В.А. Корнилович
г. Барнаул
Представительство интересов на местном уровне и лоббирование общественных интересов
Координационные советы (КС),
созданные при главе администрации, комитетах по
делам молодежи, не дают должной отдачи. Это
объясняется рядом причин: 1) приглашаемые
общественные организации занимаются различными
направлениями деятельности, таким образом,
выносимые на обсуждение вопросы не для всех
некоммерческих организаций (НКО) является
значимыми; 2) дать оценку и предложения по
принимаемому решению или вопросу, выставленному
на обсуждение, многие НКО не в состоянии, так как
это выходит за рамки их компетенции. Вопросы
заранее не обсуждаются в организации и со своей
целевой группой; 3) на заседаниях КС возможно
выявить только мнение присутствующих, но
невозможно выработать конкретные предложения.
Таким образом, для чиновников подобные
заседания не имеют ценности, возникают проблемы
с выбором темы для общего обсуждения. Основной
акцент в подобной схеме ставится на участии НКО в
работе КС, а не на конкретных согласованных
решениях.
Общественные организации в настоящий
момент загружают государственную систему своими
проблемами, которые не осмыслены, не
систематизированы, последняя, в свою очередь,
вынуждена защищаться от перегрузки извне.
Вследствие чего мы можем получить в скором
времени ответную реакцию "игнорирования"
НКО либо "закрытие" системы.
Новая схема взаимодействия должна
строиться на принципиально иной основе: задача
НКО аккумулировать предложения, проблемы, с
которыми сталкивается население, вырабатывать
приемлемые решения для своей целевой группы и
передавать их в государственные учреждения. В
этом случае НКО выступает как эксперт,
выразитель настроения населения, именно это и
есть поле деятельности общественной
организации.
Еще один момент требует уточнения - это
готовность сотрудников общественных
организаций к работе с государственным сектором.
Это определяется, во-первых, знанием глубины
вопроса, его составляющих, а не только видением
лежащих на поверхности проблем; во-вторых,
пониманием со стороны НКО механизма принятия
решений; в-третьих, осознанием того, что на
развитие конкретной ситуации влияют многие
факторы.
Вот последний пример: мы пропустили
принятие решения, определяющего процесс
регистрации НКО. С позиции государства оно
обосновано, так как большое количество
регистрирующихся организаций исключает
возможность контроля их деятельности со стороны
государства, и чтобы отследить этот процесс
увеличивается регистрационный сбор.
При ранее действующей системе из
большого количества НКО часть прекращала
деятельность, а вторая часть выходила на
определенный уровень развития и продолжала
работать в интересах своей целевой группы. При
новых условиях ожидается сокращение притока
новых организаций, вместе с тем, уровень отсева
останется прежним. Таким образом, в скором
времени мы почувствуем некоторый "голод" в
пополнении некоммерческого сектора новыми
организациями. На наш взгляд, для теперешнего
состояния общества более выгодна большая
циркуляция НКО и инициативных групп: больше
людей будут знакомы с деятельностью организаций,
получат начальную подготовку на семинарах и
т. д. Иными словами, количественный показатель
нам важнее, нежели качественный. Для вызревания
некоммерческого сектора до высокого
качественного уровня требуется время и
циркуляция НКО, именно в этом процессе
накапливается критическая масса, что
впоследствии даст качественный показатель.
Мы могли бы повлиять на принимаемое
решение в выгодном для некоммерческого сектора
варианте при условии владения информацией и
конструктивного взаимодействия с
государственными органами. (Часть
конструктивных предложений и решений
Гражданского Форума не востребованы НКО.)
В связи с этим предлагается новая
схема взаимодействия, которая учитывает: 1)
специфику деятельности организации и
акцентирована на взаимодействии организации со
своей целевой группой (внутреннее лоббирование);
2) в государственные органы представляется
профессионально отработанный материал; 3) к
сотрудничеству с НКО на добровольных началах
привлекаются молодые ученые, специалисты в
конкретной области.
На начальном этапе информация о планах
работы отраслевых комитетов администрации края
общий план администрации края и Краевого Совета
Народных депутатов на каждый месяц
предоставляется заинтересованным организациям.
Одновременно делается анализ потребности НКО в
данной информации, выявляются наиболее активные
представители организаций, использующие
предложенную информацию в своей деятельности.
На втором этапе для обеспечения
эффективного взаимодействия общественных
организаций и государственных органов
предполагается объединение группы людей,
наиболее компетентных в конкретных областях
развития некоммерческого сектора, в социальной и
экономической сфере.
В целом отрабатывается следующая
схема лоббирования общественных интересов:
информация из государственных органов поступает
в НКО, проходит анализ внутри некоммерческого
сектора путем проведения тематических
"круглых столов", общественных слушаний,
экспертных заключений и т. д., выработанные
предложения и заключения передаются в
соответствующие профильные комитеты и
ведомства.
Таким образом, мы отлаживаем механизм
информационного обмена и участия НКО в принятии
государственных решений. Связующим звеном в этой
схеме является сформированная нами группа
специалистов.