В.М. Кузин
г. Омск
Роль народный музыкальной культуры в развитии дипломатии и демократии
В развитии современного
общества роль культуры неизменно возрастает.
Культурный фактор является определяющем в
экономическом и политическом развитии. Именно
недостаточное развитие культуры является
главным препятствием на пути прогресса.
Современные социологи и политологи
понимают культуру как всестороннюю,
всеобъемлющую конструкцию, с помощью которой
описываются все стороны жизни общества: его
ценностные символы, институты верования,
ориентации и убеждения, взаимоотношения,
превалирующие среди членов общества.
В данном исследовании под термином
"культура" надо понимать достижения
общества в интеллектуальной, художественной,
музыкальной сферах, то есть то, что называют
"высокой культурой". И мы хотим остановится
на таком важном и основополагающем явлении в
музыкальной культуре, как народная
инструментальная культура.
Музыка - искусство интонируемого
смысла, оно обусловлено природой и процессом
интонирования человека. Наличие явления
интонации связывает все происходящие в музыке в
единый, конкретно связанный с развитием
общественного сознания процесс и намечает
вполне конкретную среду, через которую наш
интеллект управляет всем "музыкальным
материалом"; явление интонации связывает в
единство музыкальное творчество,
исполнительство и слушание.
Музыку слушают многие, а слышат не
многие, в особенности инструментальную.
Слышать так, чтобы ценить искусство, -
это уже напряженное внимание, значит, и
умственный труд.
Основа музыки: быть в тоне, в данной
системе сопряжения звуков. Иначе нет смысла в
исполнении. В музыке быть в тоне, то есть верно
интонировать, - закон интонации как высказывания
мысли и чувства в речи словесной или музыкальной.
Значит, это качество музыки не случайно, а делает
ее искусством людского общения; и чем музыка
содержательнее, тем строже должно быть ее
интонирование.
Народ, культура, эпоха в их
исторической жизни определяют стадии интонации,
а через интонацию определяются и средства
выражения музыки, и отбор музыкальных элементов.
Народное музыкальное творчество
возникло в недрах языческой религии задолго до
образования древнерусского государства,
принятия христианства и возникновения
профессиональной музыки православного храма.
Древняя Русь не имела светского
профессионального искусства. В ее музыкальной
культуре развивались две основные сферы -
храмовое пение и народное творчество устной
традиции, включающие различные жанры: искусство
сказителей, скоморохов.
Народная музыка прочно вошла в быт
людей. Восточные славяне имели достаточно
развитый обрядовый фольклор, героический эпос и
инструментальную музыку.
Уже в глубокой древности музыкальные
инструменты играли немаловажную роль в
воспитании подрастающего поколения. Первыми
музыкальными инструментами в жизни ребенка были
звуковые игрушки - трещотки, погремушки, бубенцы
и так далее. Они развивали у детей, сначала на
уровне первичной рефлекторной реакции,
координацию движений, чувство ритма, а в
дальнейшем возникал и интерес к музыкальной
деятельности. Они являлись своего рода
посредниками в процессе адаптации ребенка к
окружающему миру в условиях традиционной
культуры.
В каждом крае бытовали свои игрушки, в
которых нашли отражения местные культурные
традиции. Их красота, самобытность и доступность
помогали ребенку войти в мир родной культуры.
Входя в мир народной музыки и
инструментов, ребенок подсознательно ощущает в
себе "зов предков". Характерные для русской
народной культуры звуки, тембры, орнаменты,
мелодии "пронизывают" его насквозь. Ребенок
осознает, что он является неотъемлемой часть
своего общества, своей культуры. Народная музыка
и музыкальные инструменты придают этому
процессу большую естественность,
привлекательность и доступность.
Народная музыка и народные
инструменты подготавливают детей к пониманию
традиций и культуры своего народа, а
впоследствии и других народов мира.
"Незнакомая" музыка начинает
восприниматься детьми не как комплекс состоящий
из различных созвучий и ритмов, а как явление
культуры. Чувства и желания ребенка направляются
на постижения этого явления. Поэтому громадные
потенциальные возможности заложены в традиции
народной музыкальной инструментальной культуры.
Пренебрегать этим культурным достоянием своего
народа непозволительно.
Эволюция народного инструментария -
это наглядное отражение развития эстетических
взглядов народа и его культуры. Древнейшие
инструменты, созданные из костей животных,
фрески с изображением людей, играющих на
различных инструментах, другие многочисленные
археологические находки подтверждают широкое
развитие инструментальной музыки в Древней Руси.
