Кулик А.
(г. Москва)

Ресурсы Интернета для развития системы образования и науки в регионах
(на примере политологии)

    Процветание и даже самое выживание общества сегодня зависят от способностей и качеств составляющих его индивидов, которые формируются образованием. Образование становится национальным ресурсом, и развитые страны инвестируют в сферу образования 5-8% своего ВНП. При этом, наряду с увеличением объема инвестиций, радикально меняются цели, модель и формы образования.
    Разнообразие задач, возникающих перед современным постиндустриальным обществом, порождает потребность в конструктивных инновациях, индивидуальных инициативах, а следовательно, и в индивидуальном разнообразии. Императивом системы образования становится развитие индивидуальности, творческих способностей и умения постоянно осваивать новые формы деятельности, находить решения нестандартных задач. С изменением цели образования репродуктивная модель, доминировавшая в индустриальном обществе, по необходимости заменяется продуктивной, развивающей моделью.
    Ведущими тенденциями мирового развития к концу XX века стали глобализация и порождаемая ею универсализация принципов международных взаимодействий в различных сферах человеческого общежития - политической, экономической, правовой, научной, технологической и пр. Долгосрочные перспективы образования определяются формированием глобального сообщества, в котором через национальные границы свободно перемещаются информация, ресурсы, люди, идеи. По существующим прогнозам в XXI веке каждому работающему потребуется иметь высшее образование, конкурентоспособное на мировом рынке занятости. Ответом на этот вызов времени становится интеграция и интернационализация национальных систем образования. Наряду с расширением обмена студентами и преподавателями международное сообщество предпринимает значительные усилия по обеспечению единых стандартов качества образования в национальных системах, а также по развитию системы непрерывного дистантного (или дистанционного) образования на базе телекоммуникационных технологий, которые снимают пространственно-временные и национальные ограничения. Дистантное образование позволяет учащемуся самому выбирать университет, диплом которого он стремится получить, программу и преподавателя.
    Интернет, обязанный своим развитием глобализации международных интеракций, сегодня становится универсальной информационной и телекоммуникационной инфраструктурой формирования глобального академического сообщества, интеграции и интернационализации науки и образования, выравнивания национальных образовательных стандартов. Возникший 30 лет назад Интернет сегодня соединяет около 130-140 млн. пользователей порядка 20.000 сетей, 35% которых составляют научно-образовательные.
    Политология, по своей природе, интернациональна в большей степени, чем любая другая гуманитарная или общественная дисциплина, и поэтому роль Интернета в решении проблем образования раскрывается на ее примере наиболее наглядно.
    Осознание необходимости интернационализации политического образования и науки пришло после окончания второй мировой войны вместе с осознанием неприемлемости для народов трагических последствий войн. Тогда, в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО, была создана Международная ассоциация политической науки (IPSA -  http://www.ucd.ie/~ipsa/), объединившая национальные ассоциации политологов. IPSA способствовала развитию сравнительной политологии, предметом которой стал сравнительный анализ политических институтов и культуры различных обществ, а целью - поиск оптимальных форм организации жизнедеятельности общества, способов и средств достижения и поддержания консенсуса как между различными общественными группами, так и в отношениях между нациями. Это направление стало одним из главных в политологии и политическом образовании, а тенденция к их интеграции и интернационализации - ведущей.
    Для России международное сотрудничество в этой сфере имеет особое значение. Отечественная политология, давшая миру в конце XIX - начале XX века целый ряд блестящих ученых, таких как, например, М. Острогорский и П. Сорокин, затем была фактически запрещена. За 70 с лишним лет советского правления были утрачены богатые научные традиции, прекратилось воспроизводство научных и преподавательских кадров. Воссоздание политической науки и системы образования практически началось с нуля, и, как констатирует журнал "Политические исследования", политология сегодня находится в самом начале своего становления.
    Стремление к сотрудничеству обрело с возникновением Интернета адекватный инструментарий. Благодаря ему ученые и преподаватели получили возможность интенсивно общаться между собой посредством электронной почты, конференций и chat'ов, обмениваться идеями и информацией, критиковать и дополнять друг друга. Эти он-лайновые творческие контакты и networking - создание виртуальных творческих сообществ, как интранациональных, так и интернациональных, становятся одним из наиболее действенных факторов интенсивного развития науки и образования..
