Ю.Н. Еремеев
г. Барнаул

Практика взаимодействия с общественными объединениями при принятии решений
органами государственной власти и местного самоуправления

    Хотелось бы сразу сделать несколько предварительных замечаний, обозначить позиции, исходя из которых, будет рассмотрена эта тема:

  1. Модель общества представляется в виде трех секторов: государственный сектор, бизнес и некоммерческий сектор (НКО) или "третий сектор". Под "третьим сектором" мы, как и во всем мире, понимаем различные общественные организации. "Третий сектор" является неотъемлемой частью общества, а значит и государства. В частности, он дает людям возможность планомерно участвовать в государственных реформах.
  2. Если основная цель - построение гражданского общества, то основная его клеточка - это гражданин. Поэтому проблема становления гражданского общества в России - это проблема формирования социально-активного гражданина, чьи социально-психологические характеристики сделают диалог общества с государством не только возможным, но и психологически обусловленным. Формирование гражданина происходит в процессе политической социализации. Происходит самоидентификация с социальной группой, нацией, обретается ощущение своей вовлеченности в социально-политическую систему. Наконец, у него формируются ценностные ориентации, представляющие собой этические или нормативные суждения относительно политической системы общества. Политическая социализация - это инструмент, посредством которого поддерживается определенный уровень легитимности режима и, следовательно, задаются границы, в которых режим может проводить политический курс. Если граждане не ощущают своей принадлежности к данной политической системе, в психологическом смысле, возможность упорядоченного реформирования системы невелика.
  3. "Ткань" гражданского общества составляют разнообразные культурные, этнические, религиозные объединения, органы местного самоуправления, профсоюзы, кооперативы и т. д., опирающиеся на свободную инициативу и многообразие форм собственности. Мы считаем, что активная социальная политика "умного" государства состоит в помощи сильным членам общества. Они - как локомотив выведут всю страну, и только тогда у государства появится возможность эффективно оказывать адресную социальную поддержку незащищенным.

    В таком контексте, приходится признать, что рассмотрение проблем социальной политики как основной части развития гражданских инициатив правомерно и неизбежно.
    Из вышесказанного следует, что становление гражданского общества начинается с формирования членов этого общества, а не с преобразования среды их обитания. Два аспекта, которые должны стать для нас приоритетными: дееспособность государства и социальная активность.
    По поводу дееспособности государства: реализм в подходе к определению целей, содержания, организационных форм работы администрации требует учета тех реалий, в которых мы живем сегодня. И прежде всего мы должны учитывать состояние дел в государственной системе управления. Готова ли она взять на себя всю нагрузку по фундаментальной разработке новых идей и технологий повышенной емкости. Разработать принципы и механизмы, позволяющие обеспечить процесс целевой организации социально-экономической, общественно-государственной системы, ее устойчивость и развитие. Смысл этих разработок в том, чтобы задавать социально-экономической системе нужные свойства и извлекать заложенные в ней возможности для развития. Здесь кроется еще один механизм принятия решений, как разработка социальных программ государственных структур совместно с общественными объединениями.
    Что касается социальной активности граждан, т. е. НКО, хотелось бы сделать краткий обзор состояния этого сектора.
    В городах сибирского региона созданы и активно работают ресурсные центры для НКО, регулярно выходят информационные бюллетени или газеты НКО. Налажены контакты со СМИ: есть единая сеть - Агентство социальной информации (АСИ). Для государства динамика развития общественных организаций, имеющиеся у них ресурсы, и их профессиональный подход делают сотрудничество с НКО все более привлекательным. Кроме того, в процессе совместной деятельности депутатского корпуса и НКО выстраивается социально направленное движение информационных потоков, которые играют роль цементирующего звена между депутатом, НКО и гражданами.
    Что касается взаимоотношений с госорганами, то следует отметить, что:

    Сегодня можно утверждать, что социальное партнерство становится одним из приоритетных направлений в деятельности не только федеральных и региональных властей, но и органов местного самоуправления.
    Полномочный представитель Президента в Сибирском Федеральном округе (СФО) Л. Драчевский определил позицию федеральной власти по отношению к общественным организациям, как признание их возрастающей роли в общественной жизни. Создано Межрегиональное общественное движение "Сибирский Народный Собор", участниками которого стали представители различных общественных объединений регионов СФО.
    Все это делается с одной целью - стимулировать активное участие самих граждан в жизни общества.