Александрова Л.В
г. Омск

Малый бизнес как важнейшее направление использования трудовых ресурсов

    Российская экономика, отмеченная уникальным по масштабам длительности падением общественного производства, свертыванием до предела многих отраслей и услуг для населения, технологически все более отстающих от "мировых стандартов", демонстрирует в этих условиях и особого рода безработицу. Безработица в российском варианте напоминает широкую лестницу, по которой общество опускается к самым низким из существующих в мире показателей развития производственных сил и благосостояния населения. Широкомасштабная и многообразная по формам выражения, ставшая во многих случаях опасно длительной, массовая незанятость становится одним из грозных направлений деградации трудовых ресурсов.
    Международный и отечественный опыт показывают, что развитие малого бизнеса является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости и сокращения безработицы.
    Во всем мире по данным ООН малые и средние предприятия являются работодателями для почти 50% трудоспособного населения и производят от 33% до 60% валового национального продукта.
    Современный упадок российского производства, который пришелся на долю устаревших крупных и средних предприятий в различных отраслях промышленности и других отраслей экономики; весьма высокий (до 10-15%) уровень безработицы, если учитывать принудительную частичную занятость и вынужденные административные отпуска, редкостная по масштабам текучесть рабочей силы, стремящейся вырваться из прочного круга технологической отсталости производства, неблагоприятных условий труда и крайне низкой заработной платы - все это относится к факторам давно созревшей необходимости развития малого бизнеса во всех сферах российской экономики.
    По мнению директора департамента занятости МОТ В. Зенгенбера и эксперта МОТ М. Кенэ, сектором, который в России обладает наибольшей потребностью в привлечении трудовых ресурсов, высвобожденных с предприятий, является малый и средний бизнес.
    Как правило, малые и средние предприятия нуждаются в наименьших первоначальных затратах и имеют наиболее низкие потребности в капитальных вложениях.
    Администрация региона в сотрудничестве с местными властями может подготовить долговременную программу развития малого бизнеса, которая определила бы перспективные направления развития малых и средних предприятий.
    Привлекает особое внимание опыт структурной перестройки в Чехии, в частности в Северной Моравии и Силезии, особенно в Острава-Карвин. Экономика этих регионов была диверсифицирована, а положение на рынке труда стабилизировалось.
    Мелкие и средние предприятия росли как грибы по всему региону и поглотили большинство трудящихся, оказавшихся избыточными на крупных предприятиях.
    Создаваемый на обломках крупной государственной промышленности, в том числе и оборонных отраслей, российский малый и средний бизнес унаследовал и впитал тысячи высококвалифицированных специалистов, не говоря уже о ценных видах сырья, включая редкоземельные металлы и уникальное оборудование. И он имеет все основания для дальнейшего расцвета , особенно на фоне оставшейся от директивных времен промышленности. Если учесть, что около 80% промышленных предприятий в индустриальных центрах России находятся на грани банкротства, показатели деятельности малых предприятий выглядят образцом здорового процветания.
    Однако масштабы малого бизнеса несмотря не общий динамизм его роста в последние годы, не столь велики, как это требует совокупность экономических и социальных обстоятельств, сложившихся в стране ( см. табл.)
    Надо отметить, что начиная с 1996г. предложение труда начало возрастать в связи с увеличением вступления молодежи в трудоспособный возраст. Если в 1991-1995гг. естественный прирост населения в трудоспособном возрасте составил 0,4 млн. чел., то в 1996-2000гг. - 1,4млн.чел., т.е. увеличился более, чем в 3 раза. Все это крайне обострило проблему занятости населения в России.
    Трудности в развитии малого бизнеса в России в отличие от западных стран состоят в:

Таблица

Основные показатели развития малого
предпринимательства в России в 1991-1994гг.

 

1991г.

1992г.

1993г.

1994г.

тыс.ед

доля,
в %

тыс.ед

доля,
в %

тыс.ед

доля,
в %

тыс.ед

доля,
в %

Число малых предприятий, в т.ч.