    Так, Американская ассоциация политической науки (APSA), самая массовая профессиональная ассоциация, объединяющая около 13.000 индивидуальных членов, 2900 организаций и около 800 кафедр из более чем 70 стран мира, поддерживает открытую конференцию PSRT-L (Political Science Research and Teaching List). В ней участвуют исследователи и преподаватели из университетов США, Канады, европейских стран, включая Россию и другие бывшие республики Советского Союза. Они обсуждают новые методы преподавания политической науки, учебные курсы и пособия, книги и доклады конференций, текущие и планируемые проекты, а также новые программные продукты для исследований и обучения, многие из которых (share-ware) доступны для свободного пользования - их можно выгрузить из Интернета на свой ПК и использовать затем в учебном и исследовательском процессе. Через PSRT-L распространяется информация о предстоящих научных мероприятиях, планируемых изданиях, о программах и грантах научных фондов, а также о вакансиях в университетах, в том числе для иностранных ученых и преподавателей. Один из типичных запросов, обращенный к участникам конференции: "Этой весной я начинаю читать курс Политическая интеграция. Буду благодарен за советы относительно литературы и методологии организации занятий". Как правило, такие вопросы получают быструю реакцию коллег.
    В Интернете имеются списки международных, национальных и региональных ассоциаций политологов и списки политологических электронных конференции с соответствующими реквизитами. Они помогают поиску коллег по научным интересам и установлению контактов с ними. Так, сайт APSA http://www.apsanet.org содержит множество связей к отделениям политической науки в университетах и к исследовательским организациям, к научным журналам и конференциям.
    Контакты, возникающие в процессе коммуникационных обменов, часто становятся основой формирования международных виртуальных творческих коллективов. Типичным примером, иллюстрирующим роль Интернета в международной сотрудничестве, может служить текущий проект "Party Politics in Post-Soviet Space: Studies from Eurasia and the Baltics" (Политические партии в постсоветском пространстве: исследования в странах Евразии и Балтии), выполняемый под эгидой Международной ассоциации политической науки. Его инициатором выступила Кэй Лоусон, Президент Исследовательского комитета по политической социологии IPSA и профессор Университета Сан-Франциско (США), а со-руководителями - доцент МГУ С. Пшизова и сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН А. Кулик. В Проекте участвуют ученые из 15 стран - бывших республик Советского Союза. Результатом должна стать монография в серии по политическим партиям различных регионов мира издательства Praeger Publishers. Подбор авторов, решение всех организационных вопросов и творческих проблем, и все взаимодействие между участниками проекта осуществляется благодаря и посредством Интернета.
    Специфика политического знания делает использование Интернета в образовании необходимым условием интенсификации учебного процесса и повышения качества образования.
    Современное политическое знание не существует в виде какого-то унифицированного кодекса систематизированных истин. Ему присуще состояние постоянной незавершенности, принципиальный отказ от моноцентрического представления в пользу признания сосуществования различных, не поддающихся сведению в единую и единственную систему теорий и концепций, между которыми ведется постоянный диалог. Ответ на большинство вопросов, если речь не идет о фактографии, является скорее не однозначным утверждением, а отсылкой к определенному семантическому кластеру в смысловом континууме.
    Междисциплинарная природа и "плюрализм" политического знания способствует обострению проблемы роста объемов информации. В условиях продолжительного финансового кризиса, в котором находится российская академическая наука и высшая школа, рост числа журналов и книг по политологии, преобладающая часть которых к тому же издается за рубежом (как известно, 2/3 научных и учебных изданий в мире выходят на английском языке), делает проблематичной их доступность не только для отдельных ученых, но и для университетских библиотек, которые в значительной мере лишились возможности закупать книги и подписываться на периодические издания для пополнения своих фондов. Недоступность литературы обрекает политическую науку в России на постоянное отставание.
    Интернет располагает ресурсами, которые позволяют, если не решить полностью, то, по крайней мере, облегчить проблему. Это, прежде всего - электронные библиотеки (например, электронные фонды Библиотеки Конгресса США на сайте www.lcweb.loc.gov/rr/digital.html. Сайт sunsite.berkeley.edu/Libweb/ обеспечивает доступ к серверам других библиотек по всему миру),. Это также - библиографические базы данных (например, базы данных по общественным наукам Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН на сайте http://www.inion.ru/products/db_2htm. ИНИОН обеспечивает изготовление электронных копий найденных первоисточников и передачу их пользователю но Интернету}. Это, наконец, - электронные версии журналов. Например, Political Theory - международный журнал политической философии www.sage.pub.со.ukyiournals/details/j0026.html; Политические исследования - журнал РАН www.politstiidies.ru; Pro et Contra - журнал российской внутренней и внешней политики, выпускаемый Московским центром Карнеги, pubs.carnegie.ru/P&C/. Число таких журналов постоянно растет. Сайт службы Electronic Information for Libraries обеспечивает доступ к 490 журналам по общественным и гуманитарным наукам на английском языке за период с 1990 года. И этот сайт не единственный. Постоянно растет также число журналов, существующих только в электронном виде.
