А. Кулахметова
Казахстан
Центрально-азиатский регион
на протяжении многих веков представлял собой
геополитическое пространство, где всегда
пересекались интересы крупных держав. С распадом
Советского Союза в этом регионе появилось
несколько молодых государств, таких, как
Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Туркменистан,
Таджикистан, с амбициями на самостоятельность в
экономической и политической сферах. Появление
этих новых государств в Центральной Азии
поставило ряд вопросов, требующих конкретных
ответов, способных изменить как
геостратегическую, так и политическую и
экономическую заинтересованность стран,
формирующих политический климат в
Центрально-азиатском регионе.
Среди вопросов, которые ставятся перед
политическими лидерами молодых суверенных
государств, наиболее актуальными являются
следующие:
Ответы на эти вопросы нужно
искать в сегодняшних реалиях, которые,
по-видимому, в будущем определят процессы
экономического и политического развития этих
стран.
Предметом нашего исследования
является анализ экономики Казахстана, одной из
стран на постсоветском пространстве, страны с
переходной экономикой, развитие которой
началось в эпоху глобализации. Процесс вхождения
Казахстана в мировое экономическое сообщество в
условиях глобализации происходит достаточно
сложно, что отражается на снижении материального
уровня населения, мощном миграционным потоке,
сохранении миграционных настроений. Период
перехода из плановой экономики в рыночную,
обещанный как щадящий, оказался шоком для
основной массы населения, и потребовалось целое
десятилетие для осознания того пути, который
прошел Казахстан с момента объявления
суверенитета - столь долгожданной свободы от
политического диктата Центра в лице России, и как
результат этой свободы - приобретение
экономической независимости.
Процесс становления экономического
развития Казахстана, по-видимому, еще ждет своего
глубокого осмысления, и лишь условно сегодня
можно говорить о "реальной" экономической
независимости. При этом переход от плановой
экономики к рыночной оказался для Казахстана
процессом достаточно болезненным, а кроме того, в
этом процессе можно проследить этапы, которые мы
обозначили как адаптацию, индивидуализацию и
интеграцию.
Процесс адаптации нами
рассматривается как начальный этап, который
представляется наличием одинаковых
экономических категорий в определенной группе
стран. Наиболее характерными признаками этапа
адаптации, по нашему мнению, являются сохранение
сырьевой ориентации экономики большинства стран
СНГ и Казахстана в том числе, отсутствие единой
стратегии и общих экономических интересов в
рамках СНГ, потеря регионального лидера (в лице
России), рост финансового и экономического
влияния западного капитала, стремление к
национальному суверенитету как самоцели2
. Т.е. этот этап можно выделить при наличии общих
черт экономического состояния, или как
"уподобление" состояния экономики другим
странам центрально-азиатского региона.
Отправной точкой адаптационного
периода для Казахстана стало 8 декабря 1991 г.,
когда в результате Беловежских соглашений, был
документально зафиксирован конец существования
СССР3. Последовавшие события
свидетельствовали о царившей растерянности
среди руководителей бывших республик Советского
Союза, ведь буквально через пять дней - уже 13
декабря 1991 г. лидеры центрально-азиатских
республик: Казахстана, Киргизстана, Узбекистана,
Таджикистана - провели встречу с намерением
создать в противовес Беловежскому соглашению
собственные соглашения и союз. Чуть позже - 21
декабря 1991 г., была подписана Алматинская
декларация 11 первыми руководителями бывших
союзных республик, объявившая о создании Союза
Независимых Государств (СНГ), который с самого
начала своего существования носил чисто
декларативный характер. Подтверждением этого
стало последовательное "выталкивание"
Казахстана из единой "рублевой" зоны, хотя
были подписаны несколько документов о
намерениях создания единой денежной системы и
валютного союза в рамках Армении, Белоруссии,
Казахстана, Киргизстана, Молдавии, России,
Узбекистана, Украины (1992 г.) и в рамках Армении,
Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и
Узбекистана (1993 г.). К сожалению, добрые намерения
остались только намерениями4, что
и вынудило правительство Казахстана в короткий
срок, в условиях повышенной секретности, в ночь с
11 на 12 ноября 1993 г. ввести национальную валюту.
Этот период между 1991 и 1993 гг., которые пережил
Казахстан и который представлял собой серию
шоков, когда его интересы не учитывались даже в
среде "братских" государств, можно
обозначить как адаптационный синдром.
