Т.Ю. Волгина
г. Омск

Демократизация работы с молодежью: опыт международного сотрудничества

    В октябре - ноябре 2002 г. я в составе группы преподавателей из Омска и Новосибирска проходила в Германии стажировку по социальной работе и социальной педагогике. Стажировка была организована фондом имени Отто Бенеке. Этот фонд на протяжении многих лет активно сотрудничает с Омским государственным педагогическим университетом и международным Центром социальной педагогики и социальной работы, созданном при кафедре социальной педагогики ОмГПУ.
    Обсуждение на семинарах вопросов работы с молодёжью, стажировка в "Социальной службе католических женщин" (далее, SKF) г. Дюрена, позволили мне увидеть деятельность по демократизации работы с молодежью в Германии как с теоретической, так и с практической стороны.
    Главным документом, на основе которого строится в Германии вся работа с молодежью, является "Новый закон о помощи детям и молодежи". В законе выделены следующие принципиально важные моменты. Помощь молодежи и семье - это главная государственная задача. Семья находится под особой защитой закона, но без острой необходимости вмешиваться в жизнь семьи никому не разрешается. Социальный педагог оказывает помощь семье, как правило, в виде консультаций или педагогического сопровождения.
    Если в семье нет никаких проблем, то государство не имеет право вмешиваться в дела семьи.
    При оказании помощи семье, ребенку, подростку, молодому человеку соблюдается принцип субсидиарности. Звучит он (в переводе с немецкого) примерно следующим образом: "Я получаю помощь для того, чтобы затем помогать себе самостоятельно". Это ступенчатый принцип решения проблем. Сначала индивид пытается сам решить свои проблемы. Если у него это не получается, то он обращается за помощью к семье. Если семья не может ему помочь, то он обращается за помощью к общине (коммуне), затем к земле (в России это - областной или региональный уровень), и уже в последнюю очередь - к государству за федеральной помощью. Но вся эта оказываемая на любом уровне помощь не может быть бесконечной. Когда индивид справляется с проблемой, он перестает получать помощь.
    Следующий важный момент - вопрос консультирования и права, вмешательства в жизнь ребенка, подростка, молодого человека. В законе речь идет о том, что вмешиваться в жизнь индивида или семьи надо как можно реже. Но если возникла необходимость вмешательства, то оно должно быть качественным.
    Помощь, которую оказывают индивиду или семье, должна быть разносторонней. У индивида и (или) семьи есть право выбора "носителя" (Traeger) помощи. За помощью можно обратиться как к государственному "носителю", так и к свободному (церковные союзы, общины, негосударственные организации, союзы, гильдии и т. д.). Очень важно то, что индивид может одновременно получать помощь из разных источников.
    Конечно, помощь оказывается исходя из реальных возможностей "носителя". Она необязательно будет финансовой. В первую очередь, индивиду будет оказана консультативная помощь. Очень часто социальные педагоги, работающие с ребенком, оказывают так называемую "помощь в воспитании". Это социально-педагогическое сопровождение в течение всего дня: социальный педагог (например, студент) проводит вместе со сложным, проблемным ребенком весь день, делает с ним уроки, гуляет, старается "вытащить" из привычной семейной среды и т. д. Такое сопровождение может продолжаться до 3-х месяцев и даже дольше (до того времени, когда проблема будет решена, но так долго социально-педагогическое сопровождение сохраняется в исключительных случаях; например, была ситуация, когда социальным педагогам пришлось работать с 11-летней проституткой из благополучной семьи).
    Решение о том, что кому-либо необходимо оказать помощь принимает местный комитет по делам молодежи (Jugendamt), но не "носитель". Комитет же решает, на каком уровне, в какой форме будет эта помощь оказана. Между "носителями помощи", предлагающими комитету свои проекты помощи, существует конкуренция, которая помогает появлению все более гибких, качественных, интересных проектов.
    При организации помощи комитет должен обращать внимание на то, следует ли стимулировать появление от "носителей" как можно большего количества интересных предложений.
    Например, SKF г. Дюрен (совместно с комитетом) поддержала проект "Jugendbus" (молодежный автобус). В пять отдаленных деревень, где практически не ведется работа с молодежью (Vlaffen, Niedeggen, Emken, Schmidt, Titz) в определенный день (по графику) приезжает автобус, оборудованный компьютером с выходом в Интернет, кухней, мощным музыкальным центром, настольными играми, спортивным инвентарем. Задача социальных педагогов, работающих в этом проекте: ни в коем случае не развлекать подростков и молодежь, а поддерживать их инициативу в организации различных дел. Педагог здесь стоит на позиции партнера, "сопровождающего". Также они помогают организовать выезды детей на каток, на баскетбольный турнир в другую деревню, в кинотеатр и т. п. К сожалению, социальные педагоги отмечают, что к детям, живущим в деревнях, очень трудно "пробиться" (завоевать их доверие); что из года в год сокращается финансирование проекта; что местные органы власти не всегда готовы оказать помощь как молодежи, так и проекту "Молодежный автобус".