    Интернет-библиотеки способствуют решению такой проблемы традиционного информационного обслуживания, как большой разрыв между моментом появления научного документа и временем, когда он, пройдя традиционный издательский процесс и процесс комплектования фондов, становится доступным для научного сообщества.
    Следует отметить особо, что "Всемирная паутина" Интернета (WWW) позволяет создавать мультимедийные средства обучения нового поколения. Примером может служить The Challenge of Democracy (Вызов демократии) авторов K.Janda, J.M.Berry и J.Goldman, один из лучших учебников по политической системе США. Каждый раздел его содержит аудио-видео фрагменты хроники ключевых событий политической жизни, которые делают концептуальный материал живым и легким для усвоения. Размещение учебника в WWW (сайт hmco.com/COD/home.html) позволило связать его содержание посредством ссылок со множеством ресурсов Интернет и, таким образом, в полной мере задействовать, использовать информационный потенциал Интернет в учебно-образовательном процессе.
    По сути The Challenge of Democracy - это целый обучающий комплекс, в котором сам учебник является только центральным элементом интегрированного набора средств обучения и пособий для студентов и преподавателей. В конце каждой главы приводится аннотированный список веб-сайтов, позволяющих студентам и преподавателям непосредственно в процессе работы над материалом использовать источники обширной дополнительной информации. (Следует отметить, что в западных учебниках политологии ссылки на источники в WWW становятся такими же обычными, как и на литературу. Студенты отечественных университетов часто по собственной инициативе используют Интернет при подготовке курсовых работ и дипломов, опережая преподавателей в его освоении). Так, например, в разделе "Президентская власть" указан сайт Белого дома www.whitehouse.gov, где можно ознакомиться с материалами брифингов, текущими заявлениями и речами Президента, статистическими данными, правительственными документами, структурой и составом Администрации, и пр. Можно даже послать сообщение по электронной почте Президенту или Вице-президенту.
    Множество ссылок на релевантные различным темам, затрагиваемым в учебнике, позволяют отправиться с этого сайта в дальнейшее путешествие по континууму информации о политике и политическом процессе не только в США, но и в других странах мира.
    На веб-сайте учебника размещен компьютерный тест IDEAlog, помогающий студентам самостоятельно идентифицировать свою политическую ориентацию - идеологию. Выбирая ответы на 20 вопросов, которые выявляют отношение тестируемого к степени вмешательства государства в экономику и социальные отношения для поддержания общественного порядка и обеспечения справедливости при распределении материальных и социальных благ, студенты получают наглядное и конкретное представление об основных типах идеологии, существующих в мире. Элементом учебника является другая компьютерная программа - Crosstabs. Она позволяет анализировать электоральное поведение избирателей на президентских выборах. На материале опросов общественного мнения на выборах 1996 г. (на выборке 2313 чел. и по 56 переменным) можно проверить например, как влияют пол, раса, возраст, место проживания, партийная идентификация на выбор того или иного кандидата, дополнительно можно вычислить статистические показатели тесноты связи между различными переменными. Эта компьютерная программа позволяет также на базе электоральных данных и с использованием аппарата математической статистики проанализировать по 41 переменной поведение конгрессменов (Конгресс 1994-1995 гг. созыва, 435 конгрессменов,) при голосовании по отдельным законопроектам в области обеспечения порядка и равенства, а также в сфере внешней политики. Эти программы имеют самостоятельное значение в преподавании использования количественных методов для политической науки.
    Здесь же, на сайте учебника, находится интерактивный практикум для студентов, позволяющий, например, исследовать влияние СМИ на политический процесс посредством анализа подачи разными агентствами СМИ одних и тех же событий политической жизни.
    В распоряжение преподавателей и студентов предоставлено обширное собрание документов по тематике курса, вопросы для дискуссии, а также общий аннотированный указатель полезных www-ресурсов. В приложении даны тексты основополагающих политических документов - Декларации независимости и Конституции страны. Регулярно, раз в два года учебник обновляется с учетом политических изменений за прошедшее время.
    Инновационный характер данного Интернет-курса состоит прежде всего в том, что технологические возможности Интернет используются для реализации развивающей модели образования, целью которой является максимальное развитие интеллектуального потенциала, навыков самостоятельного мышления и способности интерпретировать на основе полученного знания смысл событий политической жизни.