В силу существования новых экономических
реалий в виде адаптационного синдрома Казахстан,
как впрочем и другие страны СНГ, начал
выстраивать впервые собственную систему
экономических приоритетов, и его экономическая
политика была переориентирована на развитие
внешних связей, в основном, с развитыми странами
дальнего зарубежья (США, Великобритания,
Германия)5, о чем свидетельствует
и рост внешнего товарооборота с этой категорией
стран, и привлечение в экономику прямых
инвестиций. За период с 1993 по 1998 гг. объем ПИИ,
вложенных в Казахстан, вырос в 2.5 раза (с 473 до 1200
млн. долларов США), в Азербайджан вырос в 57.9 раз (с
20 до 1155 млн. долларов США), , в Киргизию - в 8.3 раза (с
10 до 83 млн. долларов США - в 1997 г.), в Узбекистан - в
3.4 (с 48 до 167 млн. долларов США - в 1997 г.). При этом
наметилась четкая тенденция к сворачиванию
экономических связей с республиками бывшего
Союза. Политика размежевания привела к тому, что
договоренности и соглашения внутри СНГ не
выполнялись, несмотря на существование общих
экономических, социально-политических и
гуманитарных интересов6.
Страны-участницы по-разному отнеслись к вопросам
интеграции, проведению единой экономической
политики, осуществлению коллективной системы
безопасности. В результате, при существующих 65
институтах СНГ, направленных на развитие и
защиту его интересов, и наличие 887 документов,
принятых органами управления СНГ, было подписано
только 130, при этом из 108 соглашений, подлежащих
введению в национальное законодательство и
нормы, было ратифицировано семь7.
В сентябре 1999 г., во время встречи глав
правительств стран-участниц Таможенного союза,
президентом Казахстана Н.Назарбаевым8
было отмечено, что из 3000 принятых в Содружестве
документов, выполняется примерно 5-10 процентов,
что свидетельствует о наметившихся тенденциях
дезинтеграции.
Казахстан как мог попытался изменить
сложившуюся ситуацию, выступая с инициативами по
созданию Экономического союза (май 1993 г.),
ближайшей задачей которого был Таможенный союз,
с полным освобождением от таможенных тарифов и
снятием таможенных барьеров. 29 марта 1996 г. в
Москве был подписан договор о создании
Таможенного союза в рамках СНГ, странами-членами
которого стали Белоруссия, Казахстан, Киргизстан
и Россия. Этот четырехсторонний договор
предусматривал усиление координации
экономической и социальной политики
стран-членов с тем, чтобы постепенно создать
единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей
силы, гармонизировать национальные системы
социальной защиты, ограничить зависимость
национальной экономики от финансовой помощи
третьих стран, обеспечить устойчивые темпы
экономического развития всех участников союза,
обеспечить интеграцию финансовых рынков и в
перспективе перейти к единой валюте.
Интеграционный комитет Таможенного союза
определил 10 условий, которые должны выполняться
для того, чтобы ТС был полностью сформирован;
этими условиями стали: создание зоны свободной
торговли без изъятий и ограничений, унификация
внешнеэкономического законодательства,
установление единого порядка
внешнеэкономического регулирования, единого
торгового режима с третьими странами и др. В 2000 г.
Таможенный союз был преобразован в
Евроазиатское экономическое сообщество (ЕвАзЭС),
в который входят Белоруссия, Казахстан,
Киргизстан, Россия, Таджикистан.
Кроме того, Казахстан принял участие в
новом интеграционном образовании - ЦАС -
Центрально-азиатском экономическом сообществе
(30 апреля 1994 г.). Вместе с Казахстаном договор о
создании ЦАС подписали Киргизстан и Узбекистан.
Россия в этом объединении имеет статус
наблюдателя9. В статье 1 Договора
о создании ЦАС говорится, что единое
экономическое пространство в рамках территорий
трех республик "создается в целях реализации
совместных программ по углублению экономической
интеграции между Республикой Казахстан,
Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан
на 1996-2000 гг., предполагает свободное перемещение
товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и
обеспечивает согласованную кредитно-расчетную,
бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и
валютную политику".
Но именно различная инвестиционная,
налоговая и таможенная политика стран-членов
СНГ, Таможенного союза, ЦАС привела только к
свертыванию торгово-экономических связей между
странами-участницами.
