З. Хоткина
Москва

РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫРАВНИВАНИИ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН

Работа, направленная на достижение равенства между женщинами и мужчинами, не должна больше рассматриваться только как "женский вопрос", но, вовлекая полностью всех членов общества, женщин и мужчин, должна стать заботой всего общества в целом.

Декларация 4-й Европейской конференции по вопросам равноправия (Стамбул, ноябрь 1997)

    Десять лет демократизации России привели нас к феномену "демократии без женщин". Ухудшение ситуации с правами женщин открыто признается в "Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ 8 января 1996 г., в которой говорится, что "невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время".
    Сегодня женщинам в явном или неявном виде отводится роль объекта, а не субъекта социально-политических преобразований страны. Это находит свое выражение в следующих негативных тенденциях, приводящих к неравенству женщин в нашем обществе:

    К последствиям этих негативных процессов могут быть отнесены: феминизация бедности; женская безработица; усиление внутрисемейной и общественной дискриминации женщин. Как видим, последствия неравного положения женщин в обществе могут быть с тем же успехом названы его причинами.
    Почему же такое крайне бедственное положение с правами женщин стало возможным в стране с уникальным опытом широкого участия женщин в общественном труде, которая к тому же теперь мнит себя строящей демократическое гражданское общество? Попытаемся найти ответ на этот вопрос.
    В современном законодательстве Российской Федерации нет прямых статей, дискриминирующих женщин, однако фактически права российских женщин нарушаются повсеместно: в обществе, в семье и на работе. Формы нарушения прав по признаку пола весьма разнообразны: от прямого нарушения равных прав, например при приеме и увольнении, до неспособности женщин пользоваться признанными за ними правами, поскольку политика и практика, а также существующие в обществе стереотипы мешают им делать это. Многие женщины не знают своих прав и поэтому не понимают, что эти права повсеместно нарушаются. Эта правовая некомпетентность не только ограничивает возможности социальной защиты людей на обыденном уровне, но и является серьезным препятствием на пути построения правового гражданского общества в нашей стране, поскольку, как известно, только знание своих прав делает человека гражданином.
    Повышение правовой культуры и компетентности населения, информирование и женщин, и мужчин об их правах сегодня видится одним из важнейших направлений работы в области прав человека. Роль сферы образования в решении этого вопроса должна стать самой главной, поскольку именно здесь, может быть место для прорыва на качественно новый уровень понимания людьми своих прав и обязанностей.
    Прогрессивные принципы и нормы, касающиеся гендерного равенства, включенные в конвенции и декларации ООН, имеют силу закона не только на международном, но и на национальном уровне. Так, в ст. 15 Конституции РФ отмечается, что международные правовые договоры РФ включены в правовую систему страны и имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.
    К сожалению, в нашей стране практически нет специалистов, способных грамотно и на современном уровне преподавать студентам курсы по гендерному праву, которые нужны не только юристам, но и студентам, аспирантам всех гуманитарных вузов. В этой связи наиболее перспективной формой внедрения такого рода учебных курсов может стать сотрудничество между профессионалами России и США. Последние накопили богатый опыт преподавания гендерной теории и имеют значительные практические достижения в области прав женщин. Создание новых международных образовательных программ в области гендерного равенства и выравнивания прав и возможностей для женщин и мужчин видится нам одним из важных и перспективных направлений сотрудничества российских и американских специалистов.

© Хоткина З., 2000

назадоглавлениевперед