Е.А. Рекичинская
г. Новосибирск
Международные онлайновые курсы по гражданскому образованию
iEARN (Международная
образовательная и ресурсная сеть) - самая большая
в мире онлайновая сеть для школьников и учителей
(http://www.iearn.org). Педагоги и
ученики используют Интернет и электронную почту
для осуществления совместных проектов,
направленных на воспитание активных граждан
мира. Педагоги iEARN стремятся подготовить
современную молодежь к жизни в мире, в котором
множество разнообразных культур и где все
взаимозависимо, в мире, который изменяется
чрезвычайно быстро по мере того, как происходят
изменения в области технологий, экономики и
политики.
В настоящее время в iEARN работает
примерно 350 тыс. учеников из 4 тыс. школ в более чем
90 странах. Представлено 29 языков. Глобальные
проекты основаны на интерактивных дискуссиях
или форумах, на которых ученики обсуждают
проблемы, делятся результатами исследований и
мнениями. Проекты охватывают широкий спектр
областей.
Интернет можно использовать как
средство повышения качества образования с точки
зрения познавательного аспекта, а также для
формирования ценностей, развития критического
мышления и убеждения в необходимости активного
участия в жизни сообщества. Создавая
многокультурные сообщества, школьники учатся
принимать активное участие в жизни своих
сообществ в таких областях, как демократия,
социальное положение, вопросы пола, права
человека, этнические различия и охрана
окружающей среды. Вырабатывая привычку
принимать участие в решении проблем, которые их
волнуют, дети и подростки лучше подготовлены для
участия в жизни гражданского общества.
Коллектив гимназии N 3 имеет богатый
опыт работы в проектах iEARN. Уже 9 лет наша школа -
активный участник данных проектов. С 1997 г.
учителя гимназии N 3 М. Косинова, О. Новак,
Е. Рекичинская координируют 4 проекта iEARN, тесно
связанных с темой гражданского образования:
"Народная сказка" (1997), "Новое
тысячелетие" (1999), "Права детей через
рисунок" (2000), "Грани толерантности" (2002).
Вы можете найти информацию о гимназии ? 3 и
проектах iEARN, которые координируют учителя школы
на сайте http://www.nsc.ru/gems3.
Кроме проектной деятельности и работы
в форумах, iEARN второй год предлагает 5 онлайновых
курсов по различной тематике. Один из них
разработан по тематике гражданского образования
и обучения демократии. В 2001-2002 гг.
М. Косинова, О. Новак, Е. Рекичинская
разработали и координировали международный
онлайновый курс Creative Arts Course, кроме того Е.
Рекичинская участвовала в онлайновом курсе English
as the second language. На 9 Международной конференции iEARN в
июле 2002 г. в Москве Н. Дементиевской (Киев,
Украина), Е. Рекичинской и О. Новак
(Новосибирск) было предложено руководителем
онлайновых курсов iEARN Э. Метни и представителем
программы DEEP (Обменная образовательная
программа в области обучения демократии) в iEARN Р.
Блэкмэн перевести, адаптировать, организовать и
провести онлайновый курс по гражданскому
образованию и обучению демократии для
русскоговорящих участников в октябре-декабре
2002 г. Курс рассчитан на 9 недель. Благодаря
поддержке программы DEEP, данный курс проводился
бесплатно. Нами была подготовлена и
распространена информация о курсе с
предложением принять участие всем желающим, кто
имеет базовый текстовый процессор, умеет
работать с Интернетом и электронной почтой,
имеет доступ к компьютеру и Интернету, согласен
работать около 4-х часов в неделю над курсом,
имеет возможность работать со школьниками, готов
оценивать и обеспечивать письменную обратную
связь по курсу. Были отобраны 27 участников из 6
стран: Армении, Литвы, Молдовы, России,
Узбекистана, Украины.
Цель курса - повышение
педагогического мастерства участников в области
гражданского образования и обучения демократии
через обмен опытом с участниками курса и
проектную деятельность iEARN, а также
совершенствование технических умений в работе с
компьютером и сайтами Интернет. Данный курс дает
возможность учителям средних школ научиться
лучше интегрировать проекты в учебный процесс,
используя технический инструментарий; достигать
поставленную задачу, двигаясь от простого к
сложному; пользоваться богатейшими онлайновыми
возможностями и мировыми достижениями в сфере
новых технологий. Эти курсы помогают также его
участникам расширить опыт сотрудничества и
сотворчества.
Ожидаемые результаты обучения.
Предполагалось, что участники научатся:
определять и выбирать международный
телекоммуникационный проект, который
соответствует их местным, региональным и
национальным образовательным стандартам;
планировать выполнение выбранного ими проекта
согласно учебному плану и личному расписанию
работы; управлять учебным процессом, работая в
онлайновых проектах; исследовать возможности
использования различных технических средств,
чтобы дополнить и улучшить проектную работу;
вовлекать своих учеников в онлайновое общение с
другими школьниками - участниками проектов из
разных стран мира; находить лучшие примеры
совместных международных телекоммуникационных
проектов; разрабатывать план обмена опытом с
учителями своих школ и школ местного сообщества
материалами и методикой онлайнового обучения;
находить способы вовлечения школьников в
дальнейшую деятельность в местном и онлайновом
сообществе после завершения проекта;
устанавливать и поддерживать долговременные
профессиональные и личные контакты после
окончания курса в безопасной, опытной и
заботливой среде сообщества iEARN.
Первая неделя курса включает
ориентационную неделю для ознакомления с сайтом
iEARN и его техническими возможностями. Затем
участники знакомятся с целями и задачами курса.
На каждую неделю курса составлено объявление,
план работы, домашние задания. Анкеты в начале и
конце курса направлены на получение информации
от участников о том, что было хорошо, полезно и
важно для них в курсе, а что вызывало проблемы с
целью дальнейшего совершенствования содержания
и технического обеспечения. На 4-6 неделе
участники курса выбирали проекты iEARN
гражданско-правовой тематики, контактировали с
координаторами проектов, составляли свой план
работы в 1-2-х проектах вместе с учениками,
реализовывали его, подводили итоги. В процессе
работы все вопросы обсуждались в форумах iEARN. На
наш взгляд, обсуждение вопросов гражданского
воспитания школьников состоялось, проблемы,
связанные с данной тематикой были определены и
предложены пути решения.