Светлана Сигида
В 1999 г. мне посчастливилось
по программе Фулбрайт поехать на стажировку в
Университет штата Мичиган в Энн-Арборе. До этого,
во время кратких визитов в Америку мне дважды
довелось побывать там и побеседовать со своим
будущим advisor - профессором. Ричардом
Кроуфордом.
Будучи специалистом по американской
музыке, я часто встречалась с коллегами из США,
приезжавшими на стажировку в Россию, и имела
возможность услышать из первых уст рассказы об
особенностях музыкального образования и жизни в
Америке. Они говорили о своей работе в
университете, издательствах, музыкальных
обществах или благотворительных организациях.
Американцы всегда были любезны, спрашивали,
нужны ли мне какие-либо ноты, книги или пластинки,
и находили возможность передать их. В свою
очередь, я считала своим долгом сопровождать их в
поездках по Москве, помогать в посещении наших
архивов и библиотек, где существуют совсем иные
правила пользования, и просто в новой для них
жизненной ситуации.
Невозможно написать работу по
американской музыке без знания самой музыки и ее
культурного окружения, но поехать на стажировку
в США мне никак не удавалось. Каждый раз, когда
приходило приглашение посетить какой-либо
университет или Библиотеку Конгресса, я получала
отказ, или мне просто намекали, что
целесообразнее будет поездка другого
специалиста. Наконец, мои друзья и коллеги решили
подать мои документы на небольшой грант в фонд
Сороса, и в 1989 г. состоялась моя первая поездка в
США.
Тогда я смогла познакомиться с
музыкальными факультетами университетов
Индианы (Блумингтон) и Пенсильвании (Филадельфия)
и Новоанглийской консерватории, а также с
крупнейшей публичной библиотекой Нью-Йорка.
Благодаря друзьям я получила отличный опыт
общения с американцами и научилась
ориентироваться в новых для меня жизненных
условиях. Тогда я впервые прочитала несколько
лекций на английском языке.
Мои коллеги продемонстрировали
высочайший уровень организации визита: меня
встретили в аэропорту, помогли сделать пересадку
на другой рейс и постоянно сопровождали во время
посещения архивов и библиотек, давая детальные
инструкции, как попасть в ту или иную библиотеку
и получить нужный материал. Впоследствии именно
этот опыт стал для меня эталоном в организации
приема американских стажеров в России.
Первая и самая серьезная проблема, с
которой я столкнулась, - мой английский:
выученный не в лингвистическом вузе, он
абсолютно не соответствовал разговорному
американскому языку. Но с помощью друзей я сумела
преодолеть страх перед общением, быстро
адаптировалась и научилась их понимать. С
огромной теплотой я вспоминаю американцев,
которых встретила во время этого визита,
особенно, семейную пару Джим и Роберта Грэхэм.
Они часто расспрашивали меня о России,
музыкальной жизни в Москве, о моей семье. Джим
оказался совладельцем двух небольших самолетов,
на которых он несколько раз доставлял меня на
небольшие расстояния (Чикаго, Колумбус,Огайо, и
др), мы посещали семьи их детей, различные
вечеринки, совершали экскурсии по некоторым
городам. Его супруга, в прошлом профессиональная
певица, устраивала домашние концерты, на которых
мы совместно исполняли романсы и арии. Они
помогли мне узнать Америку изнутри.
Огромный мегаполис Нью-Йорк поразил
своей бурлящей жизнью. Большое впечатление
произвело на меня посещение Линкольн-центра -
крупного культурного комплекса, включающего
Метрополитен-оперу, зал Нью-йоркской филармонии,
Нью-Йорк Сити-театр, в котором выступают Нью-Йорк
Сити-балет и Нью-Йорк Сити-опера, а также
Нью-йоркскую публичную библиотеку с
великолепными фондами и архивами, выставками и
небольшим собственным концертным залом. К нему
примыкает Джульярдская школа исполнительских
искусств - одна из лучших в Америке.
