Е.П. Баталова,
Л.П. Бузынникова,
Г.Б. Ничипоренко

г. Омск

Этапы создания правового пространства школы

    В современном обществе жизнь предельно открыта и требует от граждан социальной активности, которая выражается в умении адаптироваться в любом социуме, в умении общаться, бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли.
    Подготовиться к полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Такие условия могут быть созданы в детских общественных объединениях различной направленности. Важной особенностью таких объединений является то, что для ребенка это пространство проб, в котором происходит саморазвитие, реализация социальных качеств, формирование социальной компетентности и ответственности, не носящие обязательного, внешне регламентированного характера и потому обеспечивающие его развитие. Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире.
    Одним из главных ориентиров для нас является выработка социальной компетентности личности, которая не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. А это значит, что молодежь должна уметь мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Социальная практика у детей может быть целенаправленно сформирована в стенах школы. Если школа не берет на себя миссию становления правовой культуры, вероятность формирования гражданского общества в России уменьшается.
    Таким образом, важной характеристикой пространства социального развития является набор доступных видов деятельности и возможность включения в нее. Именно это формирует не только операционную, но и мотивационно-ценностную структуру личности.
    Дети могут и должны сами творить свое правовое пространство, которое состоит из совокупности условий, позволяющих формировать определенный уклад жизни школы. И такой первый опыт учащиеся нашей школы уже получили, когда принимали Устав школьной жизни. Тогда, пожалуй, дети впервые открыто заявили о своих правах взрослым.
    Расширить свои знания о правовом воспитании школьников нашим учителям помогли семинары в рамках программы ООН "Содействие развитию образования в области прав человека" в Омске и в Томске. В школе была разработана система мероприятий для разных возрастных групп. Младшие школьники приняли участие в конкурсе рисунков "Мир цвета радуги", ученики 5-9 классов участвовали в конкурсе плакатов, а старшеклассники писали сочинения по теме "Права человека в современном мире". На конкурс было выставлено более 10 работ учащихся, консультантами которых являлись учителя русского языка и литературы Е.П. Баталова, Л.П. Бузынникова, Г.Б. Ничипоренко, Т.И. Филиппова, учитель обществознания Л.Б. Романюк. Что же волнует детей на пороге взрослой жизни? Это можно определить, проанализировав темы сочинений. Звучали они так: "Право на благоприятную окружающую среду", "Право ребенка на счастливую жизнь в семье", "Мое право на образование", "Свободу убеждениям!". Лена Бузынникова (консультант Л.П. Бузынникова), Таня Быструшкина (консультант Л.Б. Романюк) вышли в финал регионального этапа Всероссийского конкурса творческих работ в Томске. Получив дипломы участника и лауреата конкурса, они продолжают заниматься вопросами правового образования: работа в школьном кружке "Ты и твое право", участие в семинаре "Права человека. Права ребенка", организованном Омским государственным педагогическим университетом, участие в городской научно-практической конференции школьников при ЦДО "Эврика". Права человека лучше всего постигаются на собственном опыте, в реальной жизни. Такой опыт может извлекаться из повседневной школьной жизни.
    Для сегодняшних детей актуальным становится восстановление не только гармоничного развития взаимосвязанных систем: Человек - Социум - Природа, но и восстановление основных прав и свобод личности.
    Правовое воспитание в нашей школе ведется по двум направлениям: просветительство и социальная практика. В своей работе мы используем методику проектов. Итогом работы на семинаре "Права человека в современном мире" стала разработка проекта, направленного на создание в школе правового пространства, позволяющего не только защищать конкретного ребенка, но и формировать социально значимые качества. Цель проекта - создать условия для овладения знаниями и навыками правовой культуры всеми учащимися. Идея проекта заключается в том, чтобы создать информационно-правовое пространство, которое явилось бы фактором развития правовой культуры школьников. В ходе осуществления проекта перед нами встали следующие задачи: создать банк данных, исследовать уровень правовых знаний учащихся, разработать структуру пресс-центра и систему мероприятий по правам ребенка и порядке их реализации. Ресурсным обеспечением проекта явилась нормативно-правовая (Закон РФ "Об образовании", Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Устав школы); информационно-технологическая (сбор банка данных, средства мультимедиа, переписка по Интернету, правовая афиша) основы; кадровое обеспечение (психолог, социальный педагог, консультации ученых).
    В результате реализации проекта у учащихся повысится не только уровень правовой культуры, но и социальная активность, а демократические отношения станут нормой школьной жизни.