Наволоцкая М.А.
г. Омск

Гражданское образование в сельской школе

    Гражданское образование в школе является одной из главных задач на сегодняшнем этапе. Добиться его значительного повышения невозможно без кардинальных изменений в структуре, содержании и организации учебно-воспитательного процесса. Отрадно, что в 1992 году в рамках общероссийской образовательной реформы была развернута программа "Обновление гуманитарного образования в России".
    Практика образования в демократических странах показывает, что гражданское образование занимает в содержании работы различных учебных заведений значительное место. Бывшие школьники должны знать свои права и обязанности, знать, куда обратиться в случае нарушения их законных прав, знать основные механизмы правового регулирования общественной и личной жизни; они должны иметь представление о демократической правовой системе, отличиях права в демократических государствах от права государств тоталитарных, авторитарных и т.д.
    Нынешний период развития Российского государства ставит нас перед фактом, что гражданское образование должно быть существенным элементом школьного образования уже сейчас, а не через несколько лет.
    Не менее важна отработка методов гражданского образования, которые были бы адекватны новым задачам:

  1. Необходимость выработать национальную идеологию, способную в этот сложный период развития страны объединить о российских граждан, не оторвав их от семьи народов мира. Главными принципами и идеями данной идеологии являются: своеобразный "культ" нравственности; права человека; уважение и бережное отношение к прошлому, патриотизм, укрепление семьи, защита детства; доброе, дружеское отношение к другим народам и нациям, укрепление демократии.

    В стадии практической реализации находится сегодня гражданское образование, которое определит завтрашний день школы, а значит, окажет значительное влияние и на развитие всего общества.
    Изучение первого в российской школе курса "граждановедение" ставит целью дать правовое образование прежде всего учащемуся, а также привлечь семью школьника к решению сложных правовых проблем, которые сегодня стоят перед школой. Школьникам нужны основы правовой культуры.
    Осмысление с этих позиций роли гражданского образования заметно активизирует творческие силы администрации, педагогического коллектива и родительской общественности для поиска новых форм организации учебно-воспитательного процесса. Однако пока мы можем говорить лишь о начальном этапе этих поисков, хотя необходимость их осознается всеми. И сейчас, как никогда, требуется заинтересованное участие всех образовательных учреждений в этих исследованиях и сотрудничество и общественными институтами.
    Каким образом реализуется в нашей школе гражданское образование и формируется правовая культура учащихся?
    Вся учебно-воспитательная работа по граждановедению разделена на три ступени, которые составляют систему образования гражданина демократического правового государства.

Первая ступень.

    На этой ступени главными участниками выступают учащиеся начальной школы (1-3 классы), с которыми ведется в легкой, интересной и занимательной форме работа по ознакомлению детей с основными правами и свободами и возможностями их применения в жизни. У учащихся воспитывается отрицательное отношение к правонарушениям, преступлениям и другим порокам. Администрация, педагог-психолог, учителя и родители определяют границы поведения ребенка "Можно", "Нельзя", "Нужно", т.е. подводят мышление ребенка к понятию о праве, о милосердии, о долге, совести и любви к своей Родине.
    В качестве примеров можно привести:

    Все это способствует нравственному возвышению личности ребенка, его самоорганизации и самореализации. Именно с первого класса знакомим ребенка с азбукой гражданской нравственности, которая усложняется на второй и третьей ступени.

Вторая ступень.

    Здесь происходит приобщение учащегося к миру взрослых, рассмотрение проблемы добра и зла, порядка и беспорядка, понятия культуры. В 5-7 классах дается представление о демократии, о культуре.
    Например, круглый стол "Культура - это красота".

Темы:

"Культура - это гуманизм, добро",
"Культура - это свобода, демократия",
"Культура - это правда, справедливость, это главенство закона",
"Культура - это уважение к прошлому своего народа" (патриотизм),
"Культура - это уважение к другим народам и особенностям их жизни, стремление к дружбе и сотрудничеству с ними",
"Культура - это МИР".

    Принять участие в таких круглых столах приглашаются работники культуры и искусства, проводятся встречи с участниками войн (В.О.В., Афганской и Чеченской), с представителями зарубежных стран (США, Германия). Дети участвуют в областной детской программе "В гостях у царицы Музыки", проводится день театра в школе (встреча с артистами театра "Галерка", ТЮЗа, театров кукол, с выставкой детских рисунков для того или иного спектакля, обмен впечатлениями). Также проводятся встречи с архиепископом Омско-Тарской Епархии Феодосием в школе, экскурсии в православные монастыри; праздники: "Я люблю тебя, Россия", "Весна идет - весне дорогу", конкурсы рыцарей, "Мама, папа, я - культурная семья"; оказывается помощь престарелым, инвалидам войны. Традиционным стало проведение в школе выставки "Бабушкины руки", общешкольная игра состоящая из шести туров.

