Якушкина Т.
(г. Омск)

Дистанционное обучение в решении социальных проблем в Омской области
(опыт Омского педуниверситета)

    Ситуация в высшем образовании Омской области за последние годы существенно изменилась. Новые экономические и геополитические процессы привели к тому, что Омск практически утратил своих традиционных абитуриентов из других регионов. Малоимущие жители Омской Области оказались практически отрезанными от высшего образования - и это при наличии мощной сети учебных заведений различного статуса. Находясь в условиях жесткой конкуренции, ВУЗы борются преимущественно за городского абитуриента. Одно из последствий этой ситуации - острая нехватка квалифицированных специалистов в селе, главным образом в сфере образования и сельского хозяйства.
    В нынешней экономической и демографической ситуации решение этой проблемы старым способом - за счет привлечения городских выпускников - невозможно. Между тем, проведенные социологические исследования показывают, что село способно решить эту проблему самостоятельно, опираясь на собственные силы. Однако решение должно быть нетрадиционным: сельские студенты должны учиться не в стенах городских ВУЗов, а на месте. Так, в декабре 1998 г. в Омском педуниверситете стартовала новая программа - заочное обучение с применением дистанционных технологий для жителей сельских районов Омской области.
    Новая программа - эксперимент, получивший поддержку на федеральном уровне. Наши студенты - целевая аудитория с высокой мотивацией обучения; все они работают помощниками учителей в своих школах. Опытный учитель курирует развитие профессионально-педагогических навыков, ВУЗ обеспечивает научно-методическую поддержку самостоятельного обучения, консультации квалифицированных преподавателей. Результатом совместной работы сельских учителей и вузовских преподавателей должен стать диплом бакалавра образования.
    Программа дистанционного обучения сразу выявила целый ряд проблем. К чисто российским следует отнести отсутствие компьютеров в личном пользовании у преподавателей студентов, что не позволяет осуществлять обучение в режиме реального времени. Консультации проводятся через компьютерные лаборатории по электронной почте. Резче обозначились и общие недостатки нашей традиционной системы обучения: терминологическая перенасыщенность, чрезмерное теоретизирование, неумение структурировать материал и ценить время стали препятствием в работе многих преподавателей в новых условиях. Они вынуждены больше ориентироваться на реальные запросы новой студенческой аудитории.
    С другой стороны, изучение американского опыта подтверждает и то, что основные наши проблемы - психологическое сопротивление профессорско-преподавательского состава и неразвитость библиотечной компьютерной сети - носят вненациональный характер. Решение этих проблем, на мой взгляд, в активном изучении международного опыта, в возможности для российских преподавателей участвовать в работе компьютерных классов зарубежных коллег. Последнее - сужу по личному опыту - помогает помимо недостатков увидеть и перспективность использования информационных технологий в обучении.
    На сегодняшний день в условиях омского эксперимента это:

а главное -

назадоглавлениевперед