В.Б. Пименов
г. Ярославль

Электронная торговля для представителей малого и среднего бизнеса

    На протяжении ряда лет в мировой экономике происходит резкое увеличение оборота электронной торговли. Если в 1997 г. оборот электронной торговли составлял 8 млрд. долларов, то к 2001 г. произошло его увеличение до 300 млрд. долларов. Из них около 250 млрд. долларов приходится на межфирменную торговлю и около 50 миллиардов долларов - на розничную торговлю для конечных потребителей. Отдельные элементы электронной торговли уже присутствуют на российском рынке, однако их удельный вес в общем объеме торговли в настоящее время незначителен. Имеется определенная "психологическая" неготовность российских операторов рынка к широкому внедрению новых методов электронной торговли. По данным РоЦИТ, объем российского рынка Интернет-услуг в 1998 г. составлял всего 160 млн. долл.
    Согласно статистическим данным в 2000 г., количество пользователей Интернет в мире составляло около 300 млн. человек. Только в США сейчас насчитывается около 110 млн. пользователей сети. В развитых европейских странах - около 80 млн., в странах Азии - до 60 млн. 62 % всех пользователей Интернет находятся в США. Общий компьютерный парк в России в 2000 г. ориентировочно оценивается в 10 млн. единиц и только 5 млн. человек имело подключение к сети Интернет.
    Создание современной информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг в России, интеграция ее в мировые рынки обеспечат кардинальное снижение непроизводительных издержек в российской экономике, высвобождая значительные ресурсы для экономического роста без дополнительных затрат.
    Развитие электронной торговли в России не является самоцелью. Электронная торговля является средством для решения проблемы приведения информационной инфраструктуры поддержки рынка в России в соответствие современным требованиям, что позволит сократить расходы на проведение торговых операций и частично решит проблемы регионов и предприятий, связанные с традиционно невыгодным географическим расположением и большими расстояниями от потребителей. Прямые контрактные отношения между продавцами и покупателями будут способствовать появлению новых участников на растущем числе рынков. В этих условиях малые и средние предприятия могут успешно конкурировать даже на международных рынках.
   Развитие электронной торговли улучшает информационную поддержку рынка: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки товаров, предлагаемых различными конкурентами. Доступ к рыночной информации, доступность новых потенциальных клиентов и новых продуктов для покупателей и продавцов способствует развитию малых и средних предприятий, что увеличит поступления налогов в бюджеты всех уровней, снизит безработицу и укрепит социальную стабильность в регионах.
    Недооценка важности интеграции России в мировое информационное пространство может привести к негативным последствиям в экономике. Способность предприятий вести успешный бизнес все более будет зависеть от состояния информационно-коммуникационных инфраструктур и от способностей эффективно их использовать. По мнению ведущих специалистов в области информационных технологий, к 2005 г. компании либо будут вести электронный бизнес, либо исчезнут. Развитие и расширение масштабов электронной торговли в России является объективным следствием научно-технического прогресса и совершенствованием современных электронных технологий и их распространением на новые сферы, включая международную торговлю. Россия готова принять участие в широком международном обсуждении (в рамках ВТО и/или других международных форумов) разнообразных проблем, возникающих в связи с развитием электронной торговли. Вместе с тем, пока Россия не обладает необходимым для широкого внедрения электронной торговли уровнем развития технологической и информационной инфраструктуры, а именно:
    - недостаточно развиты телекоммуникационные сети;
    - ограничена доступность Интернет для широкого круга пользователей;
    - низка удельная обеспеченность населения вычислительной техникой;
    - узок круг пользователей электронных платежных систем (кредитные карты и т. д.);
    - слабая правовая база электронной торговли.