Благодаря друзьям я смогла посетить
многие театры и концерты, побывать на репетиции и
спектаклях Метрополитен-опера. Особое
впечатление оставили посещения бродвейских шоу
"Black and White" с блестящим исполнением
негритянских блюзов, а также мюзиклов Эндрю
Ллойда Вебера. Эта первая поездка намного
расширила мое знание американской культуры.
Затем я еще несколько раз побывала в США по
приглашению нескольких университетов и при
поддержке частных спонсоров, в частности семьи
Грэхэм и фонда Д.Эпстейна. Но все эти поездки
были краткими. Они не давали возможности
поработать в библиотеках и архивах в течение
длительного времени.
После защиты диссертации
"Музыкальная культура США периода 'Великой
депрессии'. К истории становления национального
стиля" в 1994 г. я стала читать курс лекций по
американской музыке для студентов всех
факультетов Московской консерватории.
Музыкальная американистика
Музыкальная американистика
- очень молодая наука, и не только для России, но и
для США. Музыковедческие исследования по истории
американской музыки появились лишь в конце 1940-50-х
гг. Во время поездки с гастрольной группой
студентов Консерватории в США в 1997 г. я
познакомилась с виднейшим ученым У.Хичкоком,
который посоветовал мне поехать в Университет
штата Мичиган, где в институте по изучению
американской музыки работает его бывший ученик
крупный американист Р.Кроуфорд. По словам
Кроуфорда, когда он только начинал свою
диссертацию по американской музыке, все считали
его сумасшедшим, настолько подобная тема была
непопулярна в США. Но уже в 1980-90 гг. выходит в свет
огромное количество книг, монографий, статей по
различным направлениям музыкальной
американистики. Профессор Кроуфорд обратил
тогда мое внимание на то, что европейские
исследователи часто пишут об американской
музыке, сравнивая ее со своими традициями, и что,
хотя музыкальная культура США во многом
эклектична и на раннем этапе американские
музыканты постоянно равнялись на Европу, такой
подход в корне неправилен. В своих трудах он
убедительно показал, что истоки современной
американской музыки следует искать во всех
сферах американской духовной жизни прошлого.
Ярким примером тому явилось творчество
выдающегося американского композитора Ч.Айвза
(1874-1954), жизнь которого прошла в безвестности, а
признание пришло лишь спустя несколько
десятилетий после смерти. На протяжении всей
моей стажировки Ричард Кроуфорд, который был
моим advisor, постоянно помогал советами по
подбору литературы и музыкальных источников. Он
даже подарил мне гранки своей тогда еще не
опубликованной книги, поскольку она была
чрезвычайно полезна для моей работы.
Ричард встречал меня, когда я
прилетела в Детройт. Он привез меня в дом, где я
прожила несколько дней до того, как подобрала
себе комнату. Первую неделю Ричард сопровождал
меня повсюду - при аренде жилья, оформлении
университетского удостоверения (ID) и медицинской
страховки, в офисе социального страхования, при
открытия счета в банке. Вместе с ним я была на
приеме у ректора музыкальной школы, который и
прислал мне приглашение на стажировку. Меня
представили сотрудникам библиотеки, где я в
основном и проводила свое исследование.
Необычным был прием, организованный
музыковедческим отделом Школы музыки по случаю
моего приезда. Это была небольшая "party",
которые принято устраивать для встреч студентов
и профессоров факультета. Но в мою честь было
исполнено музыкальное приветствие - индийская
рага (музыкально-поэтический жанр). Эту
импровизацию на народных индийских инструментах
исполнили студенты из Индии и их американские
коллеги..
Я постоянно ощущала внимание
профессора Кроуфорда, но старалась не
злоупотреблять его временем - в тот момент он
завершал свою книгу и был предельно занят. Но
даже в такой напряженный период он находил время
для наших бесед. Вспоминается вечеринка, которую
мы организовали по обоюдному желанию. Его жена
Пенни, клависинистка, хотела познакомиться с
русской кухней, и я обещала приготовить в их
присутствии различные блюда. Они внимательно
следили за этим процессом и аккуратно записывали
рецепты всех блюд, - от простых салатов до
духового мяса и фаршированных овощей. Кроме меня
в качестве гостя там была также стажер из Ирана, и
каждый рассказывал что-то интересное из жизни
своей страны.
