Анохина В.М., Павлова М.Б.
г. Омск

Воспитание гражданина в современной школе

    Заканчивается XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний. Согласно И. Канту, самосознание и осознания внешнего мира согласуются между собой: "Сознание моего собственного бытия есть одновременно непосредственное осознания бытия других вещей, находящихся вне меня". Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из национальных культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и верными. Все отличное будет казаться ему чуждым и враждебным. Именно на этом, например, была основана пропагандистская кампания второй половины 40-х гг. в СССР, целью которой было насаждения идей советского патриотизма.
    При этом ЦК ВКП (б) нетерпимо относился к любым попыткам его ревизии. Газета "Культура и жизнь" подвергла резкой критике К. Симонова, попытавшегося разграничить патриотизм "инстинктивный" и "истинный": "Различие между ними заключается якобы в том, что первый, "превращаясь в своего рода шоры", мешает советским людям "видеть и узнавать незнакомый мир", второй - наоборот, помогает людям познать этот чуждый мир, признать отдельные положительные стороны американской техники и быта. "Им недоставало, - пишет К. Симонов о людях первой категории, - чувства духовного превосходства над чужим миром, обладая которым можно было, не роняя собственного достоинства, призвать, что американские автострады или кинематографы с охлаждением воздуха - отличные вещи и жаль, что мы еще не имели возможности завести такие же у себя. Надуманное, фальшивое деление патриотизма советских людей на две категории приводит писателя к ошибкам".
    Об особенностях советского патриотизма писал известный прозаик В. Тендряков: "Все русское стало вдруг вызывать возвышению болезненную гордость... Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы - гвоздики "Норд" стали "Севером", французская булка превращается в московскую булку, В Ленинграде исчезает улица Эдисона:. Ходили слухи, что один диссертант доказывал: Россия - родина слонов:". Тендряков В. объясняет такие настроения, взгляды особой психологией победителей, которая была у советских людей в послевоенный период: невозможно одержать победу и не ощутить самодовольстве, не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты заслуживал? Для преодоления отрицательных последствий державного патриотизма необходимо национальное самосознание, принятию многообразия мира, к диалогу с носителями которое является важнейшим шагом к принятию многообразия мира, к других культур.
    В период перестройки и после распада СССР обрушилась другая крайность. В сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма. Эти мысли прослеживаются в сочинениях учащихся школы ? 15 г. Омска: ": сейчас, наверное, не за что любить Родину, так как она ничего для тебя не делает (Александр С.)", ": для меня патриотизм не имеет большого значения (Олег Ч.)"; "Любить Родину надо, по-нашему поколению ее любить не за что, она ничего нам не дала, почти ничего. Может это чувство возникает оттого, что у нас такое правительство? И мы все время сравниваем наше страну с Западом:. Я до сих пор не могу понять - люблю свою Родину или нет. У наших родителей чувство любви к Родине угасает. Если правительство будет работать в интересах людей, то мы будем любить свою Родину и гордиться ей (Лена Т.)".
    Ситуация, сложившаяся в России за последние десять лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и горечах своего родного дома". Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится. Учащиеся школы ? 15 пишут: "В моих делах чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда по телевизору передают, что на войне снова убили наших солдат: мне становится обидно за свою страну (Лина Ц.)"; ": я берегу природу, не бросаю мусор, покупаю отечественную продукцию (Марина К.); "чувство патриотизма проявляется у меня на общегородских субботниках, работе на пришкольном участке (Таня П.); "любить свою Родину - это значит помогать в решении проблем, связанных с экологическими загрязнениями (Наташа К.)"; "Я думаю, что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за Отечество: Любовь моя искренняя, и я ее люблю за то, что она воспитывает характер, отвечает за нас (Евгений В.)".
    В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые считают, что учитель истории не должен заниматься воспитанием патриотизма, любви к Родине и к "малой" в том числе.
    Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Выпускница школы пишет: "Я думаю, что воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, и общество. С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое. Вспомним как наша страна праздновала 55-летие Победы в Великой Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить (Виолетта А.)".
    Итак, задача поставлена, верно. Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства:" (Закон РФ "Об образовании". Преамбула).
    Считаю, что воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:

  1. необходимо резко различать национальное и националистическое, изучать истории различных народов, населяющих Россию;
  2. воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;
  3. необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

    На роли гражданского образования в системе патриотического воспитания бы хотелось остановиться подробнее. Как уже отмечалось, после краха старой партийно-государственной идеологии наблюдалась некоторая растерянность у педагогов, особенно гуманитарного цикла. Со временем стало ясно, что все-таки необходима система позиций, принципов, целей, которая должна объединять общество. Такой объединяющей системой может стать гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отставать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Гражданственность - это единство правовой, политической и нравственной культуры. Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества".
    Большие возможности для гражданского образования школьника содержатся в содержании большинства учебных предметов.
    Незаменимую роль играет в школе специальный курс "Граждановедение", который решает те задачи гражданского образования, которые не могут решить литература, география, история. Этот курс содержит сведения о государстве, законах, правах и обязанностях человека, о его культуре, о гражданских добродетелях.
    Таким образом, при соответствующей организации учебного и воспитательного процесса, определили национальных приоритетов возможно воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам человека. Мы живем в жесткое время, полное драматизма, но граждан страны не покидает надежда на возрождение России, ибо (как пишет в своей работе ученица Настя Ф.) "у нее героическое прошлое и большое будущее".

Список литературы:

  1. Вяземский Е.Е. и др. Историческое образование в современной России. - М., 1997.
  2. Фатеев А.В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма. - преподавание истории в школе, 1995, ? 7, С. 2.
  3. Тендряков В.В. Охота. - М., 1991, с. 198.
  4. Никитин А.Ф. О гражданском образовании. //Преподавание истории в школе, 1995, ? 1.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]