С.В. Костенко
г. Омск
Особенности организации правовой культуры в школе
В последние годы в
современной России происходят глубокие
изменения во многих сферах жизни общества,
трансформируются общественные отношения,
пересматривается система ценностей и
приоритетов.
Беспрецедентный динамизм нашего
времени, быстрая смена технологий, постоянная
потребность в новых знаниях породили новую
качественную проблему - формирование
гражданственности как интегративного качества
личности, позволяющего человеку осуществлять
себя юридически, нравственно и политически
дееспособным.
"Важнейшее направление
гражданского воспитания - формирование опыта
гражданского действия, позволяющего человеку
практически реализовать свои возможности в
обществе" (Педагогический энциклопедический
словарь).
Задача системы образования
заключается в том, чтобы предоставить любому
учащемуся широкие возможности выбора своего
пути, научить его свободно двигаться в
пространстве идей, в мире образов, развить его
мышление и эмоциональное восприятие
действительности, помочь ему вырабатывать
целостный взгляд на мир, формироваться в
полноценного гражданина своей страны.
В настоящее время многие школы, в самых
разных географически точках России, многие
учителя и авторы учебно-методических комплектов
стараются выстроить систему
гражданско-правового образования. Какова же
современная идея, на которую и учителя, и школы, и
Министерство образования, и общественные
организации ищут ответ?
Человек, общество и государство
нуждаются в гражданско-правовом образовании, оно
необходимо, если мы и в самом деле хотим жить в
правовом государстве. Если строить гражданское,
правовое общество, то надо прежде всего начинать
с детей. Только в детей сегодня можно заложить
чувство собственного достоинства, своих прав и
своей ответственности. Сегодня в школах уже
начата работа по разъяснению прав ребенка, а так
как учитель ближе всего к ребенку, то в первую
очередь, нужно организовать работу по
формированию правового сознания, правовой
культуры у учителей-предметников, классных
руководителей.
И неслучайно ООН поддерживает
создание в регионах центров содействия развитию
образования в области прав человека. Таких
регионов по России пока семь (Омск - один из них). В
рамках данного проекта организованы обучающие
семинары для учителей, которые в дальнейшем
являются "проводниками" правового,
гражданского воспитания в школе.
Работа со школьными учителями создает
возможность максимального охвата школьников.
Школьные учителя заинтересованы в такой
деятельности, но, как правило, не обладают
временем и соответствующими методиками.
Поэтому семинары, проводимые при
поддержке ООН, предназначенные для освещения
общих проблем правового образования и
гражданского воспитания, имеют огромное
практическое значение. На таких семинарах
педагогам дают возможность понять, как, уважая
права ребенка, обходиться с разными категориями
детей и родителей, как помочь им осознать, что
такое твое личное право, как оно совмещается с
правами других людей и обязанностями перед
обществом в целом. Более того, на таких семинарах
учителя не только получают знания в области прав
человека, но и разрабатывают свои проекты по
внедрению правового и гражданского сознания в
школах.
Одним из важных гражданских качеств
становится способность к самоопределению,
благодаря которому человек сможет разумно
существовать в условиях выбора, т. е. в
условиях свободы и ответственности. Учитывая
это, в школе N 151 Омска создана и начала
работать временная творческая группа учителей
по проблеме гражданского становления личности.
Цель группы - создание условий для максимально
эффективного самоопределения школьника,
формирование правовой культуры. Участники
временной творческой группы выделяют три
основных направления деятельности:
теоретико-методологическое,
частно-дидактическое, психолого-педагогическое.
Теоретико-методологическое
направление предполагает накопление
методологических разработок данной тематики,
ознакомление с опытом мировых и отечественных
практик, проведение исследовательских работ.
Педагогами временной творческой группы
формируется банк данных, и разрабатываются
психологические и комплексные тесты по
проблемам гражданского, правового воспитания;
выявляются гражданские интересы и предпочтения
школьников; формируется банк данных гражданских
характеристик учащихся.
Частно-дидактическое направление
предусматривает формирование у школьников
активной жизненной позиции. В рамках этого
направления учащиеся знакомятся со спецификой и
правовой обеспеченностью будущей профессии,
проводят исследования, разрабатывают проекты по
выбранным темам под руководством опытных
педагогов, научных руководителей.
Психолого-педагогическое
поддерживание реализуется в оказании правовых
услуг, в формировании привычки выполнять
правовые предписания, в проведении тренингов по
самоопределению.
Деятельность временной творческой
группы по проблеме гражданского становления
личности приобретает особую актуальность в
условиях модернизации образования,
предусматривающей совершенствование
общественно-государственной системы
гражданского, правового и патриотического
воспитания детей и молодежи. Развивая свою
деятельность в трех обозначенных направлениях,
временная творческая группа призвана играть
роль координирующего центра в гражданском и
правовом воспитании школьников.