  1. "Не победа, а участие". Суть - поэтапное раскрытие содержания того, за что играющие отдают свои голоса, а также осваивают сам процесс выборов на основе личных предпочтений. Участие в этой игре помогает ребенку с учетом имеющихся знаний сделать осознанный выбор. Дети приобщаются к пониманию реальной окружающей действительности.
  2. Для 8-9 классов: "О демократии и демократических выборах". Это погружает учащихся на первой стадии подготовки участия более подробно познакомиться: с документами о правах человека, с конституцией России, обратиться к истории зарождения демократии, конституции США (к первой поправке). Что такое референдум и федеральный закон "О референдуме РФ".

    В процессе подготовки и участия в данной игре дети осознают, что демократия - это народное правление осуществляемое народом ради народа. Понимают, что в условиях демократии действует правило большинства голосов, что избирают официальных лиц для принятия политических решений, формирование законов и проведение в жизнь различных программ улучшения жизни общества.
    На этом этапе сами учащиеся организуют самоуправление в школе. Хорошим примером практического участия в общественной жизни школы и села является Отряд юных друзей милиции (ЮДМ), в который вошли учащиеся 8-9 классов, 60 человек. Это дети, которые выдержали конкурс, они имеют удостоверение, оказывают большую помощь в поддержании должного порядка в школе, в селе. Если в других школах покой и порядок охраняли специальные работники милиции, то в нашей школе эти функции на себя взял отряд ЮДМ.
    У них как у взрослых, свой кабинет, план работы, протоколы, беседы, инструкции, линейки, поощрения и наказания - все это повышает ответственность юных граждан перед Законом. Сложилась определенная система правового взаимоотношения учителя, ученика, родителя. Мы пришли к необходимости сформулировать по возрастному признаку права и обязанности учащихся для того, чтобы дети раньше чувствовали себя гражданами. Учащиеся принимают активное участие в определении тех или иных прав и обязанностей в доступном для их понимания виде.
    Например, мы представляем школу в смотрах, соревнованиях, конкурсах, в соответствии со своими возможностями, знаниями и умениями. Учащиеся принимают участие в общешкольных, районных и областных соревнованиях, конкурсах (есть победители этих конкурсов). Учителя помогают подвести ребят к нравственной оценке и самооценке своих действий. В школе проводятся интересные занятия в дискуссионном клубе (темы: "Судьба и Родина едины", "Музыка и мы", "Своя земля и в горсти мила").
    Человеку исполнилось 14 лет. Кончилось детство. 14 лет - это как бы преддверие самостоятельности. Вступление в юность совпадает с официальным признанием девочки и мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта. Получение паспорта - большое событие, и важно, чтобы память сохранила этот день как день значительный и радостный. Сам документ - паспорт - заполняется заранее в паспортном столе РОВД с соблюдением установленного законом порядка. По этому поводу в школе особый вечер, на который приглашены не только сами 14-летние, но и обязательно их родители и близкие, школьные друзья. Заранее на видном месте в селе и в школе вывешивается красочное объявление о торжественном вручении паспорта. Например, "В нашей школе вручаются паспорта 50 девочкам и мальчикам. 50 человек мы принимаем в великое братство граждан России". Здесь же в школе - стенд "Добрые дела 14-летних". На сцене в актовом зале происходит церемония. На столе - цветы, изображение паспорта, флаг России. Рядом с ведущим - начальник паспортно-визовой службы Лопарева Л. П. На креслах в первом ряду белые чехлы и эмблемы "14 лет". Виновников торжества приглашают в зал занять места в первом ряду, за ними сидят близкие родственники, гости, последние ряды заняты учащимися, которым нет еще 14 лет.
    Ведущий открывает церемонию. Затем начальник паспортно-визовой службы называет фамилию, имя, отчество того, кто получает паспорт и вручает паспорт (можно заранее расписаться в книге), поздравляет. С паспортом вручается памятка:
    "Ты юный (юная) гражданин (гражданка) России, получаешь сегодня паспорт в знак твоей гражданской зрелости, твоего права быть гражданином и твоих обязанностей перед твоей Родиной - Россией!
    Гордо и бережно храни его ничем незапятнанным! Будь достойным гражданином родного Российского государства!"
    После слова поздравления предоставляются ветеранам труда, отличникам учебы, родителям, учителям. И, наконец, концерт участников школьной самодеятельности и бал - игры, танцы, викторина.

Третья ступень.

    10 - 11 классы. Формирование личности человека как полноправного гражданина.
    На этом этапе учащиеся знакомятся с Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией России. Проводятся лекции, организуются круглые столы, вечера вопросов и ответов на гражданско-правовые темы, встречи с работниками милиции, суда, прокуратуры, депутатами. Учащиеся участвуют в игре "Избирательное право", знакомятся с органами государственной власти и местного самоуправления, с типами демократии, а также с конкретными законами, составляющими основу избирательного права и избирательного процесса.
    Итогом является деловая игра "Мы учимся выбирать", состоящая из трех этапов:

  1. "Выдвижение кандидата".
  2. Предвыборная агитация.
  3. Голосование и подведение итогов выборов.

    Все вышеизложенное позволяет сократить количество правонарушений будущих выпускников школы. Реализация программы гражданского образования, бесспорно, имеет важное значение, поскольку сегодня каждому человеку необходимо понимание того, что быть гражданином - это значит глубоко осознавать сопричастность своему народу, нести ответственность за то, что происходит в стране.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]