Компьютер. Музыкальные библиотеки и архивы США
По приезде в Америку моей
первой задачей стала покупка компьютера, и в этом
мне помогла моя бывшая студентка консерватории,
которая тогда уже жила в США, а ее муж работал в
Microsoft у Б.Гейтса. Мой компьютер сопровождал меня
везде, но, прежде всего, - в библиотеках и архивах.
Американские библиотеки - это особая
радость, я бы сказала, - главная
достопримечательность Америки для российского
ученого: свободный доступ, компьютерные
каталоги, система библиографического поиска и,
конечно же, консультации библиотечных
работников, всегда готовых помочь читателю.
Здание музыкального факультета
университета построено в виде клавиатуры
фортепьяно: продолговатые окна второго этажа
выглядят как черные клавиши, которые
перемежаются проемами, олицетворяющими белые
клавиши. Школа стоит на берегу великолепного
пруда с утками и зелеными лужайками, на которых в
теплое время года любят отдыхать студенты.
Библиотека университета
располагается на трех этажах. Первый этаж -
выдача материалов, читальный зал, аудио- и
видеозал, справочные фонды. Через большие окна,
дающие много света для работы, с трех сторон
открывается прекрасный вид на парк и пруд. Каждое
место снабжено розеткой, и вы можете работать на
компьютере, слушать аудио- и видеозаписи музыки.
Второй и третий этажи - собственно хранилище нот,
книг, периодики на различных языках. На этих
уровнях нет окон, так как дневной свет может
повредить книгам. Вокруг стеллажей с книгами и
нотами расположены специальные места для
профессоров и аспирантов, где можно оставлять
подобранные ноты и книги в течение нескольких
дней, - заветная мечта каждого посетителя
библиотеки. Если заказываешь ноты и литературу
из закрытых фондов, то приносят ее на твое место
сами сотрудники. Официально в штате библиотеки
только пять постоянных сотрудников. На выдаче и
расстановке литературы заняты студенты. Работая
ежедневно в библиотеке, я познакомилась со
многими студентами. Некоторые из них время от
времени участвовали в различных музыкальных
концертах, и я всегда делилась с ними своими
впечатлениями об их выступлениях, за что они были
крайне признательны. Узнав, что я из России, они
задавали много вопросов о русской музыке, о
стране и на другие темы. Однажды чернокожая
студентка вокального факультета попросила меня
проверить ее русское произношение в сцене письма
Татьяны из оперы "Евгений Онегин". После
первого занятия она спросила, сколько должна
заплатить за консультацию, и была удивлена, когда
я отказалась взять деньги. Я сказала, что
стажируюсь по стипендии Фулбрайта и рада
безвозмездно помочь молодым музыкантам.
В библиотеке университета я открыла
для себя много нового. Узнала, например, о
деятельности творческой группы "Американская
пятерка" (композиторы Ч.Айвз, К.Рагглс,
У.Риггер, Дж.Беккер, Г.Кауэлл) в 1920-30-е гг., о
которой российской музыкальной американистике
не было известно ничего. Она даже в Америке
долгое время находилось в забвении и стала
известна совсем недавно в результате публикаций
по проекту "Устная история США".
Особенно полезным для меня было
посещение исторического архива Мичигана, в
котором имеется большой раздел материалов
программы WPA (Work Progress Administration). Президентом
Музыкального комитета программы WPA является
ректор Школы музыки университета Мичигана и
композитор И.Мур. Я получила редкую возможность
изучить материалы и документы программы WPA. Мне
даже позволили скопировать некоторые
фотографии, программы, письма и т.д. Сейчас этот
богатейший материал я готовлю к публикации.
В Энн-Арборе мне посчастливилось
познакомиться и подружиться с крупным ученым
Г.Уоткинсом и неоднократно беседовать с ним об
актуальных проблемах современной музыки и
музыкознания. Мы часто говорили и о русской
живописи, которой он увлечен, а на день моего
рождения он устроил своеобразное поздравление,
поставив запись известной песни "Happy Birthday" в
обработке И.Стравинского. Его сказочный, светлый,
с окнами на крыше дом, похожий на замок в
окружении изумительных цветов, всегда наполнен
музыкой и добротой.
