Т. Глотова
г. Омск

АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЕДУЩИЕ ПОДХОДЫ
К ИССЛЕДОВАНИЮ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

    Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни нашей страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в высших учебных заведениях. Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые ученому, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса вуз обязан создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей студента.
    Актуальность постановки проблем воспитательной работы в вузе обусловлена и самой спецификой студенческой молодежной среды, интеллектуальной элиты, молодежи, отличающейся всегда наибольшей целеустремленностью, "продвинутостью" в любых начинаниях, активностью жизненной позиции.
    Определяющим воспитательным фактором, на наш взгляд, является наличие благотворно влияющей среды обитания, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера в аудиториях, лабораториях, общежитиях Поэтому формирование положительной мотивации в деятельности именно этой среды является государственно важным для того, чтобы жажда переустройства, самоутверждения, свойственная этому возрасту (17-22 г.) и социальной группе, была не стихийной, не разрушающей, а созидающей. Примером тому может служить создание студенческих городков в известных вузах США, Англии, Австрии, Германии, Франции. Широкая сеть бытовых, досуговых, развлекательно-познавательных учреждений, библиотек в непосредственной близости к учебным заведениям, наличие в них сотрудников, занимающихся социальными проблемами студенчества, способствуют возникновению атмосферы доброжелательности, духовной близости между людьми, дают возможность самостоятельного выбора формы отдыха, творческого применения собственных сил [1].
    Новое место молодежи предопределяет перестройку учебно-воспитательного процесса, выход его на новый уровень, что делает возможным развитие внеучебной работы с новыми задачами, методиками, технологиями, формами как необходимой студенту среды для самоутверждения, самовыражения, самоопределения, где акцент переносится на значимость человеческой личности в различных видах внеучебной работы. С этим связано оживление исследований, посвященных самореализации молодежи во внеучебной деятельности.
    Изучению различных аспектов, касающихся внеучебной работы, посвящено немало исследований: особую роль внеучебной деятельности в развитии личности отводили Р.Оуэн, Дж.Дьюи, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и т.д; самореализации молодого человека были посвящены труды Р.Бернса, И.В.Дубровиной, И.С.Когана; целостное восприятие процессов развития становления личности молодого человека - в трудах Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В,Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина; концепция "всесторонне развитой личности" как одна из моделей самореализации - в работах Ю.К.Бабанского, И.П.Иванова, Т.А.Ильиной, В.А.Караковского; внеурочная воспитательная работа - в трудах Э.Ашхаруа, А.К.Бруднова; современные исследования проблемы внеурочной работы в вузе представлены работами А.К.Бруднова, В.И.Казаренкова, В.В.Полукарова; проблемы внеучебной работы в вузе - в трудах А.Бартоломей, М.Б.Немировского, Л.И.Новиковой. Представленные работы, в основном, касаются общих проблем воспитательной работы и лишь незначительно, внеучебной работы. Специальных комплексных исследований по проблеме организации внеучебной работы в педагогическом вузе, по выявлению ее возможности не проводилось.
    Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность, практическая значимость вызвали исследовательский интерес к ее изучению. В дальнейшем предполагается реализация экспериментальной части исследования, включающая следующие этапы:

  1. Диагностически-адаптационный;
  2. Этап ориентации и самоопределения студентов;
  3. Мониторинг результативности воспитательных воздействий и корректировка;
  4. Создание благоприятных условий для самореализации и саморазвития студента;
  5. Анализ эффективности внеучебной воспитательно-образовательной работы.

    Практическая значимость изучаемой проблемы очевидна, т.к. гуманитарная среда вуза благодаря внеучебной работе, которая является педагогически воспитывающей средой, делает его культурным центром, где собираются не только студенты вузов, но и школьники, и представители различных слоев интеллигенции города и области.

Библиографический список

1. Зенков А.П. Организация воспитательной работы в Забайкальском педагогическом университете // Педагог. - N2. 1998.