К древнейшим музыкальным инструментам
относились: гусли "звончатые", гудок (род
трехструнной скрипки), труба, бубны, сопели,
медные ложки. Н.М. Карамзин пишет в Истории
государства Российского: "Северные венеды в
шестом веке сказывали греческому императору, что
главное услаждение их (русских) есть музыка, и они
берут обыкновенно в путь с собой не оружие а
кифары или гусли, ими выдуманные. Волынка, гудок и
дудка были также известны предкам нашим: ибо все
народы славянские доныне любят их".
В свидетельствах греческих источников
указывается о существовании музыкальных
инструментах у славян в VI веке.
Музыкальные ударные инструменты,
такие как барабан, бубны, накры, а также целый ряд
духовых - трубы, сурны, посвистели, нашли
применение в ратных делах государства.
Инструменты выполняли в русском войске
сигнальную функцию, поддерживали боевой дух во
время сражений и снимали эмоциональное
напряжение во время привалов.
Примерно в XI веке зарождается народное
искусство скоморохов, странствующих актеров и
музыкантов. Но скоморох не только музыкант, он
одновременно плясун, акробат, средневековый
затейник, потешающий зрителей. В эпоху Древней
Руси скоморохи объединялись в группы и бродили
из города в город, участвуя в народных обрядах и
праздниках, свадьбах и княжеских играх. Они пели
шутовские песни, обряжались в звериные шкуры,
надевали маски. Играли на гуслях, гудках, домрах,
волынках. Скоморохи веселили народ, часто
выступали в роли обличителей социальной
несправедливости, помогали людям советом. Их
всегда встречали с радостью. "Смеховая"
культура скоморохов была подлинно народной,
доступной, понятной и носила демократический
характер.
Скоморохи являлись представителями
языческой культуры и языческой традиции. Это
вызывало негативную реакцию православной
церкви. "Плотскость", "материальность",
разнузданность массовых забав, по мнению
священников, отвращали народ от веры.
В эпоху средневековья буйные светские
гульбища с участием скоморохов также встречают
резкое осуждение. В 1551 г. на Стоглавом соборе царь
Иван Грозный выступил против непотребных
народных празднеств. В результате Собор в
специальной главе своих постановлений "об
игрищах елинского беснования" велел
православным христианам на игрища более не
сходиться.
В 1648 г. царь Алексей Михайлович свои
указом "об исправлении нравов и уничтожении
суеверий" окончательно изгнал скоморохов из
столицы, а их инструменты утопили в Москва-реке,
но "карнавальная" культура скоморохов
продолжала жить в народном музыкальном быту.
Несмотря на неоднозначное в разные
времена отношения к скоморохом, всю многовековую
эпоху в истории русской светской музыки до
середины XVII века можно назвать эпохой
скоморохов, так как именно они были яркими
интерпретаторами музыкальных, театральных,
литературных и других жанров. Их искусство было
обращено к народу и отличалось подлинным
демократизмом.
XVIII - XIX века - период, насыщенный
различными событиями в истории русской народной
музыкальной культуры. Петровская эпоха была
предельно открыта европейскому влиянию. Музыка
превратилась в изящный атрибут европейской
жизни. Развивались прежде всего светские жанры.
Народные музыкальные инструменты также
применялись в домашнем музицировании - на них
аккомпанировали сольному пению, их использовали
для ансамблевой игры.
Опора на народное песенное творчество
стимулировала развитие инструментального
исполнительства.
В 50-х гг. XVIII века большое
распространение получили роговые оркестры, так
называемые "хоры" владимирских рожечников.
Наибольшую известность получил "хор
рожечников" Николая Кондратьева неоднократно
выступавший в Петербурге и Москве. В 1884 г.
выступление ансамбля с большим успехом прошло на
всемирной выставке в Париже.
В 50-х гг. XIX века по всей России широкое
распространение получили различные модели
гармоник: вятские, тульские, саратовские, хромки
и др. Гармоники удачно сочетали небольшой размер,
простую конструкцию для освоения, яркую
звучность.
В конце XIX века уроженец города Бежецка
Тверской губернии Василий Васильевич Андреев
выдвинул идею возрождения коллективной игры на
русских народных инструментах. В 1888 г. им был
организован кружок любителей игры на балалайке.
Первое выступление кружка состоялось 20 марта в
зале Городского кредитного общества и имело
грандиозный успех. На следующий день газеты
писали: "Состоявшийся вчера концерт
балалаечников сопровождался таким огромным
успехом, какой выпадает на долю только великих
виртуозов".
20 марта 1888 г. вошло в историю
отечественной и мировой музыкальной культуры
как день рождение первого в России оркестра
русских народных инструментов. Это было начало
славного, блистательного пути развития и
признания русской народной инструментальной
музыки.