Энн-Арбор, штат Мичиган
Энн Арбор - небольшой город в
штате Мичиган с населением около 100 тысяч
жителей, среди которых около 40 тысяч - студенты и
преподаватели университета. Но это крупный
научный и культурный центр штата. Город
расположен в живописном месте с парками, прудами,
небольшими озерами и речушками. Центр города,
который американцы обычно называют downtown,
украшают парковые скульптуры, лужайки и фонтаны.
Там находятся банки, магазины, рестораны, кафе. Но
достопримечательностью города являются три
больших концертных зала с изумительной
акустикой - Hill Auditoium (открыт в 1913 г.) на 4.000 мест,
Rackham Auditorium (открыт в 1941 г.) на 2.000 мест и Power Center
(открыт в 1971 г.) на 1.500 мест. Свои названия эти залы
получили в честь главных спонсоров, на средства
которых они были построены. Я знаю также много
других концертных залов, театров и библиотек,
носящих имена спонсоров, и эта великолепная
традиция США достойна всяческого уважения.
Несмотря на то, что Энн-Арбор город небольшой, эти
залы всегда были полны. На концерты и спектакли
приезжают люди со всего Мичигана и даже из других
штатов. Музыкальное общество университета
Мичиган под руководством Уэсли Фишера
приглашает на гастроли в Энн-Арбор музыкантов
высочайшего уровня. Так, мне довелось побывать на
концерте Российского симфонического оркестра
под управлением М.Плетнева, попасть на который в
Москве чрезвычайно трудно.
В этих же залах проходят хоровые
фестивали, в которых участвуют детские,
студенческие, любительские и профессиональные
хоры. Хоровое искусство - одна из ярких страниц
музыкальной культуры США. Любопытным было
исполнение "Реквиема" Верди
профессорами-солистами, студенческими хором и
оркестром. Каждую неделю проходили концерты
джазовой и рок-музыки. Любой студент может
посещать факультативно и джазовый и другие
классы - по своему выбору.
В Power Center часто выступали и театральные
коллективы. Так, мне было любопытно побывать на
спектакле Мередит Манк - современного
композитора в области mixed media, хореографа,
танцовщицы и певицы.
В Школе музыки также имеются три зала,
но гораздо меньшие по размерам. В одном из них
проходили органные концерты, сам зал был
построен в честь известной американской
органистки, президента американского общества
органистов - Мерилин Мейсон. В двух других
звучала фортепианная, вокальная и камерная
музыка.
Практически каждый вечер можно было
посетить одно из мероприятий культурной
программы города. А по воскресеньям часто
устраивались шествия военных духовых оркестров.
Подбор жилья. Транспорт. Телефон
Для российского
стипендиата, приезжающего в маленький город,
подбор жилья - достаточно сложная проблема. В
таких городах контракты на аренду жилья, причем
преимущественно всего дома, а не его части,
осуществляются в конце весны на следующий сезон,
как правило, на целый год. Я приехала на полгода и
в конце октября, когда уже почти все контракты
были заключены. К тому же, аренда целого дома
съела бы львиную долю моей стипендии. К счастью,
мне помогли в университете. Сначала я жила в доме
друзей моих друзей - семье Рея и Мэри Декер,
которые вскоре стали также моими собственными
друзьями. В течение всего времени моей
стажировки они раз в две недели возили меня за
покупками в торговый центр. Затем в
административном центре мне предложили
несколько вариантов проживания в семье, и я сняла
комнату в доме черной американки Генриетты
Дабни. Генриетта - мать восьмерых детей и бабушка
большого количества внуков. Но с ней жила только
одна внучка. Ее младший сын, студент вокального
факультета университета, часто навещал ее, и по
праздникам, когда собиралась вся семья, они
изумительно пели спиричуэлы и блюзы. В конце
моего пребывания Генриетта поблагодарила меня
за то, что я остановилась у нее. Ей было интересно
общаться со мной, к тому же мое проживание
помогло ей решить некоторые финансовые проблемы.
