Ю.Н. Еремеев
г. Барнаул
Практика взаимодействия с
общественными объединениями при принятии
решений
органами государственной власти и местного
самоуправления
Хотелось бы сразу сделать
несколько предварительных замечаний, обозначить
позиции, исходя из которых, будет рассмотрена эта
тема:
- Модель общества представляется в виде трех
секторов: государственный сектор, бизнес и
некоммерческий сектор (НКО) или "третий
сектор". Под "третьим сектором" мы, как и
во всем мире, понимаем различные общественные
организации. "Третий сектор" является
неотъемлемой частью общества, а значит и
государства. В частности, он дает людям
возможность планомерно участвовать в
государственных реформах.
- Если основная цель - построение гражданского
общества, то основная его клеточка - это
гражданин. Поэтому проблема становления
гражданского общества в России - это проблема
формирования социально-активного гражданина,
чьи социально-психологические характеристики
сделают диалог общества с государством не только
возможным, но и психологически обусловленным.
Формирование гражданина происходит в процессе
политической социализации. Происходит
самоидентификация с социальной группой, нацией,
обретается ощущение своей вовлеченности в
социально-политическую систему. Наконец, у него
формируются ценностные ориентации,
представляющие собой этические или нормативные
суждения относительно политической системы
общества. Политическая социализация - это
инструмент, посредством которого поддерживается
определенный уровень легитимности режима и,
следовательно, задаются границы, в которых режим
может проводить политический курс. Если граждане
не ощущают своей принадлежности к данной
политической системе, в психологическом смысле,
возможность упорядоченного реформирования
системы невелика.
- "Ткань" гражданского общества составляют
разнообразные культурные, этнические,
религиозные объединения, органы местного
самоуправления, профсоюзы, кооперативы и т. д.,
опирающиеся на свободную инициативу и
многообразие форм собственности. Мы считаем, что
активная социальная политика "умного"
государства состоит в помощи сильным членам
общества. Они - как локомотив выведут всю страну,
и только тогда у государства появится
возможность эффективно оказывать адресную
социальную поддержку незащищенным.
В таком контексте,
приходится признать, что рассмотрение проблем
социальной политики как основной части развития
гражданских инициатив правомерно и неизбежно.
Из вышесказанного следует, что
становление гражданского общества начинается с
формирования членов этого общества, а не с
преобразования среды их обитания. Два аспекта,
которые должны стать для нас приоритетными:
дееспособность государства и социальная
активность.
По поводу дееспособности государства:
реализм в подходе к определению целей,
содержания, организационных форм работы
администрации требует учета тех реалий, в
которых мы живем сегодня. И прежде всего мы
должны учитывать состояние дел в
государственной системе управления. Готова ли
она взять на себя всю нагрузку по
фундаментальной разработке новых идей и
технологий повышенной емкости. Разработать
принципы и механизмы, позволяющие обеспечить
процесс целевой организации
социально-экономической,
общественно-государственной системы, ее
устойчивость и развитие. Смысл этих разработок в
том, чтобы задавать социально-экономической
системе нужные свойства и извлекать заложенные в
ней возможности для развития. Здесь кроется еще
один механизм принятия решений, как разработка
социальных программ государственных структур
совместно с общественными объединениями.
Что касается социальной активности
граждан, т. е. НКО, хотелось бы сделать краткий
обзор состояния этого сектора.
В городах сибирского региона созданы и
активно работают ресурсные центры для НКО,
регулярно выходят информационные бюллетени или
газеты НКО. Налажены контакты со СМИ: есть единая
сеть - Агентство социальной информации (АСИ). Для
государства динамика развития общественных
организаций, имеющиеся у них ресурсы, и их
профессиональный подход делают сотрудничество с
НКО все более привлекательным. Кроме того, в
процессе совместной деятельности депутатского
корпуса и НКО выстраивается социально
направленное движение информационных потоков,
которые играют роль цементирующего звена между
депутатом, НКО и гражданами.
Что касается взаимоотношений с
госорганами, то следует отметить, что:
- в городах сибирского региона созданы отделы,
департаменты, есть специалисты по связям с
общественными организациями. В каждом из этих
городов администрация и НКО активно
сотрудничают в поисках путей создания
"третьего сектора" и улучшения жизни
общества;
- в администрации Алтайского края так же
проведена некоторая работа: есть уполномоченный
по работе с НКО, совместно с Алтайским краевым
Советом народных депутатов (АКСНД) проводились
"Ярмарка социальных проектов", "круглые
столы", семинары для чиновников по различным
программам и иные мероприятия;
- Комитет по социальной политике АКСНД постоянно
организует депутатские слушания с приглашением
всех заинтересованных лиц, представителей
общественных объединений по различным
законопроектам;
- на уровне местного самоуправления есть опыт
привлечения некоммерческих организаций к
реализации социальных и образовательных
программ;
- в Барнауле создан Координационный Совет по
взаимодействию с общественными объединениями,
целью которого является обеспечение участия НКО
в разработке и принятии решений в области
молодежной политики. Создан Молодежный
Парламент, который формируется в том числе и из
представителей общественных организаций.
Сегодня можно утверждать,
что социальное партнерство становится одним из
приоритетных направлений в деятельности не
только федеральных и региональных властей, но и
органов местного самоуправления.
Полномочный представитель Президента
в Сибирском Федеральном округе (СФО) Л.
Драчевский определил позицию федеральной власти
по отношению к общественным организациям, как
признание их возрастающей роли в общественной
жизни. Создано Межрегиональное общественное
движение "Сибирский Народный Собор",
участниками которого стали представители
различных общественных объединений регионов
СФО.
Все это делается с одной целью -
стимулировать активное участие самих граждан в
жизни общества.