    Предлагаемая помощь должна быть комплексной, т. е. ее надо оказывать не только ребенку, попавшему в трудную ситуацию, но и его семье.
    Например, в г. Дюрен работает центр помощи молодежи и детям. Финансирование этого проекта осуществляет SKF г. Дюрен. В центре применяют следующие формы работы: круглосуточный стационар (5 мест для девочек, подвергшихся сексуальному насилию, и 9 мест для смешанной группы подростков 16 - 19 лет); дневной стационар (группы детей 6 - 9 и 12 - 15 лет); амбулаторные формы работы (социально-педагогическое сопровождение детей и подростков дома и на улице); группы продленного дня в 16-ти школах города.
    Социальные педагоги, работающие в этом центре, своей главной задачей считают помощь ребенку пересмотреть пережитое. Они говорят о том, что не существует испорченных детей - проблема не в ребенке, а в отношениях, которые сложились в его семье. Используя "метод семейной доски", рабочая группа педагогов (8 - 9 человек) один раз в неделю анализирует каждого ребенка, получающего помощь в центре, составляют индивидуальный план работы с ним. Параллельно, каждые две недели, социальный педагог встречается с родителями этого ребенка, старается помочь им исправить внутрисемейную ситуацию. Причем, комитет по делам молодежи обязывает родителей работать с педагогами. В случае отказа родителей от сотрудничества, дело может закончиться штрафными санкциями вплоть до лишения родительских прав.
    Центр организует для детей и родителей совместные экскурсии, выезды на природу и т. п. Задача педагогов очевидна - помочь родителям наладить отношения, а через нормализацию отношений в семье нормализовать жизнь ребенка.
    Следующее условие оказания помощи - инициатива должна исходить не от педагогов, а от самих детей. Совместными усилиями педагогов и детей решение обдумывается, планируется, реализуется. Таким образом, у детей развивается самоответственность, самостоятельность. Задача педагога - помочь подростку ангажироваться в обществе. Через совместное (зачастую вместе с родителями) участие в деятельности молодежь адаптируется к жизни в обществе.
    Например, в центре помощи молодежи перед подростками и молодыми людьми, живущими на стационаре, стоит четкая задача: научиться самостоятельности, подготовиться к жизни, в итоге - сформироваться как самостоятельная личность. Подростки сами покупают продукты, распоряжаются деньгами, готовят еду, убирают комнаты и т. д. Кто ничего не делает, тот не остается в центре - ему предлагают уйти. Социальные педагоги ставят перед ребятами конкретные сроки для постепенной реализации жизненных планов, учат их распоряжаться деньгами и т. п. Один раз в две недели с каждым воспитанником проводится беседа о его целях в жизни, о путях продвижения к ним; анализируется то, что уже сделано. Итогом совместной работы педагога и молодого человека должен стать переезд воспитанника в свою квартиру и начало его успешной самостоятельной жизни.
    Особую роль в Германии играет социальная работа с молодежью из других стран, с семьями переселенцев. Очень важно изменить у местного населения отношение к эмигрантам. Интересный опыт работы в этой области есть у фонда имени Отто Бенеке.
    Например, в Магдебурге живет много вьетнамских семей. Отношение местного населения к вьетнамцам было очень недружелюбным, часто возникали конфликты на национальной почве. Фонд осуществил интересный проект, который помог решить все эти проблемы. Немецких детей (а в проекте участвовало около 900 тыс. детей) знакомили с вьетнамской культурой: вместе с семьями из Вьетнама они готовили национальные блюда, разучивали песни и т. д., т. е. активно погружались в культуру Вьетнама. Одновременно 20 немецких подростков 12 - 15 лет совершили двухнедельную поездку во Вьетнам. Во время поездки они должны были ответить на следующие вопросы: "Как я себя чувствую в чужой культуре? Что должны делать вьетнамцы, если немцу хорошо в их культуре? Что должны делать немцы, если вьетнамцу хорошо в их культуре?". В поездке группу сопровождали корреспонденты газет и радио, которые каждый день делали интересные репортажи для немецких читателей и слушателей. Подростки по 2 - 3 дня гостили во вьетнамских семьях, у двух немецких девочек в семьях вьетнамских друзей были отпразднованы дни рождения. Эта акция дала очень эффективные результаты, дети сблизились, пройдя через собственные переживания в чужой культуре. Теперь в Магдебурге даже празднуют очень широко и весело вьетнамский Новый год!
   А самое важное в работе с молодежью в Германии - свобода. Свобода выбора, свобода действия, свобода передвижения. Именно свобода является главным принципом и условием демократизации работы с молодежью. Не может быть и речи о каких-либо авторитарных методах, формах работы с молодежью.
    Подводя итоги, хочу сказать, что теоретический и практический опыт социальной работы немецких коллег, идущих по пути демократизации, поможет и нам (социальным педагогам, социальным работникам) осуществить идею демократизации работы с молодежью в России.