В начале ХХI века слово
"выживать" - одно из наиболее употребляемых
в национальном и международном лексиконе.
Традиционная философская проблема бытия
человека становится реальной практической
проблемой повседневной жизни для миллиардов
людей в ее конкретно-трагическом звучании: быть
или не быть? Фундаментальную неустойчивость
бытия, проблематичность перспектив будущего все
острее ощущают не только бедствующие, но и вполне
благополучные народы и страны. Мир в целом в
своем научном, техническом, экономическом,
социальном и политическом развитии вплотную
приблизился к критическому рубежу, за которым,
или выход на качественно новый, более высокий
уровень развития мирового сообщества, или гибель
человеческой цивилизации. Несмотря на,
несомненно, великие достижения человечества, мир
оказался в весьма неустойчивом состоянии.
Переход к парадигме устойчивого развития
предполагает не только установление
необходимого баланса между потреблением и
воспроизводством природных ресурсов при
минимизации загрязнения окружающей среды
(равновесного природопользования), но и
демократизацию общественной жизни, а также
обеспечение устойчивого роста благосостояния,
социальной защищенности и возможностей
гармоничного развития каждой личности.
Следует подчеркнуть, что повышение
общемирового образовательного уровня является
абсолютно необходимым условием устойчивого
развития человечества. Это понимание воплощено в
конкретную политику, которую одобрили лидеры
"Большой восьмерки". Россия, в свою очередь,
как великая держава в области образования
призвана сыграть важную роль в обеспечении
доступа жителей всех стран к качественным
знаниям.
Демократизация - одна из наиболее
обсуждаемых проблем в современном мировом
общении народов и стран, составляющих мировое
сообщество. Существуют различные точки зрения
относительно сути данного явления. В частности,
на основании одной из них демократизацию
определяют как процесс, направленный на
установление порядка, ориентирующегося на
интересы большинства и уравнивающего всех в
правах и обязанностях. При таком подходе, все
большее внимание уделяется вопросам развития
международного сотрудничества с целью изучения
зарубежного опыта в областях, связанных с
созданием гарантированных условий нормального
существования и всестороннего развития всех
членов человеческого сообщества. При этом
имеется в виду предоставить всем без исключения
гражданам свободного доступа к полноценному
образованию и информации, различным
социально-экономическим и межкультурным
программам международного взаимодействия и
обмена.
Особый приоритет имеют проблемы
изучения внешнеполитических и
внешнеэкономических связей в рамках мирового
сообщества, поиска путей урегулирования
политических и экономических конфликтов, в
разрешении которых все большую значимость
приобретают международные организации и мировая
общественность. Очень важна и практическая
реализация свобод граждан, защиты их прав. Именно
через решение насущных проблем граждан и
соблюдение их прав можно обеспечить устойчивое
развитие на Земле.
Решение многих глобальных проблем
современности находится не в плоскости так
называемых силовых акций, а в плоскости мирного
урегулирования всех спорных вопросов
посредством целенаправленного и
последовательного международного
сотрудничества.
Мы живем в динамично меняющемся мире.
Потоки информации, поступающие по всем каналам
связи, реально меняют нашу жизнь, ускоряя
наступление событий и усиливая интеграционные
процессы в экономике, науке, образовании и
культуре. С пониманием интересов людей из других
стран преодолеваются барьеры фобий и иллюзий,
обусловленных разнообразием, формируется
взаимное доверие, укрепляется стабильность в
мировом сообществе.
Н.Б. Банцекин,
заместитель министра
образования РФ