Камнем преткновения единого
таможенного пространства между странами СНГ
стало установление единого таможенного тарифа,
ввиду значительных различий в структурах
экономик стран-участниц. На начальном этапе
создания Таможенного союза национальные
тарифные ставки различались весьма заметно
(например, в России импортные пошлины на ввоз
автомобилей составляли в 1995 г. 70%, а в Казахстане,
не имеющем автомобильной промышленности, - 25%). В
январе 1996 г. Россия, Белоруссия и Казахстан
привели свои импортные пошлины к общему
знаменателю - российскому. Но уже через четыре
месяца - в апреле 1996 г. Казахстан понизил
импортные тарифы на широкий перечень товаров, в
частности автомобили и мебель, в нарушение
договора, что отрицательно сказалось на
российском экспорте. Далее, в 1997 г., Казахстан в
одностороннем порядке перешел на новые правила
взимания налога на добавленную стоимость с
импорта, и увеличил косвенные налоги в среднем в
два раза, что повлекло за собой рост цен на
российские товары на 13-15%, сделав их
неконкурентоспособными на казахстанском рынке.
Финансовый кризис августа 1998 г. и падение
российского рубля по отношению к доллару привело
к тому, что российские товары оказались
значительно дешевле своих аналогов в Казахстане.
Ответной мерой со стороны Казахстана стало
введение ограничений сроком на полгода ввоза
основных продовольственных товаров из России с 11
января 1999 г. Аналогичные санкции были введены
против Киргизии и Узбекистана10 .
И уже с 17 октября 2000 г. Правительство Казахстана
учредило защитные пошлины на импортируемую
пищевую продукцию сроком еще на шесть месяцев11 , объясняя это защитой
отечественного производителя.
Согласование таможенных пошлин в
рамках Таможенного союза началось лишь с 2000 г.,
по-видимому, в связи с преобразованием
Таможенного союза в Евроазиатское экономическое
сообщество и, отчасти, с проектом создания зоны
свободной торговли в рамках СНГ (15 апреля 1994 г.) с
участием Казахстана, Таджикистана, Узбекистана,
Белоруссии, Молдовы, Украины, Армении и
Киргизстана.
Т.о., все попытки реализации
собственных интересов каждой страны-члена СНГ в
рамках СНГ и других интеграционных объединений
сделали первые десять лет после распада
Советского Союза потерянными годами для
интеграции. В период с 1990 по 1998 гг. только доля
товарооборота стран ближнего зарубежья со всеми
странами содружества сократилась в два раза (с 69%
до 32%), экспорт Казахстана в страны СНГ с 1995 по 1998
гг. сократился на 14.8% (с 54.9% до 40.1%), а его импорт - на
22.3% (с 69.7% до 47.4%). При этом парадоксальным стал тот
факт, что сокращение товарооборота со странами
СНГ происходило в большей степени благодаря
Таможенному союзу. Внутри союза, в большей
степени, сокращение происходило за счет
уменьшения товарооборота Казахстана с Россией
(экспорт снизился с 45.1% до 29.8%, импорт - с 49.9% до 39.3%).
В целом же сокращение товарооборота Казахстана
со странами Таможенного союза в период 1995-1998 гг.
составило 22.6%, со странами ближнего зарубежья вне
Таможенного союза - 32.8%12 . Такое
положение можно было бы обозначить как
тенденцию, поскольку внутри всех региональных
объединений СНГ объем товарооборота был в 1998 г.
гораздо ниже уровня 1990 г., в Таможенном союзе он
составил 19.6% от объема 1990 г., в
Центрально-азиатском экономическом сообществе -
9.4%, в ГУУАМе (неформальном объединении стран, не
признающих влияния России, включающем Грузию,
Украину, Узбекистан, Армению, Молдову) - 3.9%, в
Союзе Белоруссии и России - 27.3%13 .
Все это свидетельствовало, что
Содружество нежизнеспособно, т.к. и спустя десять
лет со дня его образования большинство задач
осталось нереализованными. С нашей точки зрения,
эти десять лет привели к необратимым изменениям
в СНГ, что выразилось проявлением в экономиках
новых государств признаков второго этапа -
самоидентификации (индивидуализации), с поиском
средств и способов обозначения своей яркой
индивидуальности и формированием черт так
называемого преморбидного фона, или
преморбидного характера с постепенным
накоплением и заострением этих черт.
