Наволоцкая М.А.
г. Омск
Гражданское образование в
школе является одной из главных задач на
сегодняшнем этапе. Добиться его значительного
повышения невозможно без кардинальных изменений
в структуре, содержании и организации
учебно-воспитательного процесса. Отрадно, что в
1992 году в рамках общероссийской образовательной
реформы была развернута программа "Обновление
гуманитарного образования в России".
Практика образования в
демократических странах показывает, что
гражданское образование занимает в содержании
работы различных учебных заведений значительное
место. Бывшие школьники должны знать свои права и
обязанности, знать, куда обратиться в случае
нарушения их законных прав, знать основные
механизмы правового регулирования общественной
и личной жизни; они должны иметь представление о
демократической правовой системе, отличиях
права в демократических государствах от права
государств тоталитарных, авторитарных и т.д.
Нынешний период развития Российского
государства ставит нас перед фактом, что
гражданское образование должно быть существенным
элементом школьного образования уже сейчас,
а не через несколько лет.
Не менее важна отработка методов
гражданского образования, которые были бы
адекватны новым задачам:
В стадии практической
реализации находится сегодня гражданское
образование, которое определит завтрашний день
школы, а значит, окажет значительное влияние и на
развитие всего общества.
Изучение первого в российской школе
курса "граждановедение" ставит целью дать
правовое образование прежде всего учащемуся, а
также привлечь семью школьника к решению сложных
правовых проблем, которые сегодня стоят перед
школой. Школьникам нужны основы правовой
культуры.
Осмысление с этих позиций роли
гражданского образования заметно активизирует
творческие силы администрации, педагогического
коллектива и родительской общественности для
поиска новых форм организации
учебно-воспитательного процесса. Однако пока мы
можем говорить лишь о начальном этапе этих
поисков, хотя необходимость их осознается всеми.
И сейчас, как никогда, требуется
заинтересованное участие всех образовательных
учреждений в этих исследованиях и
сотрудничество и общественными институтами.
Каким образом реализуется в нашей
школе гражданское образование и формируется
правовая культура учащихся?
Вся учебно-воспитательная работа по
граждановедению разделена на три ступени,
которые составляют систему образования
гражданина демократического правового
государства.
На этой ступени главными
участниками выступают учащиеся начальной школы
(1-3 классы), с которыми ведется в легкой,
интересной и занимательной форме работа по
ознакомлению детей с основными правами и
свободами и возможностями их применения в жизни.
У учащихся воспитывается отрицательное
отношение к правонарушениям, преступлениям и
другим порокам. Администрация, педагог-психолог,
учителя и родители определяют границы поведения
ребенка "Можно", "Нельзя", "Нужно",
т.е. подводят мышление ребенка к понятию о праве,
о милосердии, о долге, совести и любви к своей
Родине.
В качестве примеров можно привести:
Все это способствует нравственному возвышению личности ребенка, его самоорганизации и самореализации. Именно с первого класса знакомим ребенка с азбукой гражданской нравственности, которая усложняется на второй и третьей ступени.
Здесь происходит приобщение
учащегося к миру взрослых, рассмотрение проблемы
добра и зла, порядка и беспорядка, понятия
культуры. В 5-7 классах дается представление о
демократии, о культуре.
Например, круглый стол "Культура -
это красота".
Темы:
Принять участие в таких круглых столах приглашаются работники культуры и искусства, проводятся встречи с участниками войн (В.О.В., Афганской и Чеченской), с представителями зарубежных стран (США, Германия). Дети участвуют в областной детской программе "В гостях у царицы Музыки", проводится день театра в школе (встреча с артистами театра "Галерка", ТЮЗа, театров кукол, с выставкой детских рисунков для того или иного спектакля, обмен впечатлениями). Также проводятся встречи с архиепископом Омско-Тарской Епархии Феодосием в школе, экскурсии в православные монастыри; праздники: "Я люблю тебя, Россия", "Весна идет - весне дорогу", конкурсы рыцарей, "Мама, папа, я - культурная семья"; оказывается помощь престарелым, инвалидам войны. Традиционным стало проведение в школе выставки "Бабушкины руки", общешкольная игра состоящая из шести туров.
- Какой он избиратель? Знакомство с федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации" - принятой Госдумой 26 октября 1994 года и одобренной Советом Федерации 16 ноября 1994 года, вступил в силу 10 декабря 1994 года.
- Кто такой "гражданин"?
- О правовой культуре.
В процессе подготовки и
участия в данной игре дети осознают, что
демократия - это народное правление
осуществляемое народом ради народа. Понимают,
что в условиях демократии действует правило
большинства голосов, что избирают официальных
лиц для принятия политических решений,
формирование законов и проведение в жизнь
различных программ улучшения жизни общества.