Осенью 1889 г. выступление андреевцев на
Всемирной выставке в Париже открыла яркую
страницу их зарубежных гастролей и мирового
признания.
В 1896 г. кружок был преобразован в
Великорусский оркестр. 1900 г. - вновь выступление
оркестра на Парижской всемирной выставке.
Результат - потрясающий успех и награждение
В.В. Андреева орденом Почетного легиона и
Большой Золотой медалью Парижской выставки.
1908 - 1912 гг. период блистательных
гастролей по Европе и Америке: оркестр
приглашают в Германию, пять раз В Англию,
четвертый раз музыканты выступают в Париже и,
наконец, - две поездке в США.
Во время триумфальных гастролей за
океаном американские газеты и журналы писали:
"Сотни людей стремились вчера раздобыть хотя
бы входной билет, а накануне тысячи простояли
весь вечер у касс".
"Американцы говорили, что в русской
народной музыке открылся им новый, неведомый мир
звуков. Такую музыку мог создать только великий
народ, великая нация", - писала одна из
американских газет.
Триумф в Америке освещался и русской
прессой. "Вот уже три недели, - сообщала одна из
столичных газет, - как В.В. Андрееев с его
оркестром чарует американскую публику. На его
концерт нужно записываться за неделю вперед.
Подобно балерине Павловой, он сразу завоевал
себе почетное место на американской сцене".
Официальная пресса России
подчеркивала, что Андреев со своими товарищами
не просто концертирует, но выполняет миссию
большой государственной важности. Газеты писали:
"Русский балет, русские оперные артисты,
наконец, русский оркестр балалаечников сделали
для России больше, чем вся русская дипломатия".
"Сердечная, задушевная русская
песня открыла тот уголок настоящих, искренних
народных симпатий к нам, которых некогда не
создадут самые хитроумные международные
комбинации".
Действительно, в условиях
усложнившейся международной обстановки
гастроли оркестра приобретали важнейшее
культурно-политическое значение. Андреев
прекрасно понимал, что едет за границу как
полномочный представитель национального
искусства, раскрывающего иностранцам всю
глубину русской души, все величие русской нации
через художественное достоинство народной
культуры. Таким образом на Андреева и его
товарищей ложилась огромная историческая
ответственность.
Это яркий пример того, как народное
музыкальное искусство может вести плодотворный
диалог культур, способствуя развитию демократии
и успешному решению дипломатических вопросов.
Обращаясь к деятелям музыки Андреев сказал:
"Наше дело нуждается в том, чтобы ему было
уделено должное внимание, потому что оно по своей
демократичности не имеет себе равного".
В течение всего XX века развитие
народного инструментального искусства шло по
возрастающей. В 1919 г. балалаечник Борис
Трояновский и домрист Петр Алексеев создают
Первый Московский Великорусский оркестр.
Концертной площадкой оркестра стала вся
огромная страна от Сахалина до Карпат.
Впоследствии коллектив стал именоваться
Национальный академический оркестр народных
инструментов России имени Осипова. Расширению
исполнительского мастерства
музыкантов-народников способствовало открытие
класса народных инструментов в музыкальных
вузах. Так, в 1928 г. в Киевском
музыкально-драматическом институте открылся
класс народных инструментов. Знаменательным
событием в истории народного инструментального
искусства стало создание в 1948 г. в
Государственном музыкально-педагогическом
институте имени Гнессиных факультета народных
инструментов. По примеру Москвы кафедры народных
инструментов были учреждены во всех музыкальных
вузах страны.
В 1945 г. создается Академический
оркестр русских народных инструментов
Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Этот коллектив является подлинной академией
народного исполнительского искусства.
В 1970-80 гг. появляются новые самобытные
коллективы: оркестры "Баян", "Русские
узоры", "Мастера России". Практически в
каждом областном центре России создают
профессиональные оркестры русских народных
инструментов. Примечательно также появление
инструментальных ансамблей исповедующих
современный стиль исполнения: "Белый день",
"Русский фестиваль", "Терем квартет" и
др.
Народно-оркестровая культура
выдвинула целый ряд выдающихся исполнителей, это
балалаечники М. Ражков, П. Нечепаренко,
Е. Белков, домристы А. Цыганков,
Т. Вольская, исполнители на гуслях
В. Городовская и М. Воронец.
Современный этап развития народного
инструментального искусства характеризуется
высоким исполнительским уровнем, а также
наличием развернутой системы музыкального
образования.
Русская народная музыкальная
культура, опираясь на предшествующие достижения
и демократические устои, устремлена в будущее и
это ее объединяет с профессиональными
культурами других народов мира.