А. Кулахметова
Казахстан

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

    Центрально-азиатский регион на протяжении многих веков представлял собой геополитическое пространство, где всегда пересекались интересы крупных держав. С распадом Советского Союза в этом регионе появилось несколько молодых государств, таких, как Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, с амбициями на самостоятельность в экономической и политической сферах. Появление этих новых государств в Центральной Азии поставило ряд вопросов, требующих конкретных ответов, способных изменить как геостратегическую, так и политическую и экономическую заинтересованность стран, формирующих политический климат в Центрально-азиатском регионе.
    Среди вопросов, которые ставятся перед политическими лидерами молодых суверенных государств, наиболее актуальными являются следующие:

    Ответы на эти вопросы нужно искать в сегодняшних реалиях, которые, по-видимому, в будущем определят процессы экономического и политического развития этих стран.
    Предметом нашего исследования является анализ экономики Казахстана, одной из стран на постсоветском пространстве, страны с переходной экономикой, развитие которой началось в эпоху глобализации. Процесс вхождения Казахстана в мировое экономическое сообщество в условиях глобализации происходит достаточно сложно, что отражается на снижении материального уровня населения, мощном миграционным потоке, сохранении миграционных настроений. Период перехода из плановой экономики в рыночную, обещанный как щадящий, оказался шоком для основной массы населения, и потребовалось целое десятилетие для осознания того пути, который прошел Казахстан с момента объявления суверенитета - столь долгожданной свободы от политического диктата Центра в лице России, и как результат этой свободы - приобретение экономической независимости.
    Процесс становления экономического развития Казахстана, по-видимому, еще ждет своего глубокого осмысления, и лишь условно сегодня можно говорить о "реальной" экономической независимости. При этом переход от плановой экономики к рыночной оказался для Казахстана процессом достаточно болезненным, а кроме того, в этом процессе можно проследить этапы, которые мы обозначили как адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
    Процесс адаптации нами рассматривается как начальный этап, который представляется наличием одинаковых экономических категорий в определенной группе стран. Наиболее характерными признаками этапа адаптации, по нашему мнению, являются сохранение сырьевой ориентации экономики большинства стран СНГ и Казахстана в том числе, отсутствие единой стратегии и общих экономических интересов в рамках СНГ, потеря регионального лидера (в лице России), рост финансового и экономического влияния западного капитала, стремление к национальному суверенитету как самоцели2 . Т.е. этот этап можно выделить при наличии общих черт экономического состояния, или как "уподобление" состояния экономики другим странам центрально-азиатского региона.
    Отправной точкой адаптационного периода для Казахстана стало 8 декабря 1991 г., когда в результате Беловежских соглашений, был документально зафиксирован конец существования СССР3. Последовавшие события свидетельствовали о царившей растерянности среди руководителей бывших республик Советского Союза, ведь буквально через пять дней - уже 13 декабря 1991 г. лидеры центрально-азиатских республик: Казахстана, Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана - провели встречу с намерением создать в противовес Беловежскому соглашению собственные соглашения и союз. Чуть позже - 21 декабря 1991 г., была подписана Алматинская декларация 11 первыми руководителями бывших союзных республик, объявившая о создании Союза Независимых Государств (СНГ), который с самого начала своего существования носил чисто декларативный характер. Подтверждением этого стало последовательное "выталкивание" Казахстана из единой "рублевой" зоны, хотя были подписаны несколько документов о намерениях создания единой денежной системы и валютного союза в рамках Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдавии, России, Узбекистана, Украины (1992 г.) и в рамках Армении, Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана (1993 г.). К сожалению, добрые намерения остались только намерениями4, что и вынудило правительство Казахстана в короткий срок, в условиях повышенной секретности, в ночь с 11 на 12 ноября 1993 г. ввести национальную валюту. Этот период между 1991 и 1993 гг., которые пережил Казахстан и который представлял собой серию шоков, когда его интересы не учитывались даже в среде "братских" государств, можно обозначить как адаптационный синдром.
