З. Хоткина
Москва
Работа, направленная на достижение равенства между женщинами и мужчинами, не должна больше рассматриваться только как "женский вопрос", но, вовлекая полностью всех членов общества, женщин и мужчин, должна стать заботой всего общества в целом. Декларация 4-й Европейской конференции по вопросам равноправия (Стамбул, ноябрь 1997) |
Десять лет демократизации
России привели нас к феномену "демократии без
женщин". Ухудшение ситуации с правами женщин
открыто признается в "Концепции улучшения
положения женщин в Российской Федерации",
утвержденной постановлением Правительства РФ 8
января 1996 г., в которой говорится, что
"невостребованность в политике, дискриминация
в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия
в отношении женщин вызывают наибольшее
беспокойство общественности в условиях
кардинальных реформ, происходящих в России в
настоящее время".
Сегодня женщинам в явном или неявном
виде отводится роль объекта, а не субъекта
социально-политических преобразований страны.
Это находит свое выражение в следующих
негативных тенденциях, приводящих к неравенству
женщин в нашем обществе:
К последствиям этих
негативных процессов могут быть отнесены:
феминизация бедности; женская безработица;
усиление внутрисемейной и общественной
дискриминации женщин. Как видим, последствия
неравного положения женщин в обществе могут быть
с тем же успехом названы его причинами.
Почему же такое крайне бедственное
положение с правами женщин стало возможным в
стране с уникальным опытом широкого участия
женщин в общественном труде, которая к тому же
теперь мнит себя строящей демократическое
гражданское общество? Попытаемся найти ответ на
этот вопрос.
В современном законодательстве
Российской Федерации нет прямых статей,
дискриминирующих женщин, однако фактически
права российских женщин нарушаются
повсеместно: в обществе, в семье и на работе.
Формы нарушения прав по признаку
пола весьма разнообразны: от прямого нарушения
равных прав, например при приеме и увольнении, до
неспособности женщин пользоваться
признанными за ними правами, поскольку политика
и практика, а также существующие в
обществе стереотипы мешают им делать это.
Многие женщины не знают своих прав и поэтому не
понимают, что эти права повсеместно
нарушаются. Эта правовая некомпетентность не
только ограничивает возможности социальной
защиты людей на обыденном уровне, но и является
серьезным препятствием на пути построения
правового гражданского общества в нашей стране,
поскольку, как известно, только знание своих прав
делает человека гражданином.
Повышение правовой культуры и
компетентности населения, информирование и
женщин, и мужчин об их правах сегодня видится
одним из важнейших направлений работы в области
прав человека. Роль сферы образования в решении
этого вопроса должна стать самой главной,
поскольку именно здесь, может быть место для
прорыва на качественно новый уровень понимания
людьми своих прав и обязанностей.
Прогрессивные принципы и нормы,
касающиеся гендерного равенства, включенные в
конвенции и декларации ООН, имеют силу закона не
только на международном, но и на национальном
уровне. Так, в ст. 15 Конституции РФ отмечается, что
международные правовые договоры РФ включены в
правовую систему страны и имеют приоритет по
отношению к нормам национального
законодательства.
К сожалению, в нашей стране
практически нет специалистов, способных
грамотно и на современном уровне преподавать
студентам курсы по гендерному праву, которые
нужны не только юристам, но и студентам,
аспирантам всех гуманитарных вузов. В этой связи
наиболее перспективной формой внедрения такого
рода учебных курсов может стать сотрудничество
между профессионалами России и США. Последние
накопили богатый опыт преподавания гендерной
теории и имеют значительные практические
достижения в области прав женщин. Создание новых
международных образовательных программ в
области гендерного равенства и выравнивания
прав и возможностей для женщин и мужчин видится
нам одним из важных и перспективных направлений
сотрудничества российских и американских
специалистов.
© Хоткина З., 2000