Для американца жизнь в маленьком
городке немыслима без автомобиля. Общественный
транспорт представлен преимущественно
автобусами, которые ходят строго по расписанию,
но с большими интервалами. Пользуются ими в
основном малообеспеченные социальные группы -
инвалиды, студенты, пенсионеры. Большое
впечатление производит отношение к инвалидам.
Водитель тщательно выполняет все операции со
специальным подъемником, а пассажиры терпеливо
ждут столько времени, сколько требуется, чтобы
посадить или высадить инвалида.
По университетскому кампусу курсируют
несколько маршрутов автобусов shuttle,
доставляющих студентов и преподавателей до
факультетов и лабораторий. Воспользовавшись ими,
можно совершить обзорную экскурсию по всей
живописной территории университета с ее парком,
прудами и лужайками.
Кампус университета представлен
зданиями факультетов, спортивным комплексом,
стадионом, бассейном, площадью с колоколом и
скульптурами, культурно-развлекательным
центром, в который входят медиацентр,
выставочные залы, комнаты отдыха, магазины,
столовая и кафетерий. По средам, с двенадцати до
двух часов дня, на небольшой сцене кафетерия
играл студенческий джаз.
В медиацентре можно посмотреть нужную
видеозапись, заказать ее из другой библиотеки
или города, прослушать компакт диск или кассету,
сделать копию и, главное, перевести видеозапись в
другую систему. В справочно-информационном зале
центра можно заказать копию статей из журналов.
Консультанты всегда и во всем вам помогут.
Интересной для меня была
выставка-встреча представителей различных
бизнес-компаний с выпускниками университета. Это
своеобразная ярмарка вакансий, где каждый стенд
был снабжен информационными и наглядными
материалами той или иной фирмы, а представители
фирм вели поиск специалистов по своему профилю.
У меня много друзей в различных штатах,
и иногда хотелось позвонить им. Я покупала карты
для звонков по США и в Россию и могла звонить из
автомата в библиотеке или архиве, где я работала.
Дома я бывала только поздно вечером или рано
утром, а учитывая разницу во времени, звонить в
Россию было удобнее днем, так что возможность
звонить из автомата меня спасала.
Большим удовольствием являлось
посещение книжных магазинов, которые работают до
полуночи. Возвращаясь из университета, всегда
можно зайти в магазин, познакомиться с новинками.
В Америке посетители, перед тем как купить книги,
могут читать их, расположившись в удобных
креслах. Заодно там всегда можно выпить чашку
кофе или чая. Книжный магазин - это культурный
центр, где часто проходят небольшие встречи с
писателями, поэтами, музыкантами и концерты.
Я смогла посетить разные города в
Мичигане и других штатах. Я прочитала лекции по
приглашению университетов Пенсильвании в
Филадельфии, Колорадо в Денвере, Техаса в Остине
и штата Нью-Йорк в Олбани и Потсдаме. Особенно
приятно было получить приглашение прочитать
лекцию по американской музыке 1930-х годов в
Денвере.
Также большую пользу дала мне работа в
архивных отделах Библиотеки Конгресса и
Нью-йоркской публичной библиотеки, где я
детально ознакомилась с только недавно
открытыми материалами фондов Дж.Беккера, Сидни
Робертсон-Кауэлл и Г.Кауэлла.
В целом, стажировка оказалась
чрезвычайно насыщенной и позволила собрать
огромное количество материалов для дальнейших
исследований, лекций в консерватории и
публикаций. По возвращении со стажировки я
выступила с рядом докладом на основе новых
документов, прочитала несколько лекций об
американской музыке на филологическом
факультете МГУ, а сейчас мною подготовлена глава
для учебника по истории музыки ХХ века. Это будет
первый учебник, в котором американской музыке
посвящена специальная глава.
Хочется выразить огромную
благодарность сотрудникам программы Фулбрайта,
как в Москве, так и в Вашингтоне, за их неоценимую
помощь.