Необходимо подчеркнуть, что имелись
предпосылки для проявления черт преморбидного
характера, к которым можно отнести неэффективную
интеграцию внутри Содружества, что стало
причиной переориентации внешних экономических
связей Казахстана, и участия в интеграционных
группировках вне СНГ, например, в ECO (Economic Cooperation
Organization), в которую Казахстан вошел с 1992 г. вместе с
Азербайджаном, Туркменистаном, Узбекистаном,
Киргизстаном, Афганистаном, Ираном, Пакистаном и
Турцией; и наличие природных ресурсов на
территории центрально-азиатских и закавказских
государств - каспийская нефть оказалась в зоне
национальных приоритетов США. В результате,
страны каспийского региона выразили готовность
на сотрудничество с Западом не только в области
экономики, но и в военно-политических сферах, в
рамках НАТО и ООН, и это, несмотря на
существование договоров о коллективной
безопасности в рамках СНГ (Ташкентский договор
1992 г.). К "большой игре" за установление влияния
в центрально-азиатском регионе подключились и
соседи - Китай, Иран и Турция.
К чертам преморбидного характера в
Казахстане можно, пожалуй, отнести и его большую,
практически незаселенную территорию, с
концентрацией населения в южных регионах
республики; географическое положением между
Россией и Китаем; развивающийся первичный сектор
экономики с традиционно слабым сельским
хозяйством, ориентацией на добычу и частичную
переработку природных ресурсов, в первую очередь
нефти и газа.
Территория республики фактически
равна территории пяти Франций (2724.9 квадратных
километров) при плотности населения - не более 5
человек на 1 квадратный километр. Подобная
статистика существенно отличает Казахстан от
его плотнонаселенных соседей - России, Китая,
Узбекистана, Туркменистана и Киргизии, при этом
на территории Казахстана в период существования
Советского союза сложилась уникальная
полиэтническая общность, до 1991 г. здесь проживало
около 130 этнических групп, и титульная нация
составляла меньшинство14 . С
провозглашением независимости Казахстан начал
проводить националистическую политику по
отношению к славянскому меньшинству, что
выразилось ограничением сферы употребления
русского языка, вытеснением нетитульных наций из
сферы управления и интеллектуального труда. Как
результат национальной политики стало принятие
закона о языках, за казахским языком был
закреплен статус государственного (1997 г.). В
стране наметились серьезные миграционные
тенденции15 , и население
Казахстана за 10 лет (по результатам двух
переписей - 1989 и 1999 гг.) уменьшилось на 1.5 миллиона
человек (с 16.464 миллионов до 14.9 млн.). Пик миграции
пришелся на 1994 г., когда из страны уехало около 480
тысяч человек16 , при этом в Россию
уехало 72,4% мигрантов.
Географически Казахстан расположен
между двумя крупными державами - Россией и
Китаем. И Россия, и Китай настроены против
распространения западного (в первую очередь,
американского) влияния в регионе17 .
Т.е. цель внешней политики Казахстана
состоит в балансировании между тремя державами -
США, Россией и Китаем, с которыми Казахстан
связан своими стратегическими, экономическими и
политическими интересами, и приоритеты в
реализации интересов в пользу, например, России,
вызывает чувство соперничества со стороны Китая
и США, тогда как выполнение пожеланий США
вызывает чувство глубокого неудовлетворения со
стороны России. Т.о., Казахстан остается одной из
фигур на евразийской шахматной доске18
, где игроками, переставляющими фигуры,
являются США, Россия и Китай.
Казахстан напрямую зависит от
российского газа, через российскую территорию
осуществляются поставки казахстанской нефти на
внешний рынок. Казахстан может рассчитывать
только на российскую поддержку в случае внешней
военной агрессии (Договор о коллективной
безопасности 1992 г.). Со своей стороны, Россия
намерена и в дальнейшем сохранять свое лидерство
в центрально-азиатском регионе, и одним из
военных приоритетов России является
стабильность и безопасность в Казахстане19 .
Экономика Казахстана сегодня зависит
от прямых иностранных инвестиций, и доминирующую
роль среди всех стран-реципиентов играют США.
Инвестиции США составляли 29,3% в период с 1993 по 1998
гг., их доля возросла до 32,4% в 1998 г., а в первом
квартале 1999 г. эта доля составляла 83% всех ПИИ в
Казахстане. Кроме того, США позволяют Казахстану
реализовать свои политические амбиции через
участие в американской региональной программе
"Партнерство ради мира" в рамках НАТО, с явным
намеком на возможность будущего членства в
североатлантическом альянсе20 .
