Данилин И.
(г. Красноярск)
Политические и
экономические цели и решения стали оказывать на
управление лесами все большее влияние. Лесной
покров все быстрее трансформируется и
сокращается. Сегодня эти негативные процессы
интенсивно идут по всей планете и, особенно, в ее
восточной части - в Азии, где расположены Сибирь и
Российский Дальний Восток.
В конечном счете, эти леса принадлежат
отнюдь, не лесным специалистам, а тем более не
политикам и хозяйственникам. Они - важнейший, а в
бореальной зоне - стержневой элемент
устойчивости экологической системы всего
земного шара. Леса обеспечивают здоровую
природную среду и потому их состояние - предмет
заботы всего населения. Это осознается все в
большей степени и становится ясным, что именно
население как наиболее заинтересованная сила
должно принимать участие в управлении лесами и
контролировать это управление уполномоченными
государственными структурами (Тепляков, 1999).
Одной из главных составляющих
демократического развития государства является
создание условий для широкого участия
общественности в обсуждении и подготовке
политических решений. Известно, что если нет
заинтересованности общественности или средств
массовой информации в проблеме, то практически
отсутствует воздействие на политиков.
Управление лесами, основанное на
сотрудничестве, работает наилучшим образом если:
Россия постепенно и очень
трудно переходит от командно административной
системы управления к демократической. В нашей
стране, где только появились ростки реального
участия общественных организаций в процессе
управления природными ресурсами и охраной
природы, требуется разработка новых, а также
приведение в систему уже принятых
законодательных и административных актов. Во
многих федеральных органах исполнительной
власти, а также их представительных органах в
субъектах Российской Федерации отсутствуют
отделы по связи с общественностью. Этот пробел
создает массу коммуникационных проблем и как
следствие - слабое или неэффективное воздействие
общественности на принятие решений в области
управления, использования и охраны природных
ресурсов.
Тенденции мирового развития
экологического, природоохранного и лесного
законодательства, систем управления природными
ресурсами показывают, что только там, где
общественность привлекается для выработки
экологически значимых решений, результаты во
многих случаях превосходят ожидаемый эффект.
Население в большинстве случаев либо выигрывает,
либо страдает от решений, принимаемых в области
использования природных ресурсов.
Процесс вовлечения общественности
чаще всего начинается с информирования о
проблемах, стоящих перед теми или иными органами,
которым требуется поддержка. Если
информирование сопровождается образованием и
просвещением, то шансы политиков и управленцев
быть понятыми возрастают. И только после того,
как общественность принимает те задачи, которые
пытаются решить с ними вместе, возникает диалог,
появляются понимание и поддержка. Таким образом,
необходимо создать хотя бы рамочный механизм
вовлечения общественности в решение проблем
лесного сектора экономики.
Длительное время в нашей стране
общественность была, а подчас и остается простым
статистом при принятии решений. Несмотря на
закрепление в ряде законов отдельных положений о
вовлечении общественности в разработку,
обсуждение и принятие решений, нормативная
правовая база явно недостаточна. Общественность
стремится иметь информацию, хочет быть услышана
и помочь руководителям разного ранга в принятии
правильных управленческих решений. Особенно это
касается проблем экологии и лесопользования, в
связи с чем необходим особый закон об
информировании граждан (Вовлечение населения в
управление лесами России :, 1999).
Вопрос о необходимости развития
партнерских отношений между государственными и
общественными организациями постоянно
поднимается на различных совещаниях,
конференциях, семинарах и в публикуемых
материалах и документах как внутри России, так и
за рубежом. Эти проблемы нашли свое отражение в
региональных исследованиях Всемирного Банка по
лесной политике России, на региональных и
национальных семинарах Международного союза
охраны природы и других акциях и мероприятиях по
умеренным и бореальным лесам в Российской
Федерации (Россия. Лесная политика :, 1997).
