О.Б. Даутова,
С.В. Христофоров
г. С.-Петербург
Демократизация как базовый принцип современного образования
В ст. 2 Закона РФ "Об
образовании" от 5 января 1996 г. провозглашается
демократический, государственно-общественный
характер управления образованием. В законе четко
прослеживается три смысла демократизации. В
широком смысле, демократизация характеризуется
ликвидацией монополии государства на
образование и переход к
общественно-государственной системе
образования, децентрализацией управления
образованием, муниципализацией образования,
т. е. участием местной власти и местной
общественности в управлении образованием через
соответствующие муниципальные органы. Это
первый смысл. Второй смысл связан с
автономностью образовательных учреждений, что
определяет самостоятельность учебных заведений
в выборе стратегии своего развития, целей,
содержания и методов работы, а также их
юридическую, финансовую и экономическую
самостоятельность.
Закон РФ "Об образовании" вводит в
компетенцию школы не только выбор, но и
разработку, и утверждение общеобразовательных
программ, учебных планов, программ учебных
курсов и дисциплин (ст. 32 - "Компетенция и
ответственность образовательного
учреждения"). Эти полномочия конкретизируют
объявленный в ст. 2 закона принцип автономности
образовательных учреждений. Рассмотрим их более
подробно.
Пункт 1 ст. 32 предоставляет
самостоятельность образовательному учреждению
в осуществлении образовательного процесса,
подборе и расстановке кадров, научной,
финансовой, хозяйственной и иной деятельности.
В пункте 2 ст. 32 провозглашена
компетенция образовательного учреждения в
разработке и утверждении образовательных
программ и учебных планов, рабочих программ
учебных курсов и дисциплин, установлении
структуры управления деятельностью
образовательного учреждения, в самостоятельном
осуществлении образовательного процесса, в
осуществлении текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Третий смысл демократизации
образования отражает создание демократических
отношений в системе образования, что связано с
раскрепощением педагогических отношений,
изменением самой их сути, изменением отношений
сотрудничества взрослого и ребенка, педагога и
управленца, школы, общества и государства.
Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг.
напрямую связаны с демократизацией общества и с
демократизацией школы.
В Петербургском научно-педагогическом
сообществе активно разрабатываются вопросы
демократизации в образовании. По мнению
А.П. Тряпицыной, в демократической школе
обеспечивается защита учащихся от
некачественных образовательных услуг; создаются
условия для развития творческого потенциала
каждого ученика; увеличивается степень
открытости школы для всех заинтересованных лиц,
общества в целом.
Так, О.Е. Лебедев определил черты
демократической образовательной системы как
доступность образования для всех детей;
обеспечение материальных возможностей для
осуществления права на образование; возможность
выбора образовательного учреждения; право
учащихся на собственные взгляды; установление
стандартов; создание условий для формирования
свободной личности, для реализации ее
творческого потенциала; информирование о
состоянии образовательной системы,
обеспечивающей возможность общественного
контроля за образованием; публичное обсуждение
проблем образования, достижение консенсуса при
определении приоритетов в области образования;
распределение полномочий по управлению
образованием между национальным, региональным и
местным уровнями, ориентация на децентрализацию
управления; автономность образовательных
учреждений.
Исходя из названных признаков,
О.Е. Лебедев дал характеристики советской и
современной системам образования (применительно
к условиям г. С.-Петербурга). Степень реализации
каждого признака оценивается по шкале: 0 -
отсутствует, 1 - представлен частично, 2 -
реализован в полной мере. Результаты анализа
отражены в таблице.
Оценка степени демократичности
советской
и постсоветской систем образования на примере
С.-Петербурга
N |
Признак |
Советская образовательная система |
Современная |
1 |
Доступность образования для всех детей |
2 |
2 |
2 |
Обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование |
2 |
1 |
3 |
Возможность выбора образовательного учреждения |
близко к 0 |
близко к 2 |
4 |
Право учащихся на собственные взгляды |
близко к 0 |
близко к 2 |
5 |
Установление стандартов |
2 |
1 |
6 |
Создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала |
0 |
1 |
7 |
Информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающее возможность общественного контроля за образованием |
ближе к 0 |
ближе к 1 |
8 |
Публичное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования |
1 |
1 |
9 |
Распределение полномочий по управлению образованием между национальным, региональным и местным уровнями, ориентация на децентрализацию управления |
ближе к 0 |
ближе к 1 |
10 |
Автономность образовательных учреждений |
ближе к 0 |
ближе к 2 |
Анализируя данную таблицу,
можно сделать вывод о том, что наибольших успехов
школа добилась по следующим показателям:
автономность образовательных учреждений
(отношения "школа - государство");
возможность выбора образовательного учреждения
(отношения "родители - школа"); право
учащихся на собственные взгляды (отношения
"ученик - учитель").
Ухудшения произошли по следующим
параметрам: обеспечение материальных
возможностей для осуществления права на
образование (компетенция государства),
установление стандартов (компетенция
государства).
Данные свидельствуют о реформировании
образования в условиях кризиса общества и с
необходимостью требуют углубления
общественного характера образования.