Р.М. Ахмадинуров
г.Уфа

Роль информационных и телекоммуникационных технологий в развитии современного рынка труда

    Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.
    До начала 1980-х годов информационные и телекоммуникационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной "пирамиды", поскольку из-за их высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач. Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с автоматизацией ручного труда на основе применения машин, заменивших людей. Согласно оценкам, с 1960 по 1980 г. свыше 12 млн. существовавших или потенциальных рабочих мест, связанных с обработкой информации, были автоматизированы посредством использования традиционных ЭВМ. Автоматизация рабочих мест, находившихся на нижних уровнях административной иерархии, привела к уменьшению размеров предприятий, но в то же время не вызвала кардинальных изменений в общей модели организации труда. В то время казалось маловероятным, что ИТТ могут способствовать стабильному социально-экономическому развитию; наоборот, факты свидетельствовали о том, что их роль в повышении производительности труда, формировании моделей потребительского поведения, ориентированных на новые товары и услуги, создании новых рабочих мест в отраслях ИТТ по сравнению с выбытием рабочих мест в отраслях - потребителях их продукции была в целом незначительной.
    Начиная с середины 1980-х годов всеобщее распространение персональных компьютеров и информационных сетей - вначале в компаниях, затем среди специалистов и в домашних хозяйствах - позволило не только автоматизировать, сколько информатизировать рабочие места руководителей; при этом компьютеризация охватила все сферы офисной деятельности. ИТТ изменили сам подход к работе, расширив возможности людей работать как индивидуально, так и коллективно. В первое время многие компании рассматривали внутреннюю перестройку на базе использования информационных сетей как возможность снизить издержки производства, что было актуальным в период экономического спада начала 1990-х годов. Но скоро стало ясно, что таким образом можно повысить рыночную привлекательность товаров и услуг, например, путем сокращения времени разработки новых продуктов или улучшения работы сервисных подразделений. При этом конечной целью оказывается создание добавленной стоимости и обеспечение экономического роста, а не уменьшение занятости. Необходимость поддержания конкурентоспособности - главная причина осуществления внутренней перестройки компаний на базе использования ИТТ.
    Сейчас становится все очевиднее, что сектор услуг, понимаемый в широком смысле - производственные услуги и услуги населению и прежде всего высокотехнологичные услуги, - может обеспечить значительный прирост занятости как в настоящее время, так и в будущем. Во Франции и в Великобритании в нем работают 2/3 всех занятых, а в США - еще больше. Другие развитые страны по этому показателю также начинают к ним приближаться.
    Производство услуг может стать "локомотивом" экономического роста в том смысле, что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности; ИТТ позволяют увеличить "обменный потенциал" услуг, который в прошлом был весьма ограничен и таким образом расширить их рынок, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности. Следовательно, сектор услуг (например, предприятия по выпуску программного обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи традиционным промышленным производствам. Затруднение с их восприятием связано с тем, что они часто связаны с производством нематериальных продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых решений. Постепенно возникает инфраструктура и разрабатываются методы применения новых высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только цифры и тексты, но и изображение и звук (мультимедиа), что раскрывает содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда потребителям будут предложены новые услуги, компании-поставщики получат доступ к глобальным рынкам, а в сфере новых видов деятельности будут созданы дополнительные рабочие места. Потенциал экономического развития, который несут в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку они охватывают и изменяют различные сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и торговлю, финансы и средства массовой информации, образование и медицину, рекламу, почтовую связь и т. д.
    Следует отметить, что не все виды услуг одинаково подвержены влиянию ИТТ. Оно велико в области оказания новых финансовых и страховых услуг и услуг компаниям, где существенно возрос "обменный потенциал" услуг и расширились их предложение, а следовательно, и занятость. В сфере же промежуточных услуг (торговля, транспорт и связь) влияние ИТТ в большей степени способствовало повышению производительности труда, чем рыночной экспансии, и не привело к увеличению занятости. Наконец, в области социальных и персональных услуг, которые в немалой степени обуславливают создание новых рабочих мест в третичном секторе, возможности применения ИТТ оказались пока ограниченными. В будущем они, скорее всего, возрастут, особенно в образовании, культуре, науке, профессиональном обучении и здравоохранении.
    Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объемами производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.
    Согласно экспертным оценкам, в США вклад информационного сектора (информационные системы и телекоммуникации, средства массовой информации) в ВВП в следующем десятилетии удвоится, что приведет к созданию 3 - 5 млн. новых рабочих мест главным образом в малых и средних инновационных фирмах. Только вокруг Интернета уже возникло более полумиллиона рабочих мест.
    Исследователи, занимающиеся вопросами сферы труда в информационном обществе, концентрируют внимание на работе с использованием телекоммуникационной техники, которая может быть полностью выполнена на дому или попеременно в домашних условиях и с явкой на предприятие. Несомненно, уже современная информационно-коммуникационная техника позволяет выполнять высококвалифицированную работу на дому. Подобная перспектива занятости, связанная с возможностью самостоятельно определять рабочий режим, весьма привлекательна для многих работников, особенно женщин. В Германии в конце XX века насчитывалось примерно 5 тыс. таких рабочих мест, хотя истинное состояние этого сектора рынка труда требует тщательного анализа.