В России крайне необходимо создание
механизма общественного воздействия на сознание
людей. Ведь именно люди являются причиной
примерно 80% лесных пожаров, 100% нарушений правил
охоты и рыболовства, незаконной добычи других
природных ресурсов, почти 100% - загрязнения
окружающей среды. Необходимо создание
нетерпимого отношения в обществе к нарушителям
природоохранного законодательства, ведь от его
исполнения зависит здоровье, а подчас и жизнь
людей, судьба будущих поколений.
Однако до сих пор отсутствует
нормативная база и опыт вовлечения
общественности в принятие решений в области
управления лесами. Необходима разработка
руководств по привлечению и участию
общественности к подготовке и принятию решений
по управлению лесами как для органов
исполнительной власти всех уровней, так и для
общественности. Это позволит определить рамки
консультационного процесса, даст возможность
управленцам лучше понять запросы общества, а
людям точнее понять проблемы управления лесами и
оценить принимаемые решения (Тепляков, 1999).
Основной проблемой взаимоотношений
государственных структур в области
использования, охраны, защиты и воспроизводства
лесов является информированность граждан о
лесах. В этой связи возникает ряд вопросов о
доступе к информации, доверии и интерпретации
информации, прозрачности действий сторон в
информационном поле, а также выработке
совместных позиций. Характер вовлечения
общественности, этнических групп населения,
коренных и малых народностей и т. д. нашел
отражение в ряде нормативных правовых актов.
Среди них - закон Российской Федерации "Об
экологической экспертизе" (1995), Лесной кодекс
Российской Федерации (1997), постановление
Правительства РФ "Об утверждении порядка
предоставления гражданам и юридическим лицам
информации о лесном фонде, являющейся
федеральной собственностью" (1997),
соответствующий приказ Рослесхоза (от 20.10.97, ?. 143),
Лесной Кодекс Хабаровского края (1998) и, Проект
Лесного Закона Красноярского края (2000), который
проходит в настоящее время процедуру публичных
слушаний. Кроме того, имеется ряд ведомственных
документов Федеральной службы лесного хозяйства
России: Концепция устойчивого управления лесами
Российской Федерации (1998), Критерии и индикаторы
устойчивого управления лесами Российской
Федерации (1998) и др. документы (Богдан, 2000).
Для создания механизма вовлечения
общественности в управление лесами России
необходимо, во-первых, изучить и
совершенствовать российскую нормативную
правовую базу, во-вторых, сформировать сеть
экспертов и структур по управлению лесами,
в-третьих, создать широкую коалицию российских
заинтересованных сторон путем проведения
круглых столов, семинаров, совещаний и т. д.
Особое внимание следует уделить
усилению мотивов, побуждающих общественность к
участию в управлении, путем привлечения ее к
выступлению в средствах массовой информации.
Важно также проводить целевое обучение
законодателей, специалистов местных,
национальных и федеральных агентств к
взаимодействию с общественностью (Вовлечение
населения в управление лесами России :, 1999).
Разработка комплекта руководств и
рекомендаций, а также нормативных правовых актов
с привлечением общественности позволит до
некоторой степени ликвидировать пробел в плане
налаживания взаимодействия участников лесных
отношений. Привлечение специалистов из других
стран, имеющих опыт работы с общественностью в
принятии решений, даст возможность улучшить
отдельные аспекты выполнения проекта в России.
В этой связи особую ценность и интерес
представляют нормативно-правовые акты по лесам
разработанные в Хабаровском и Красноярском
краях, в которых впервые в России введены статьи,
законодательно определяющие участие граждан и
общественных объединений в обеспечении
рационального использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов. Опыт разработки этих
документов особенно ценен тем, что в процессе их
подготовки активное участие принимали ведущие
российские ученые, а также зарубежные эксперты и
специалисты из Агенства США по Международному
развитию (USAID) Лесной службы США (USDA Forest Service),
консалтинговых фирм Норвегии и Финляндии и
других стран.
В указанных выше документах четко
определен широкий спектр прав и полномочий
общественности на участие в лесоуправлении и
определении лесной политики в регионе, однако
механизмы реализации этих прав требуется еще
сформулировать и совершенствовать в дальнейшем.