Т.А. Садчикова
г. Тамбов
Демократия - занятие не для болельщика
Задача воспитания
гражданина актуальна для всего мира. Демократия
с ее основными принципами свободы, равенства и
толерантности может развиваться только с
развитием определенных нравственных ценностей в
обществе, что в свою очередь предполагает
воспитание свободного гражданина, обладающего
такими качествами, как умение реализовать свои
права и свободы, не нарушая прав и свобод других;
способность к диалогу с властными структурами и
другими гражданами; критическое отношение к
социальной действительности и стремление ее
преобразовать; ответственность за свои поступки
и свой выбор; юридические и моральные
обязательства перед обществом и государством.
Система гражданского образования в
России охватывает все более и более широкие
регионы и ступени учебного процесса.
Разрабатываются авторские программы и курсы,
которые учитывают многообразие педагогических
направлений. Группой нашего региона в период
нашей стажировки в США был создан проект,
направленный на реализацию такого важного права
и одновременно обязанности гражданина, как
избирать и быть избранным. Демократия
предполагает всеобщие, прямые и открытие выборы.
Они необходимый конституционно гарантированный
минимум политической деятельности личности. Но
общим для многих стран стало снижение
избирательной активности, особенно среди
молодежи. В США, например, только около 1/4
избирателей в возрасте от 18 до 25 лет принимают
участие в выборах. В России также наблюдается
подобное явление. Так, выборы 2000 г. в Тамбове
проходили сложно и едва не были сорваны из-за
низкой явки избирателей. Обсуждая эту проблему
наряду с другими вопросами гражданского
воспитания с моими коллегами в High School города
Гринеля, я пришла к пониманию актуальности темы и
так родилась идея нашего проекта. Важной вехой
создания данного проекта явилось посещение
нашей группой ряда общественных институтов и
организаций: Конгресса США, Конгресса Айовы,
мэрий Ньютона и Де-Мойла, департамента по
образованию Айовы, представительств
республиканской демократической партии и
знакомств с работой данных структур. Очень
важным и интересным в работе явилось знакомство
и Четом Килвером, госсекретарем штата Айовы,
который рассказал о своей работе по созданию
региональных ученических организаций. Детская
организация, созданная Четом Килвером, отстояла
свои права на детскую площадку перед местными
властями путем написания петиции и сборе
подписей под ней.
Нам показался очень интересным опыт
наших Айовских коллег по активизации
деятельности учащихся, и так родилась идея
создания курса, которых воспитывал бы человека,
ответственного за свой выбор и способного
потребовать от властей реализации его прав.
Название темы проекта, являющегося заголовком
моих тезисов было взято мной с наклеек с
лозунгами, которые нам демонстрировал во время
интерактивных занятий в Де-Мойле Джон Виллер. В
США нами был разработан первый урок и его
презентация, и познее я написала курс в рамках
данной темы. Наш опыт может быть интересен другим
выпусникам американских советов и просто
учителям граждановедения и общественных наук,
поэтому я раскрою его содержание.
Проект представлял урок-мероприятие
"Учимся голосовать" и был рассчитан на
учащихся 6-8 классов средней школы. Урок - деловая
игра с групповой формой работы. В начале урока (п.1
плана "Зачем нужно голосовать?") учитель
предлагает всем учащимся предложить три
аргумента в пользу выборов. Затем каждая группа
обсуждает данные аргументы и выбирает из них три
наиболее важных. Затем лидер группы представляет
идеи своей группы. Из предложенных группами
аргументов класс выбирает три наиболее важных и
оценивает работу каждой группы. Во II части
("Подготовка избирательной кампании")
учащиеся создают файл "Наш кандидат". В
начале работы учитель проводит беседу о выборах
и кандидатах. Затем каждая группа по заранее
заготовленным таблицам с качествами депутата
создает его "портрет". Среди качеств в
списке значатся: возраст, образование, профессия,
черты характера. Затем учащимся предлагается
создать свой файл, где они могут создать
словесный и даже реальный портрет депутата;
после чего "портрет" демонстрируется классу
и выбирается лучший депутат - "Портрет
депутата нашего класса". Следующая часть урока
- проведение выборов ("Посещение
избирательного участка"). Учащиеся голосуют за
определенного кандидата по заранее
изготовленным бюллетеням. Заключительная часть
урока - тест, позволяющий проверить и обобщить
знания учащихся, и рефлексия, позволяющая
учителю судить о полезности и комфортности для
учащихся проведенного мероприятия. Данный урок
или отдельные его элементы могут быть
использованы в средней школе на любом уровне
обучения: как в начальной школе, так и в 10-11
классах. Курсы, которые могут его использовать:
граждановедение, обществознание, основы
экономики, история, география, литература, МХК,
иностранный язык, а также он может быть проведен
в форме внеклассного мероприятия как
внутриклассного, так и общешкольного характера.
Проект получил высокую оценку у наших
американских коллег и при защите проектов в
Вашингтоне был признан лучшим. С. Шехтер отметил
его практическую направленность.
Поле возвращения в Тамбов одна из
участниц группы, И. Дружкина, перевела,
напечатала его и распространила среди завучей по
организационной работе города, которые также его
высоко оценили.
Вернувшись из США, я встречалась с
моими коллегами, осмысливала американский опыт,
беседовала с приезжавшей в Тамбов по обмену
Дениз Миллер. В результате возник целый
курс-модуль к базовому курсу обществознания в 8-11
классов, под названием "Мой выбор". Курс
состоит из четырех блоков, в каждом из которых по
пять уроков. Каждый блок является расширением и
углублением определенной темы в базовом курсе.
Однако не происходит существенное расширение
количества часов в урочное время, так как из пяти
предлагаемых уроков в каждом блоке 1-2 являются
внеклассными мероприятиями, закрепляющими и
углубляющими тему. Среди них деловые игры: "Я
голосую за тебя", "Интервью у депутата",
"Выборы президента школы".
Блоками курса являются:
I блок (8 класс) - "Зачем нужны
выборы" расширяет тему "Человек в
обществе".
II блок (9 класс) - "Выборы"
примыкает к теме "Конституция РФ".
III блок (10класс) - "Политические
силы" - тема "Политическая деятельность".
IV блок (11 класс) - "Модель
демократического общества" углубление темы
"Политическая сфера жизни общества".
Данный курс частично апробирован в
нашем лицее и получил высокую оценку учащихся и
родителей. Особенно понравилась учащимся игра
"Выборы президента школы", которая после
предложения данной программы завучу по
организационной работе стала проходить каждый
учебный год.
Я считаю, что изучение данного курса
поможет сегодняшним школьникам сделать
ответственный выбор в будущем, участвовать в
обсуждении политических проблем с родителями и
другими взрослыми, ориентироваться в
проиходящем.