он испытывает от общения
с "власть предержащими", какие проблемы
пытается преодолеть с их помощью или надеясь на
себя и свое "родственное" окружение?
Разброс ответов на эти вопросы,
естественно, весьма обширен и зависит от
возраста, национальности,
социально-экономического положения,
принадлежности к определенному общественному
течению, приверженности какой-либо идеологии.
Однако можно, пожалуй, выделить главное звено, в
наибольшей мере определяющее стабильность и
устойчивость жизненного "кредо" гражданина
или, напротив, формирующее его нигилизм,
антиобщественные и антигосударственные
настроения. Этим звеном, на взгляд автора,
является "семья - ячейка государства".
Как известно, в Конституции РФ главной
целью реформирования общества провозглашено
построение социально-ориентированного
государства, а в качестве главного объекта
государственных забот обозначен человек,
гражданин РФ. Однако, как показывает ход реформ и
достигнутые промежуточные результаты, заботы о
человеке у государства отступили на дальний
план, первое же место прочно заняли соображения
макрополитики, конъюктурные проблемы и решение
вопросов обеспечения благополучия властных
структур, их защиты, поддержки тонкой прослойки
образовавшейся олигархии - новых буржуа, активно
устремившихся во власть. Достаточно привести
пример недавно проведенного съезда "Союза
правых сил", где идейным вдохновителем СПС А.Б.
Чубайсом достаточно четко сформулирована
основная цель - занимать ключевые посты в
регионах и верхнем эшелоне власти. При этом в
идеологической платформе СПС, если вообще можно
о ней говорить, не нашлось места для оценки
теперешней ситуации экономического положения
рядового гражданина и разработки направлений
его улучшения.
На взгляд автора, такие противоречия в
целях Конституции и реальной ситуации
проявились как следствие пренебрежения
рассмотрением феномена социально-экономической
и идеологической деятельности - семьи, ее роли в
обществе, влияния на семью динамики внешней
среды, ее адаптации, пределов запаса прочности
этой ячейки общества.
Влияние семьи на жизненную позицию и
поведение индивида впервые учли в Японии и
других странах Востока. Японский менеджмент ввел
понятие "фирма - одна семья" и стал умело
применять его на практике с целью повышения
эффективности работы компаний. Одним из
следствий учета этого фактора стало отсутствие
внутрифирменных забастовок.
В экономической литературе роль семьи,
семейного хозяйства отражена в работах Г.С.
Бекера, Э.Дж. Долана, Д. Линдсея [1-3].
Разработаны модели взаимодействия семейного
хозяйства, как поставщика трудовых ресурсов для
фирм и потребителя создаваемых благ,
равноправного партнера сложных финансовых
потоков, осуществляемых в экономике.
Сделана попытка учета фактора семьи
при распределении социальных льгот (например,
жилищных субсидий) в России, в том числе,
смягчении напряженности на рынке труда [4].
Однако, по мнению автора, одностороннее
освещение аспектов влияния семьи на
формирование, скажем, только экономического
менталитета гражданина, недостаточно. Требуется
комплексный анализ разных сторон деятельности
семьи, ее участия в политической,
социально-экономической, идеологической сферах
жизни общества, семейного менеджмента и увязки
его с другими ступенями иерархии менеджмента,
начиная от управления фирмы до управления
государством.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]