    Новые возможности в области занятости меняют само представление о возникающих рисках. Высокая готовность откликнуться на предложение работы, изоляция в трудовом процессе, трудности в обмене опытом с коллегами, отсутствие (или ограничение) контакта с коллективными защитниками профессиональных интересов, а зачастую и не соответствующие требованиям эргономики рабочие места показывают, что новые формы труда нуждаются в тщательном регулировании. Чтобы повысить шансы новых форм труда и снизить связанные с ними риски, необходимо адекватное законодательство. Прежде всего, требуется заново дать определение понятию наемной рабочей силы. Новые формы занятости нуждаются в разработках общественно-договорных норм, благодаря чему будут закреплены, в частности, индивидуальные права наемной рабочей силы. Есть, однако, веские аргументы, ставящие под вопрос широкое внедрение новых форм труда. Дело в том, что перемещение рабочего места в домашнюю обстановку затрудняет разработки "ноу-хау", которые являются продуктом взаимного общения работников на предприятии.
    Влияние развития информационно-коммуникационной техники (ИКТ) наиболее четко проявляется в сфере так называемых виртуальных предприятий. Компьютерная отрасль, сектор массовой информации, банки, страховое дело являются пионерами в области создания виртуально связанных рабочих мест с использованием телекоммуникации. Уже появились многочисленные промежуточные формы интернационального обмена данными. Развитие в этом направлении впечатляет: кажется, что классическая форма предприятия исчезает, заменяется виртуальной. На виртуальных предприятиях, функционирующих без жестких правил и личных взаимоотношений, локальная борьба за реальные рабочие места обретает характер стремительной и неконтролируемой девальвации социальных и экологических стандартов в мировом масштабе, что сравнимо с валютными спекуляциями на международном рынке. Тем самым предприятие и наемная рабочая сила уходят из сферы влияния национально-государственной трудовой и социальной политики. Последствия перехода к виртуальным предприятиям могут оказаться такими же, какие несет с собой безработица. В связи с этим, необходимо приспособить правовые рамочные условия к изменениям на рынке труда, сохранив основные принципы участия наемных работников в управлении предприятием и принятии решений, включая в эти процессы и коллективных представителей их интересов.
    Хотя использование новых технологий открывает широкие возможности для экономического роста, для России характерно как общее отставание в этой области, так и, вплоть до последнего времени, отсутствие стратегической инициативы, необходимой для развития сектора услуг. Исходные условия в России, с точки зрения создания новых продуктов и услуг и формирования навыков пользования ими, в целом менее благоприятны, чем в западно-европейских странах. В этой связи, можно выделить несовершенную нормативную правовую базу, разрабатывавшуюся без учета возможностей современных ИКТ; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг; недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ и т. д.). Следует также отметить недостаточно высокий уровень компьютерной грамотности, малую насыщенность домашних хозяйств электронными технологиями, слабое развитие таких видов услуг, как электронная торговля, дистанционная занятость, обмен информацией между органами власти, гражданами и фирмами.
    Между тем, в последнее время Правительством РФ предприняты определенные усилия по развитию информационных и коммуникационных технологий. Как сообщил на российско-японской конференции по вопросам выработки "Стратегии развития информационных технологий и укреплению взаимовыгодных отношений между Россией и Японией в этой области" министр России по связи и информатизации Л. Рейман, в 2001 г. рынок информационных технологий в России по сравнению с 2000 г. вырос на 18 %. Согласно данным за 2001 г., объем услуг в российском сегменте сети Интернет составил в 2001 г. 220 млн долл, увеличившись по сравнению с 2000 г. на 50 %. Число регулярных пользователей Интернета в России оценивалось к концу 2001 г. в 4,3 млн человек, число пользователей, хотя бы раз посетивших всемирную сеть, превысило 12 млн человек. За последние 2 года российская аудитория сети Интернет выросла в 2,9 раза, количество пользователей электронной почты за этот период увеличилось в 3 раза, однако по-прежнему основное количество пользователей сосредоточено в крупных и средних городах. По словам Л. Реймана, обновление парка эксплуатируемых ЭВМ в 2001 г. составило 10 %, а их общее число превысило 11 млн единиц. Отмечается также увеличение количества персональных компьютеров в домашнем использовании. Плотность персональных компьютеров составляет в настоящий момент 7,5 штук на 100 человек населения против 6,4 штук на 100 человек населения годом ранее. Вместе с тем, занятость в сфере информационных технологий в 2001 г. увеличилась по сравнению с 2000 г. незначительно и составила около 500 тыс. человек, что составляет менее 1 % от всего работающего населения.
    Важнейшим решением, стимулирующим развитие ИТТ в стране, стало принятие Правительством России в январе 2002 г. Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002 - 2010 гг., целью которой является создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
    Таким образом, анализируя различные инновационные технологии и их роль в решении проблемы занятости населения, наиболее перспективными, с точки зрения автора, являются новые информационные и коммуникационные технологии. Они открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости. Причем спектр таких возможностей значительно расширяется - нововведения воздействуют на все сферы жизни людей, семью, образование, работу, географические границы человеческих общностей и т. д. Эффективное использование этих возможностей является актуальнейшей задачей сегодняшнего дня.