Китай является крупным соседом, а
кроме того, и серьезным экономическим партнером,
52% всего экспорта Казахстана в страны дальнего
зарубежья приходится на КНР. В перспективе Китай
может стать потребителем казахстанской нефти,
для обеспечения своего дальнейшего
экономического роста Китай нуждается в
относительно недорогом источнике энергии21 .
Ни Россия, ни Китай, ни США не
заинтересованы в распространении влияния
стран-соперниц на этот регион, поэтому внешняя
политическая доктрина Казахстана заключена в
балансировании между этими странами. Подобное
балансирование превосходно демонстрирует
"трубопроводная" политика Казахстана22 , в которой маршруты диктуются не
экономической целесообразностью, но
политическим лобби. В будущем принятие
экономических решений в Казахстане будет
зависеть именно от состояния отношений между
США, Китаем и Россией, и, по-видимому, сами
экономические решения примут форму следования
политическому диктату одной из этих стран.
Казахстан остается привлекательным
для иностранных инвесторов в связи с наличием
природных ресурсов. По мнению экспертов, он по
разведанным запасам углеводородного сырья
входит в первую десятку стран мира, и занимает 26
место по его добыче. Казахстанские запасы нефти
оцениваются в 1.4 миллиарда баррелей, газа - 57 трлн.
кубических метра, на казахстанский участок
каспийского шельфа, по мнению норвежских
специалистов, приходится 28.6% всех запасов нефти,
залегающих в Каспийском бассейне23 .
При этом, экономика Казахстана полностью зависит
от вывоза ресурсов, и структура казахстанского
экспорта представлена энергетическими
продуктами (41%), цветными металлами (20%), черными
металлами (16%), и зерном (6%)24 .
Развитие цветной металлургии и нефтяной
промышленности составляет 80% всего роста
промышленного производства и 19% ВВП. На нефть и
газ приходится 47,9% всех прямых иностранных
инвестиций (ПИИ) за период с 1993 по 1998 гг. (82% в
первый квартал 1999 г.), доля цветной металлургии
примерно составляет 24,3%25 .
Иностранный капитал привлечен в 27 крупных
проектах, связанных с разработкой месторождений,
поисково-разведочными работами, реконструкцией
перерабатывающих предприятий, транспортировкой
нефти и газа. В период 1993-1998 гг. в Казахстан было
вложено 7.854 миллиардов долларов США. При этом
основными внешними факторами, которые имеют
непосредственное влияние на казахстанскую
экономику, являются цены на сырьевые продукты.
Развитие нефтегазовой отрасли и
создание магистральных экспортных
трубопроводов стало центральным пунктом
программы развития Казахстана "Казахстан 2030.
Процветание, безопасность и улучшение
благосостояния всех казахстанцев", хотя
исходно ориентация на сырьевой сектор
предполагает застой экономики, низкий потолок
для развития, тесные границы для роста, ведь
сырьевой сектор приводит к анклавизации
экономики26 . Приверженность
этому направлению предполагает появление
автономных, самодостаточных сырьевых
предприятий, ориентированных исключительно на
внешний мир, за пределом которого находится
собственно экономика страны с неблагоприятной
средой для развития предпринимательства,
деградированным сельским хозяйством,
потерянными национальными интересами,
отсутствующей экономической инициативой, без
перспектив к развитию.
Среди множества прогнозов дальнейшего
экономического развития стран Центральной Азии,
в том числе и Казахстана, прослеживается единая
тенденция, суть которой - в замедлении
экономического спада. Подобные прогнозы исходят
из предположения, что экономическое развитие в
Казахстане будет протекать последовательно и в
дальнейшем удастся избежать сильных внешних
шоков. По-видимому, с учетом благоприятной
внешней обстановки, в Казахстане в будущем
возможно продолжение формирования стадии
индивидуализации (самоидентификации) с
сохранением и даже нарастанием преморбидных
черт.
Этап интеграции, который Казахстану,
возможно, еще предстоит пройти, будет
определяться противоречием между преморбидными
характеристиками и потребностью в экономической
общности. Сегодня сложно определить четкие
границы и характеристики последнего этапа
вхождения в мировое экономическое сообщество.
По-видимому, этап интеграции наступит в
Казахстане, когда появятся возможности
нивелирования преморбидного фона, т.е. с
окончанием ориентации на развитие сырьевого
сектора экономики. Этот процесс будет
происходить долго, критерием его наступления
станет развитие промышленного потенциала
Казахстана.