Т. Глотова
г. Омск
Современное состояние
нашего общества, процессы, проходящие в
политической, экономической и духовной жизни
нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на
проблемы воспитания гражданина, формирования
интеллектуального и творческого потенциала
личности в высших учебных заведениях. Именно в
вузе, пройдя школу общественных организаций,
объединений, творческих коллективов, студент
приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки
организаторов, личностные качества, необходимые
ученому, руководителю, общественному деятелю.
Отсюда следует, что наряду с решением задач
учебного процесса вуз обязан создавать условия
для саморазвития и самоутверждения личности,
совершенствования способностей студента.
Актуальность постановки проблем
воспитательной работы в вузе обусловлена и самой
спецификой студенческой молодежной среды,
интеллектуальной элиты, молодежи, отличающейся
всегда наибольшей целеустремленностью,
"продвинутостью" в любых начинаниях,
активностью жизненной позиции.
Определяющим воспитательным фактором,
на наш взгляд, является наличие благотворно
влияющей среды обитания, прежде всего,
благоприятная психологическая атмосфера в
аудиториях, лабораториях, общежитиях Поэтому
формирование положительной мотивации в
деятельности именно этой среды является
государственно важным для того, чтобы жажда
переустройства, самоутверждения, свойственная
этому возрасту (17-22 г.) и социальной группе,
была не стихийной, не разрушающей, а созидающей.
Примером тому может служить создание
студенческих городков в известных вузах США,
Англии, Австрии, Германии, Франции. Широкая сеть
бытовых, досуговых,
развлекательно-познавательных учреждений,
библиотек в непосредственной близости к учебным
заведениям, наличие в них сотрудников,
занимающихся социальными проблемами
студенчества, способствуют возникновению
атмосферы доброжелательности, духовной близости
между людьми, дают возможность самостоятельного
выбора формы отдыха, творческого применения
собственных сил [1].
Новое место молодежи предопределяет
перестройку учебно-воспитательного процесса,
выход его на новый уровень, что делает возможным
развитие внеучебной работы с новыми задачами,
методиками, технологиями, формами как
необходимой студенту среды для самоутверждения,
самовыражения, самоопределения, где акцент
переносится на значимость человеческой личности
в различных видах внеучебной работы. С этим
связано оживление исследований, посвященных
самореализации молодежи во внеучебной
деятельности.
Изучению различных аспектов,
касающихся внеучебной работы, посвящено немало
исследований: особую роль внеучебной
деятельности в развитии личности отводили
Р.Оуэн, Дж.Дьюи, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и т.д;
самореализации молодого человека были посвящены
труды Р.Бернса, И.В.Дубровиной, И.С.Когана;
целостное восприятие процессов развития
становления личности молодого человека - в
трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В,Давыдова,
С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина; концепция
"всесторонне развитой личности" как одна из
моделей самореализации - в работах
Ю.К.Бабанского, И.П.Иванова, Т.А.Ильиной,
В.А.Караковского; внеурочная воспитательная
работа - в трудах Э.Ашхаруа, А.К.Бруднова;
современные исследования проблемы внеурочной
работы в вузе представлены работами А.К.Бруднова,
В.И.Казаренкова, В.В.Полукарова; проблемы
внеучебной работы в вузе - в трудах А.Бартоломей,
М.Б.Немировского, Л.И.Новиковой. Представленные
работы, в основном, касаются общих проблем
воспитательной работы и лишь незначительно,
внеучебной работы. Специальных комплексных
исследований по проблеме организации внеучебной
работы в педагогическом вузе, по выявлению ее
возможности не проводилось.
Актуальность проблемы, ее
недостаточная теоретическая разработанность,
практическая значимость вызвали
исследовательский интерес к ее изучению. В
дальнейшем предполагается реализация
экспериментальной части исследования,
включающая следующие этапы:
Практическая значимость изучаемой проблемы очевидна, т.к. гуманитарная среда вуза благодаря внеучебной работе, которая является педагогически воспитывающей средой, делает его культурным центром, где собираются не только студенты вузов, но и школьники, и представители различных слоев интеллигенции города и области.
1. Зенков А.П. Организация воспитательной работы в Забайкальском педагогическом университете // Педагог. - N2. 1998.