Оксана Орачева

Международная программа стипендий - новые возможности для продолжения образования

    Одним из новых вызовов ХХI века стала проблема доступности качественного высшего и послевузовского образования для различных социальных групп. Данная проблема является комплексной и включает в себя как чисто экономические факторы, связанные, например, с коммерциализацией образования на всех уровнях, так и социальные факторы. В современной России можно выделить ряд социальных групп, чей доступ к качественному, - и тем более к элитному, - образованию исторически ограничен. Это, в первую очередь, люди с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники детских домов и школ-интернатов, жители отдаленных регионов, сел и деревень. С распадом Советского Союза и развитием вооруженных конфликтов появилась еще одна социальная группа, чей доступ к качественному образованию существенно ограничен. Речь идет о беженцах и вынужденных переселенцах. Конечно же, данный список не является исчерпывающим, так как реформа системы образования, включающая в себя и трансформацию механизмов приема в высшие учебные заведения вносит постоянные коррективы в решение проблемы доступности образования для различных категорий населения.
    Проблема доступности образования не является исключительно российской, в той или иной форме она характерна и для развитых, и для развивающихся стран, и для стран с переходной экономикой. Решение данной проблемы невозможно, во-первых, без ее осознания самим обществом и, во-вторых, без появления лидеров нового типа, готовых применить свои знания и опыт для решения социально значимых проблем.
    Именно с этой целью американский благотворительный фонд - Фонд Форда - предложил новую программу в сфере послевузовского образования - Международную программу стипендий. Данная программа идет во всех странах, где в настоящее время работает Фонд, она предоставляет на конкурсной основе гранты на получение послевузовского образования в области социальных и гуманитарных наук.
    Уникальной особенностью Международной программы стипендий является тот факт, что обучение возможно в любой стране мира (по выбору стипендиата). В основе этого приницпа лежит твердое убеждение в том, что качественное послевузовское образование можно получить в любой стране, в том числе и в своей собственной. Соискатели отбираются на основе их профессиональных и академических достижений, лидерского потенциала, участия в общественной жизни и желания применить полученные знания для решения общественно значимых проблем России. Учитывая, что целью Международной программы стипендий является расширение доступа к послевузовскому образованию, программа отдает предпочтение жителям регионов России, в том числе жителям малых городов и сел, беженцам и вынужденным переселенцам, людям с ограниченными возможностями здоровья. В отличие от большинства аналогичных программ, данная программа не предусматривает возрастных ограничений и не дискриминирует соискателей в зависимости от уровня владения иностранным языком. Международная программа стипендий дает возможность продолжить образование в области социальных и гуманитарных наук в рамках направлений, в которых работает Фонд Форда.

Накопление активов и развитие местных сообществ:

Знание, творчество и свобода:

Проблемы мира и социальной справедливости:

    Четырехлетний опыт проведения программы в России позволяет выявить некоторые интересные тенденции. В последнее время можно говорить об устойчивом росте престижа высшего и послевузовоского образования, что подтверждается и исследованиями мотивации на продолжение образования среди соискателей конкурса по Международной программе стипендий. Многие соискатели связывают свой профессиональный и карьерный рост с продолжением образования. Об усилении тенденции на продолжение образования свидетельствует и достаточно высокий конкурс на получение гранта на образование - в среднем 10 человек на место.
    В последнее время наметилась еще одна тенденция - это стремление получить качественное послевузовское образование, а не образование вообще. С этой точки зрения, будет интересным факт, что 58,7% стипендиатов Программы выбрало обучение в России. Обоснование выбора страны обучения является достаточно сложным, многие стипендиаты убеждены, что именно в своей стране они могут максимально реализовать свои возможности, а полученное образование будет максимально приближено к российской реальности, так как исследования будут проводиться на российском материале, а их результаты могут иметь не только научное, но и прикладное значение. В то же время Международная программа стипендий предполагает, что каждый ее участник должен иметь возможность приобрести международный опыт, приняв участие в стажировке в одном из зарубежных вузов, проведя полевые исследования за рубежом или пройдя тренинг в рамках семинара "Лидерство за социальную справедливость", объединяющего стипендиатов из разных стран и континентов.
    В то же время стипендиаты программы учатся в различных вузах США, Канады, Великобритании, Германии, Финляндии, Швеции, Голландии, Кореи, Китая и Австралии, и география стран обучения постоянно расширяется. В последнее время стипендиаты Программы проходили стажировку или проводили полевые исследования в Норвегии, Дании, Франции, Монголии и Сомали.
    Еще одной интересной тенденцией можно считать стремление людей старших возрастных групп продолжить свое образование. Например, среди конкурсантов Программы есть те, кто перешагнул семидесятилетний и даже восьмидесятилетний барьер.
    Несмотря на относительно короткий период действия Программы в России, уже можно говорить о том, что она является успешной. Выпускники Международной программы стипендий защитили кандидатские диссертации на социально значимые темы (например, выпускник первого конкурса Программы Михаил Соколов из Санкт-Петербурга успешно провел исследование на тему "Самопредставление организации в русском радикальном националистическом движении"), создают свои организации и проекты (например, выпускница второго конкурса Программы Оксана Силантьева из Барнаула по окончании магистерской программы Школы средств массовой информации университета Борнамута создала свою Проектную медиа школу).
    Конечно же, возможности одной грантовой программы не безграничны, поддержать всех, кто испытывает систематические трудности в доступе к послевузовскому образованию силами одного Фонда нереально. Однако вполне реально выявить существующие в обществе проблемы и показать возможные пути их решения.
    Дополнительную информацию о Международной программе стипендий можно получить в московском представительстве Института международного образования по адресу:

125009, Москва, ул. Тверская 16/2, строение 3, офис 1.
Тел. (095) 935 83 53, факс (095) 937 54 18,
E-mail: ifp@iie.ru
WWW: http://www.iie.ru/ifp


International Fellowships Program - New Opportunities for Postgraduate Education.

    One of the problems Russia is facing is access to higher education. International Fellowships Program (IFP) provides new and unique opportunities for postgraduate education for those talented individuals who demonstrate strong social commitment and academic achievement and will use their education to become leaders in their respective fields promoting greater economic and social justice in their respective countries and worldwide. The IFP is looking for those potential applicants who historically have limited access to higher education, especially to quality education, and is trying to attract people from different social groups, including people from the regions and remote areas, people with physical disabilities and forced migrants and refugees. One of the basic principles of the program is that quality education could be found in any country of the world, therefore fellows could study worldwide, including Russia.


PreviousСодержаниеNext