268

100

560

100

865

100

1038

100

Промышленность и строительство

90

34

133

24

157

22

205

20

Торговля и общественное питание

124

46

276

49

398

46

420

41

Численность занятых, в т.ч.

5441

100

7077

100

8630

100

9500

100

Промышленность и строительство

3647

67

4276

60

4707

55

4790

50

Торговля и общественное питание

1116

21

1625

23

2345

27

2560

27

    И все же, несмотря на весьма неблагоприятные условия, малый бизнес представляет весьма развитую ветвь рыночной экономики, являясь ее авангардом в стране.
    Число малых предприятий в России в период 1991-1994 годов выросло в 3,9 раза, а среднегодовой темп прироста приблизился к 50%. Численность занятых в сфере малого предпринимательства увеличилась в 1,8 раза, т.е. среднегодовой темп прироста составил 20% ( по среднесписочному составу).
    Если учесть, что на одного штатного сотрудника в малом бизнесе приходится один работающий по совместительству или договору (соглашению), то общую численность занятых в сфере малого бизнеса можно оценить минимум в 20 млн. человек, что составляет примерно треть экономически активного населения страны.
    Российское малое предпринимательство, насчитывающее в 1995г. свыше 1 млн. субъектов хозяйствования, представляет к настоящему времени мощную экономическую и политическую силу. Около 35-40 млн. человек, включая членов семей, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства.
    Даже в таких, довольно скромных для России масштабах, малое предпринимательство активно противостоит росту безработицы и создает, в отличие от государственной экономики, значительное количество новых рабочих мест.
    Развитие мелкого и мельчайшего предпринимательства, экономичного, возводимого в кратчайшие сроки, быстро осваивающего последние достижения технологии и способного активно участвовать в дальнейшем ее совершенствовании, является, на наш взгляд, в современных условиях России одним из центральных направлений преобразования народного хозяйства практически во всех отраслях материального производства и сферы услуг.
    Следует отметить основные достоинства экономики малых форм.
    Мелкие и мельчайшие предприятия способны наилучшим образом кооперироваться с крупным производством, выполняя для него качественно, дешево, в нужные сроки и с учетом индивидуальных особенностей заказы, в том числе различные детали, готовые изделия и отдельные операции.
    Многие из них выполняют ответственные инновационные, поисковые задания для фирм, концернов, другие являются независимыми творцами новинок, находящих успешный сбыт на быстро меняющемся рынке.
    Таким образом, основная черта многих представителей мелкого и мельчайшего бизнеса - высокоинтеллектуальный, творческий уровень деятельности.
    В России мелкий бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень неровно.
    Во многом именно поэтому немалое количество областей и часть автономных республик задыхаются от исключительно высокой трудоизбыточности и ее невозможно рассосать из-за практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.
    Правительство Японии, например, проводит меры, поощряющие семейную экономику, а практика выдачи уходящим на пенсию "прощального пособия" в размере 30-40 месячных окладов, наряду с льготным кредитованием и организационно-методической помощью, позволяет многим работникам, имеющим за плечами огромный опыт квалифицированного труда, открыть свое небольшое дело и, зачастую, удачно встроится в жизнь современной экономики.
    Подобный опыт имеет для нашей страны исключительно важное значение и может быть весьма широко распространен.
    Таким образом, развитие мелкого предпринимательства - одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.
    Поэтому государство должно поддержать перспективы, заложенние в развитии малого бизнеса, который является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости, роста трудовых доходов и сокращения безработицы.
    И основным выводом из этого является то, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в России - это совершенствование правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.
    Решительную помощь в этих областях может и должно оказать государство.

Список литературы:

  1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Питер, 1999г.
  2. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. Москва, центр экономики и управления, 1996г.
  3. Деловое планирование. Методы. Организация. Современная практика. Под ред. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997г.
  4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Питер, 1999.
  5. Морозова Т.Г. Регионоведение: учебник для вузов. М., 1998.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]