С.Д. Балмаева
г. Екатеринбург
Роль масс-медиа в международном
сотрудничестве. Региональные СМИ: создание
контекста для диалога и конфликта
Когда политики, социологи,
культурологи рассуждают о международном
сотрудничестве, мне всегда хочется увидеть
ситуацию с точки зрения "простого человека".
Я понимаю, что "простой человек" - это
абстрактная модель, тем не менее подобное
"заземление" наших рассуждений позволяет
понять реальные механизмы формирования
"общественного мнения".
В структуре повседневного опыта
обычного россиянина, не включенного в программы
международных обменов, не имеющего личных
контактов за рубежом, "международное
сотрудничество" представлено теми образами,
которые создают средства массовой информации.
Какие значимые факторы в этом влиянии СМИ можно
выделить?
Во-первых, можно констатировать
растущую интеграцию российских медиа в
глобальный информационный контекст: мировые
события в режиме реального времени
зафиксированы на лентах информационных агентств
и в электронных СМИ. Но если мы рассматриваем
ситуацию за пределами Садового кольца,
отвлекаясь от существования элитных аудиторий,
то оказывается, что глобальные тенденции в
российских регионах проявляются довольно
противоречиво: и действуют и не действуют. К
примеру, для "продвинутых аудиторий",
живущих в Екатеринбурге в режиме on line, доступны
почти все мировые новости и, при желании,
аналитические обзоры международной жизни. В off line
они могут посмотреть теленовости "Евроньюс"
(в Екатеринбурге они представлены в эфире
"Областного телевидения"), получить
концентрированный обзор международных связей
нашего региона в местном деловом еженедельнике
"Деловой квартал" и пролистать региональные
приложения столичных изданий ("Эксперт" и
др.)
С другой стороны, изучая роль
информации в повседневном опыте значительной
части населения, мы можем получить такую картину:
из общенациональной прессы на тысячу россиян
доступен 1 экземпляр ежедневной газеты;
региональная пресса представлена главным
образом бесплатными еженедельниками, где
основным содержанием являются местные
политические новости и информация
рекламно-развлекательного характера.
Но самой важной тенденцией последнего
десятилетия при определении информационной
нищеты и информационного богатства населения
является доминирование телевидения в
предпочтениях региональных аудиторий:
"читающая нация" постепенно превратилась в
"нацию телезрителей". 91 % городского
населения ежедневно смотрит телевизор.
Телевидение стало одним из основных способов
структурирования домашнего досуга, вытесняя
другие источники информации. Среднесуточное
время телесмотрения в 2000 г. - 189 минут. Большая
часть городского населения может смотреть от 1 до
6 каналов, "путешествуя" с помощью пульта
дистанционного управления. 40 % населения
России ежедневно смотрят новости по федеральным
телеканалам. Их освещение мировых событий задает
"базисную матрицу" понимания
международного сотрудничества. Может ли местное
телевидение, на которое ориентируется 40 %
населения, повлиять на мнение своей аудитории?
Для ответа на этот вопрос необходимо
проанализировать "повестку дня" местных
теленовостей. Обычный мониторинг позволит нам
убедиться, что мировые события представлены в
них только в том объеме, в каком это затрагивает
реальную жизнь их основной аудитории:
сотрудничество организаций региона с
зарубежными партнерами, возможное "эхо"
мировых событий для жителей данного региона.
В "повестке дня" местных
телекомпаний такая новость появится 5-ым - 8-ым
сюжетом в основном блоке новостей. В зависимости
от профессионализма редакции эта информация
может быть прокомментирована экспертами, а может
пройти и без комментария. Причина этого проста -
информационные отделы региональных
телекомпаний не считают освещение международных
событий и международного сотрудничества своим
делом. Это задача и дело федерального
телевидения, у которого есть собственные
корпункты за рубежом и профессиональные
комментаторы. Минимизация "глобального"
содержания и аналитической информации в местных
теленовостях - особенность не только российского
ТВ. Телевидение ориентировано на массового
усталого и ленивого зрителя и создает инфотейнмент,
увеличивая зрелищность и развлекательность,
структурируя эмоции, а не понимание. Если учесть,
что эмоциональность и зрелищность плохих
новостей выше, чем хороших, то можно не
удивляться содержанию выпусков новостей местных
телестанций. Аналитическую составляющую
теленовостей можно было бы увеличить, используя
убедительные визуальные модели, созданные с
помощью компьютерной графики (мне довелось
видеть такие приемы в работе местной английской
станции, когда с помощью графической модели
объясняли историю экономических связей Франции
и Алжира). Но для небогатых местных телестанций в
России подобное производство компьютерной
графики в новостях - неподъёмная роскошь.
Таким образом, мозаичная
поверхностная телевизионная картина
международных связей вытекает из самой сути
регионального телевидения и вполне естественно
порождает разрыв контекстов в мнениях
массовой аудитории. Именно поэтому
телевизионная аудитория так восприимчива к
воспроизводству стереотипов, доступна влиянию
манипулятивных технологий, некритична. По данным
опросов общественного мнения, из всех СМИ
наибольшее доверие у аудитории вызывает
телевидение - 36 %, тогда как газетам доверяют
только 13 % жителей России.
Это критичное отношение к газетам
можно рассматривать как тревожный симптом
кризиса доверия к СМИ вообще, а можно
рассматривать как разную степень социальной
зрелости разных аудиторий. Аудитория
телевидения доверчива и социально инфантильна,
аудитория качественных печатных СМИ
недоверчива, поскольку рассуждает аналитически
рефлексивно, готова сравнивать информационные
картины, создаваемые разными СМИ, и лишь затем
формулировать собственную позицию.
Таким образом, если сопоставить разные
типы аудиторий и содержание их информационных
источников, то можно получить и почти различные
версии международного сотрудничества, словно
живущие в одном городе люди живут в разных мирах.
"Модель мира" и "модель властных сил"
одной аудитории строится на основе официальных
моделей, транслируемых федеральным ТВ, где
главные ньюсмейкеры мира воплощают масштабные
политические пиар-проекты. "Модель мира"
недоверчивой аудитории строится из сложной
картины взаимозависимостей между разными
решениями в сфере технологий, экономики,
политики, когда падение доллара может угрожать
благосостоянию рабочих Верхне-Салдинского
металлургического завода в Свердловской
области, тесно связанного с авиаиндустрией
компании "Боинг". Непростота этой системы
международного сотрудничества и роль СМИ
отражена в случайно услышанной фразе из
разговора: "Смотрел я, смотрел телевизор и
никак не понял: Ну почему укрепление нашей
экономики и рубля по сравнению с баксом нам всем
угрожает?!"