Преимущества для российской экономики
А. Расширение рынка труда и использование
квалифицированной рабочей силы

    Развитие электронной торговли окажет позитивное влияние на структуру и функционирование российского рынка труда. За счет электронной торговли существенно увеличится объем занятости по двум следующим специальностям: технические программисты и сервис-провайдеры. В области программирования наша страна вполне конкурентоспособна на мировом рынке, и нам следует активно развивать имеющийся у нас потенциал.
    Необходимость в службе по работе с клиентами, создаваемая электронной торговлей, является еще одной сферой широкомасштабного создания новых рабочих мест в России. Необходимость в создании подобных служб также может стать стимулом для создания целой отрасли таких услуг.
    Во всем мире электронная торговля служила мощным импульсом к созданию новых рабочих мест. Так, например, в США с 1993 г. в рамках индустрии высоких технологий было создано более миллиона новых рабочих мест. Россия располагает высококвалифицированной рабочей силой технического профиля. Очевидно, что подавляющее большинство вновь созданных предприятий будут малыми предприятиями в инновационной сфере экономики.

Б. Рост экспорта товаров и услуг

    Экспорт товаров и услуг может многократно увеличиться при условии, что этому не будут препятствовать законодательные ограничения. По мере укрепления позиций национальной промышленности и повышения качества товаров российские компании могут распространять свою продукцию и в других странах. Электронная торговля может сыграть решающую роль в маркетинге и продаже товаров российских компаний за рубежом. Основным препятствием для малых предприятий в этой сфере деятельности является несовершенное таможенное законодательство и высокая стоимость транспортировки товаров.
    В США малые предприятия, использующие Интернет, растут на 46 % быстрее, чем те, которые Интернет в своей деятельности не используют. Это, в свою очередь, подтолкнуло развитие малых предприятий. Электронная торговля также полезна для производителей и потребителей в силу того, что она помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка. Компаниям уже не требуется поддерживать излишний персонал или осуществлять большие капиталовложения в развитие специалистов. Виртуальные магазины и контактные адреса в Интернет позволяют приблизить места хранения товаров к месту их непосредственного производства, тем самым ускоряя распространение товаров и уменьшая связанные с этим затраты. Интернет и электронная торговля увеличивают рекламные возможности по всему миру, в результате все легче становится рекламировать товары, а сама реклама становится все более глобальной. Данное обстоятельство может быть особенно важным для российских предприятий, которые традиционно испытывают трудности в поиске покупателей за рубежом.

В. Расширение видов деятельности

    Еще одним положительным моментом для России является то, что электронная торговля позволяет осуществлять ряд работ, таких как разработка программного обеспечения и технические услуги, непосредственно по месту нахождения консультантов, а не в той стране, в которой требуются соответствующие услуги. Это облегчит продажу российских услуг, которые до последнего времени значительно отставали ввиду ограничений, связанных с передвижением физических лиц. В итоге российские граждане получат новые рабочие места и более высокую заработную плату, а государство получит больше налогов с физических и юридических лиц и чистой прибыли.
    Помимо существенной суммы сделок электронной торговли, Интернет-экономика создаст в России значительное количество сопутствующих малых предприятий. Это вызвано потребностью в аппаратном компьютерном обеспечении и услугах менеджеров, в том числе в обеспечении безопасности, бухгалтерского обеспечения и транспортного обслуживании клиентов.

Г. Преимущества для государственного бюджета

    Целью развития экономической структуры России является создание более широкой базы получения доходов. По мере того, как участие России в электронной торговле будет расширяться, увеличение доходов от налоговых поступлений может стать одним из многих прямых преимуществ. Для того, чтобы расширить базу налогообложения, России предстоит разрешить еще много вопросов. Первым из них является вопрос о поддержании точного баланса между сохранением базы налогообложения при наличии не отслеживаемых электронных сделок и одновременным стимулированием развития электронной торговли на местном уровне.
    Расширение деловых возможностей, созданное в результате беспрепятственного развития электронной торговли позволит многим талантливым людям остаться в России, получать более высокую заработную плату, платить подоходный налог, тратить заработанные средства, а также вкладывать их в развитие новых предприятий в России, а не экспортировать свои таланты и доходы за рубеж.

Электронная торговля помогает малым и средним предприятиям конкурировать с более крупными предприятиями, давая им возможность получить более широкий рынок потребителей и помогая найти способы наименьших затрат.