О.Б. Даутова,
С.В. Христофоров
г. С.-Петербург

Демократизация как базовый принцип современного образования

    В ст. 2 Закона РФ "Об образовании" от 5 января 1996 г. провозглашается демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В законе четко прослеживается три смысла демократизации. В широком смысле, демократизация характеризуется ликвидацией монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе образования, децентрализацией управления образованием, муниципализацией образования, т. е. участием местной власти и местной общественности в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы. Это первый смысл. Второй смысл связан с автономностью образовательных учреждений, что определяет самостоятельность учебных заведений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания и методов работы, а также их юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность.
    Закон РФ "Об образовании" вводит в компетенцию школы не только выбор, но и разработку, и утверждение общеобразовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов и дисциплин (ст. 32 - "Компетенция и ответственность образовательного учреждения"). Эти полномочия конкретизируют объявленный в ст. 2 закона принцип автономности образовательных учреждений. Рассмотрим их более подробно.
    Пункт 1 ст. 32 предоставляет самостоятельность образовательному учреждению в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.
    В пункте 2 ст. 32 провозглашена компетенция образовательного учреждения в разработке и утверждении образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов и дисциплин, установлении структуры управления деятельностью образовательного учреждения, в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, в осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
    Третий смысл демократизации образования отражает создание демократических отношений в системе образования, что связано с раскрепощением педагогических отношений, изменением самой их сути, изменением отношений сотрудничества взрослого и ребенка, педагога и управленца, школы, общества и государства.
    Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг. напрямую связаны с демократизацией общества и с демократизацией школы.
    В Петербургском научно-педагогическом сообществе активно разрабатываются вопросы демократизации в образовании. По мнению А.П. Тряпицыной, в демократической школе обеспечивается защита учащихся от некачественных образовательных услуг; создаются условия для развития творческого потенциала каждого ученика; увеличивается степень открытости школы для всех заинтересованных лиц, общества в целом.
    Так, О.Е. Лебедев определил черты демократической образовательной системы как доступность образования для всех детей; обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование; возможность выбора образовательного учреждения; право учащихся на собственные взгляды; установление стандартов; создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала; информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающей возможность общественного контроля за образованием; публичное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования; распределение полномочий по управлению образованием между национальным, региональным и местным уровнями, ориентация на децентрализацию управления; автономность образовательных учреждений.
    Исходя из названных признаков, О.Е. Лебедев дал характеристики советской и современной системам образования (применительно к условиям г. С.-Петербурга). Степень реализации каждого признака оценивается по шкале: 0 - отсутствует, 1 - представлен частично, 2 - реализован в полной мере. Результаты анализа отражены в таблице.

Оценка степени демократичности советской
и постсоветской систем образования на примере С.-Петербурга


п/п

Признак

Советская образовательная система

Современная
образовательная система

1

Доступность образования для всех детей

2

2

2

Обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование

2

1

3

Возможность выбора образовательного учреждения

близко к 0

близко к 2

4

Право учащихся на собственные взгляды

близко к 0

близко к 2

5

Установление стандартов

2

1

6

Создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала

0

1

7

Информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающее возможность общественного контроля за образованием

ближе к 0

ближе к 1

8

Публичное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования

1

1

9

Распределение полномочий по управлению образованием между национальным, региональным и местным уровнями, ориентация на децентрализацию управления

ближе к 0

ближе к 1

10

Автономность образовательных учреждений

ближе к 0

ближе к 2

    Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод о том, что наибольших успехов школа добилась по следующим показателям: автономность образовательных учреждений (отношения "школа - государство"); возможность выбора образовательного учреждения (отношения "родители - школа"); право учащихся на собственные взгляды (отношения "ученик - учитель").
    Ухудшения произошли по следующим параметрам: обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование (компетенция государства), установление стандартов (компетенция государства).
    Данные свидельствуют о реформировании образования в условиях кризиса общества и с необходимостью требуют углубления общественного характера образования.