    Благодаря Интернету каждое достижение в политическом образовании сразу же становится достоянием любого университета. Тем самым снимается проблема пространственного ограничения возможности получение качественного политического образования. Если на Западе нет прямой зависимости между местом расположения университета и качеством даваемого им образования, то в России с ее обширной территорией, университеты, где можно сегодня получить хорошее политологическое образование, сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких крупных городах. Хотя на кафедрах политологии занято несколько тысяч преподавателей, качество преподавания и уровень знаний, даваемых большинством вузов, по свидетельству журнала "Политические исследования", оставляют желать лучшего. Основные причины лежат в уровне подготовке самих преподавателей, качестве учебных программ, организации учебного процесса. Нехватка квалифицированных преподавателей ощущается чаще там, где нужны не общие курсы по введению в политическую науку или по истории политической мысли, а специальные курсы - по партиям и выборам, транзитологии, компаративистике и пр., построенные на эмпирическом материале. Размещение таких курсов, созданных лучшими авторами, в Интернете должно способствовать снижению остроты проблемы.
    Дополнительное достоинство размещения образовательных технологий в Интернете - оперативность, технологическая простота и низкие затраты на их обновление, не связанное с типографским тиражированием, как в случае традиционных учебников.
    Интернет не только дает доступ к продвинутым средствам обучения, но и располагает ресурсами для совершенствования планирования и управления в сфере образования, для составления учебных программ и курсов. В Интернете имеются сайты, где собраны программы общих и специальных курсов по политологии университетов США и Западной Европы, а также Центральной и Восточной Европы и стран бывшего Советского Союза. Одним из таких является, например, сайт Центра программных ресурсов Центрального Европейского университета www.ceu.hu/crc/CRC-sum.html/. Информация об организации учебного процесса, содержании курсов и программ размещается и непосредственно на сайтах университетов (например, программа Отделения политической науки Университета Northwestern, США - www.northwestern.edu/).
    Из Интернета можно узнать, какое место занимает отделение политологии интересующего Вас университета в ежегодно составляемом ранжированном ряду.
    Свои сайты активно создают сегодня и российские университеты. Так, например, программы курсов "Введение в политическую регионалистику", "Сравнительная политология", "Политические партии и электоральная политика" на русском языке можно найти на сайте Европейского университета в Санкт-Петербурге www.eu.spb.ru/socio/.
    В Интернете размещена информация о международных образовательных программах для студентов, аспирантов и преподавателей политологии и о программах поддержки университетов (примеры: программы разного уровня Центрального Европейского Университета www.ceu.hu/polsci/polsdir.html. Проект "Гражданское образование" - неправительственная международная организация, осуществляющая разнообразные программы гуманитаризации университетского образования в странах Центральной и Восточной Европы), а также о международных программах поддержки исследований (пример: Программа Института "Открытое общество" http://www.rrs.cz).
    Как показывает мировой опыт, высокое качество политического образования достигается там, где преподавание совмещается с исследовательской деятельностью, в которую вовлечены преподаватели и студенты. Одной из ведущих тенденций развития политической науки становится превращение ее из идеологически-нормативной и историко-описательной в науку, синтезирующую теоретическое и эмпирическое знание. Исходным "сырьем" для нее, а также для насыщения конкретным содержанием учебных курсов, служит фактографическая и эмпирическая информация: данные опросов общественного мнения и электоральная статистика; официальная социально-экономическая и демографическая статистика; информация СМИ о текущем политическом процессе и ретроспективные архивы информационных агентств; информация о структуре и деятельности политических институтов и субъектов политического процесса - органов власти и государственного управления, партий, общественно-политических движений и объединений, групп давления; персоналии политических лидеров и законодательные акты, регламентирующие политический процесс. Значительную часть их, можно получить из Интернета. Следует особо отметить, что политическая часть российского Интернета развивается чрезвычайно активно, что делает ее ценным источником информации для исследований политического процесса в России.
    Не менее важными являются результаты исследований и материалы их обсуждения научной общественностью. Ресурсы такого рода можно найти в базах данных международных и национальных консорциумов политических исследований. Так, Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований располагает самым большим в мире электронным архивом исследовательских проектов - http://www.icpsr.cmich.edu/. Подобные материалы размещают также на своих сайтах исследовательские центры. Например, на сайте Центра политической конъюнктуры России http://www.ancentr.ru можно найти аналитические доклады, материалы "круглых столов" и пр., публикации и пр.
    В Интернет имеются проблемно-тематические сайты, позволяющие политологам адресно отслеживать сферу своих научных интересов. Так, например, сайт www.umi.ch.edu/~nes/cses/cses.htm, является профильным для Сравнительных исследований электоральных систем. Он содержит большое количество отсылок к научным отчетам, докладам, публикациям, периодическим изданиям и электоральной статистике по различным странам, включая новые демократии Восточной Европы; сайт www.terrorism.corn освещает проблему терроризма, а сайт www.aclu.org - проблему гражданских свобод.