На этом этапе сами учащиеся организуют
самоуправление в школе. Хорошим примером
практического участия в общественной жизни
школы и села является Отряд юных друзей милиции
(ЮДМ), в который вошли учащиеся 8-9 классов, 60
человек. Это дети, которые выдержали конкурс, они
имеют удостоверение, оказывают большую помощь в
поддержании должного порядка в школе, в селе.
Если в других школах покой и порядок охраняли
специальные работники милиции, то в нашей школе
эти функции на себя взял отряд ЮДМ.
У них как у взрослых, свой кабинет, план
работы, протоколы, беседы, инструкции, линейки,
поощрения и наказания - все это повышает
ответственность юных граждан перед Законом.
Сложилась определенная система правового
взаимоотношения учителя, ученика, родителя. Мы
пришли к необходимости сформулировать по
возрастному признаку права и обязанности
учащихся для того, чтобы дети раньше чувствовали
себя гражданами. Учащиеся принимают активное
участие в определении тех или иных прав и
обязанностей в доступном для их понимания виде.
Например, мы представляем школу в
смотрах, соревнованиях, конкурсах, в
соответствии со своими возможностями, знаниями и
умениями. Учащиеся принимают участие в
общешкольных, районных и областных
соревнованиях, конкурсах (есть победители этих
конкурсов). Учителя помогают подвести ребят к
нравственной оценке и самооценке своих действий.
В школе проводятся интересные занятия в
дискуссионном клубе (темы: "Судьба и Родина
едины", "Музыка и мы", "Своя земля и в
горсти мила").
Человеку исполнилось 14 лет. Кончилось
детство. 14 лет - это как бы преддверие
самостоятельности. Вступление в юность
совпадает с официальным признанием девочки и
мальчика гражданами страны. Им вручают паспорта.
Получение паспорта - большое событие, и важно,
чтобы память сохранила этот день как день
значительный и радостный. Сам документ - паспорт -
заполняется заранее в паспортном столе РОВД с
соблюдением установленного законом порядка. По
этому поводу в школе особый вечер, на который
приглашены не только сами 14-летние, но и
обязательно их родители и близкие, школьные
друзья. Заранее на видном месте в селе и в школе
вывешивается красочное объявление о
торжественном вручении паспорта. Например, "В
нашей школе вручаются паспорта 50 девочкам и
мальчикам. 50 человек мы принимаем в великое
братство граждан России". Здесь же в школе -
стенд "Добрые дела 14-летних". На сцене в
актовом зале происходит церемония. На столе -
цветы, изображение паспорта, флаг России. Рядом с
ведущим - начальник паспортно-визовой службы
Лопарева Л. П. На креслах в первом ряду белые
чехлы и эмблемы "14 лет". Виновников
торжества приглашают в зал занять места в первом
ряду, за ними сидят близкие родственники, гости,
последние ряды заняты учащимися, которым нет еще
14 лет.
Ведущий открывает церемонию. Затем
начальник паспортно-визовой службы называет
фамилию, имя, отчество того, кто получает паспорт
и вручает паспорт (можно заранее расписаться в
книге), поздравляет. С паспортом вручается
памятка:
"Ты юный (юная) гражданин (гражданка)
России, получаешь сегодня паспорт в знак твоей
гражданской зрелости, твоего права быть
гражданином и твоих обязанностей перед твоей
Родиной - Россией!
Гордо и бережно храни его ничем
незапятнанным! Будь достойным гражданином
родного Российского государства!"
После слова поздравления
предоставляются ветеранам труда, отличникам
учебы, родителям, учителям. И, наконец, концерт
участников школьной самодеятельности и бал -
игры, танцы, викторина.
10 - 11 классы. Формирование
личности человека как полноправного гражданина.
На этом этапе учащиеся знакомятся с
Всеобщей декларацией прав человека и
Конституцией России. Проводятся лекции,
организуются круглые столы, вечера вопросов и
ответов на гражданско-правовые темы, встречи с
работниками милиции, суда, прокуратуры,
депутатами. Учащиеся участвуют в игре
"Избирательное право", знакомятся с
органами государственной власти и местного
самоуправления, с типами демократии, а также с
конкретными законами, составляющими основу
избирательного права и избирательного процесса.
Итогом является деловая игра "Мы
учимся выбирать", состоящая из трех этапов:
Все вышеизложенное позволяет сократить количество правонарушений будущих выпускников школы. Реализация программы гражданского образования, бесспорно, имеет важное значение, поскольку сегодня каждому человеку необходимо понимание того, что быть гражданином - это значит глубоко осознавать сопричастность своему народу, нести ответственность за то, что происходит в стране.
[Назад] [Оглавление] [Вперед]