Д. Ахметова
Екатеринбург

БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ:
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

    Почти десять лет прошло с момента провозглашения независимости в России и начала построения нового гражданского, демократического государства и открытой рыночной экономики. Эйфория прошла, и стало ясно, что процесс этот долгий и трудный, требующий значительных усилий со стороны каждого члена общества. Гражданские и экономические свободы, обретенные десятилетие назад, потребовали их осмысления. В этой связи на одно из главных мест вышла необходимость развития системы образования, часто недооцененная правителями "новой" России. Ведь именно в образовательных учреждениях формируются поколения, которые будут определять будущее нашей страны.
    В настоящем докладе хотелось бы остановиться только на одной отрасли образования, которая наиболее близка автору, - на бизнес-образовании. Какой бы мы хотели видеть экономику России через 10, 15 лет? Скорее всего, стабильной, устойчиво растущей, свободной от коррупции, криминальных элементов. Как этого можно добиться? На мой взгляд, только через внедрение "агентов" честного бизнеса, взращенных в стенах системы образования. Основными задачами здесь должны стать изменение, возможно не кардинальное, но значительное, подходов к построению учебного процесса, к методам преподавания, а также развитие конкуренции в системе образования.
    Остановимся подробнее на каждом из этих элементов.
   Учебный процесс. Здесь следует выделить два аспекта: 1) изменения в учебных планах высших учебных заведений и 2) непосредственно учебный процесс. В настоящее время государственные вузы, а также негосударственные, желающие получить государственную аккредитацию, должны разрабатывать учебные планы в соответствии с государственными стандартами, едиными для всех вузов по данной специальности/специализации. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа нет. Однако очевидно, что, следуя этому положению, мы сводим на "нет" конкуренцию среди вузов. Остается конкуренция среди преподавателей и, если так можно выразиться, конкуренция репутаций. На мой взгляд, вузы должны получить право самим формировать учебные планы. А действительность, если угодно - рынок, отберет лучшие.
    Что касается непосредственно учебного процесса, хотелось бы обратиться к американскому опыту. В Америке студенты наряду с обязательными дисциплинами, определяющими их будущую специальность, имеют возможность дополнительного выбора предметов. Свободный выбор повышает заинтересованность, мотивацию студентов. Безусловно, и в России отдельные вузы начинают практиковать подобную систему, однако это скорее исключение, чем правило.
   Методы и методики преподавания. Новая реальность требует новых подходов к процессу преподавания, особенно в бизнесе. Главная цель - научить студентов принимать решения в ситуациях неопределенности и, что не менее важно, дать понимание того, что в бизнесе нет правильных или неправильных ответов. Есть решения, ведущие в определенных ситуациях к успеху, в других - к провалу. Таким образом, образование должно перенести акцент с "преподавания" на "обучение". Центром должен стать студент, его потребности. В этой связи опять обратимся к американскому опыту. Что является основным методом в бизнес-образовании? Анализ конкретных ситуаций, case-study. Соответственно занятия превращаются в дискуссию, интересную как для студентов, так и для преподавателя. Подготовка "кейсов" - процесс сложный, трудоемкий, и здесь нам, российским преподавателям, пригодилась бы помощь наших американских коллег: проведение совместных семинаров, мастерских, дискуссий, более активные обмены, разработка и преподавание совместных дисциплин. Безусловно, многое зависит от энергии, желания самих преподавателей. Можно найти немало примеров внедрения новых методов обучения. Однако, как уже отмечалось ранее, это носит индивидуальный характер, а должно стать системой.
   Конкуренция. Замечательно, что появились негосударственные высшие учебные заведения. Негосударственные вузы более мобильны. Лучшие из них имеют возможность приглашать лучших преподавателей, предлагать новые программы обучения, активнее развивать сотрудничество с зарубежными партнерами. Преподаватели в свою очередь имеют возможность пробовать и применять новые методы, подходы и пр. Не случайно некоторые негосударственные вузы уже сейчас имеют репутацию не хуже, а иногда и лучше, чем государственные.
    В заключение хотелось бы еще раз отметить, что от того, как будет развиваться система высшего бизнес-образования, зависит, какую экономику, какую страну мы будет иметь в будущем.

© Ахметова Д., 2000

назадоглавлениевперед