    Большую ценность имеют универсальные сайты по политической науке. Так, сайт spirit.lib.uconn.edu/PoliSci/polisci.htm представляет собой узел ссылок на релевантные библиотеки, журналы, газетные архивы, исследовательские институты, некоммерческие организации и правительственные агентства, ftp -серверы, группы новостей.

В США на начало 1997 г. около 300 колледжей и университетов предлагали виртуальные программы обучения. Интернет содержит ряд сайтов, обратившись к которым можно получить информацию о возможностях и программах дистантного образования. Один их таких сайтов hmco.com/tech/online,html.
    Расширению международного сотрудничества в образовании способствуют такие "сервисные" ресурсы Интернета, как системы обучения иностранным языкам и электронные словари и переводчики; системы электронной почты, электронная телефония, средства поиска в самом Интернет документов, людей, организаций и адресов электронной почты (например, сайт photophilia.net/isearch/ содержит адреса 150 поисковых машин), инструментарий создания веб-страниц (www.webspace.ru), рекомендации по фандрайзингу и подготовке заявок на получение грантов.
    Таким образом Интернет создает принципиально новую информационную среду для политического образования и политологии. Ему нет также близко сопоставимой альтернативы в качестве телекоммуникационной и информационной инфраструктуры международного сотрудничества. Подключение к Интернет снимает пространственные, временные и национальные преграды обмену информацией и сотрудничеству; дает возможность любому ученому и преподавателю, исследовательскому центру и университету приобщиться к современным исследовательским и образовательным технологиям и источникам информации; открывает новые формы сотрудничества с отечественными и зарубежными коллегами; позволяет приблизить уровень исследований и образования к международным стандартам, обеспечить совместимость образовательных программ, что важно для международное признание дипломов и их конкурентоспособности на мировом рынке образования. Интернет способен решать многие проблемы комплектования учебных и научных библиотек, повышения квалификации преподавателей, внедрения инновационных средств обучения, адекватных развивающей модели образования, совершенствования учебного процесса в регионах, где нехватка информации, квалифицированных преподавателей и исследователей, а также дефицит общения с зарубежными коллегами, ощущаются наиболее.
    Сегодня в стране функционирует сеть, включающая более 30 региональных университетских Интернет-центров, созданных по программе Института "Открытое общество", существует широкая сеть американских информационных центров по образованию (EIC) в различных городах России, которые предоставляют бесплатный доступ к ресурсам Интернета студентам и преподавателям. О масштабах доступа к Интернету образовательных учреждений России свидетельствуют в частности данные, которые приводились недавно министром образования Якутии. Даже в этой "глубинке" России к Интернет, по ее словам, уже подключены 24% общеобразовательных школ.
    Ежедневно в Интернете появляется в среднем полтора миллиона новых страниц. Однако огромный научный и образовательный потенциал Интернета используются в России далеко не в полной мере. Наращивание ресурсов и расширение доступа намного опережают освоение этих ресурсов. Хотя развитая система перекрестных ссылок на сайтах, разнообразные URL и поисковые машины образуют мощный поисковый аппарат, позволяющий применять множество стратегий ассоциативного поиска, лишь немногие из политологов, преподавателей, аспирантов и студентов способны хорошо ориентироваться в информационном континууме "Всемирной паутины", преодолевая имманентно присущий ее саморганизующейся природе "информационный хаос".
    Эта ситуация выдвигает на первый план задачу создания навигаторов, позволяющих пользователям с минимальными навыками легко и быстро находить нужные ресурсы. Определенные усилия в этом направлении уже предпринимаются. Так, Центральный экономико-математический институт РАН и Международный центр научно-технической информации выпустили в 1998 г. Справочник адресов российского Интернета, а в 1999 г. начался выпуск серии брошюр "Навигатор российского Интернета", каждая из которых посвящена отдельной тематике. Но эти издания ограничены адресами российской части Интернета, тогда как основная часть ресурсов для науки и образования находится за ее пределами.
    В 1999 г. в Институте научной информации по общественным наукам РАН создана Директория ресурсов Интернета для политической науки с описанием англоязычных ресурсов. Ее можно найти на сайте ИНИОН http://www.inion.ru. Однако она охватывает далеко не все ресурсы, а те, что в ней представлены, описаны достаточно скупо. Проблема остается и ждет своего решения.

назадоглавлениевперед