   В силу существования новых экономических реалий в виде адаптационного синдрома Казахстан, как впрочем и другие страны СНГ, начал выстраивать впервые собственную систему экономических приоритетов, и его экономическая политика была переориентирована на развитие внешних связей, в основном, с развитыми странами дальнего зарубежья (США, Великобритания, Германия)5, о чем свидетельствует и рост внешнего товарооборота с этой категорией стран, и привлечение в экономику прямых инвестиций. За период с 1993 по 1998 гг. объем ПИИ, вложенных в Казахстан, вырос в 2.5 раза (с 473 до 1200 млн. долларов США), в Азербайджан вырос в 57.9 раз (с 20 до 1155 млн. долларов США), , в Киргизию - в 8.3 раза (с 10 до 83 млн. долларов США - в 1997 г.), в Узбекистан - в 3.4 (с 48 до 167 млн. долларов США - в 1997 г.). При этом наметилась четкая тенденция к сворачиванию экономических связей с республиками бывшего Союза. Политика размежевания привела к тому, что договоренности и соглашения внутри СНГ не выполнялись, несмотря на существование общих экономических, социально-политических и гуманитарных интересов6. Страны-участницы по-разному отнеслись к вопросам интеграции, проведению единой экономической политики, осуществлению коллективной системы безопасности. В результате, при существующих 65 институтах СНГ, направленных на развитие и защиту его интересов, и наличие 887 документов, принятых органами управления СНГ, было подписано только 130, при этом из 108 соглашений, подлежащих введению в национальное законодательство и нормы, было ратифицировано семь7. В сентябре 1999 г., во время встречи глав правительств стран-участниц Таможенного союза, президентом Казахстана Н.Назарбаевым8 было отмечено, что из 3000 принятых в Содружестве документов, выполняется примерно 5-10 процентов, что свидетельствует о наметившихся тенденциях дезинтеграции.
    Казахстан как мог попытался изменить сложившуюся ситуацию, выступая с инициативами по созданию Экономического союза (май 1993 г.), ближайшей задачей которого был Таможенный союз, с полным освобождением от таможенных тарифов и снятием таможенных барьеров. 29 марта 1996 г. в Москве был подписан договор о создании Таможенного союза в рамках СНГ, странами-членами которого стали Белоруссия, Казахстан, Киргизстан и Россия. Этот четырехсторонний договор предусматривал усиление координации экономической и социальной политики стран-членов с тем, чтобы постепенно создать единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, гармонизировать национальные системы социальной защиты, ограничить зависимость национальной экономики от финансовой помощи третьих стран, обеспечить устойчивые темпы экономического развития всех участников союза, обеспечить интеграцию финансовых рынков и в перспективе перейти к единой валюте. Интеграционный комитет Таможенного союза определил 10 условий, которые должны выполняться для того, чтобы ТС был полностью сформирован; этими условиями стали: создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, унификация внешнеэкономического законодательства, установление единого порядка внешнеэкономического регулирования, единого торгового режима с третьими странами и др. В 2000 г. Таможенный союз был преобразован в Евроазиатское экономическое сообщество (ЕвАзЭС), в который входят Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Россия, Таджикистан.
    Кроме того, Казахстан принял участие в новом интеграционном образовании - ЦАС - Центрально-азиатском экономическом сообществе (30 апреля 1994 г.). Вместе с Казахстаном договор о создании ЦАС подписали Киргизстан и Узбекистан. Россия в этом объединении имеет статус наблюдателя9. В статье 1 Договора о создании ЦАС говорится, что единое экономическое пространство в рамках территорий трех республик "создается в целях реализации совместных программ по углублению экономической интеграции между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан на 1996-2000 гг., предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивает согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику".
    Но именно различная инвестиционная, налоговая и таможенная политика стран-членов СНГ, Таможенного союза, ЦАС привела только к свертыванию торгово-экономических связей между странами-участницами.
    Камнем преткновения единого таможенного пространства между странами СНГ стало установление единого таможенного тарифа, ввиду значительных различий в структурах экономик стран-участниц. На начальном этапе создания Таможенного союза национальные тарифные ставки различались весьма заметно (например, в России импортные пошлины на ввоз автомобилей составляли в 1995 г. 70%, а в Казахстане, не имеющем автомобильной промышленности, - 25%). В январе 1996 г. Россия, Белоруссия и Казахстан привели свои импортные пошлины к общему знаменателю - российскому. Но уже через четыре месяца - в апреле 1996 г. Казахстан понизил импортные тарифы на широкий перечень товаров, в частности автомобили и мебель, в нарушение договора, что отрицательно сказалось на российском экспорте. Далее, в 1997 г., Казахстан в одностороннем порядке перешел на новые правила взимания налога на добавленную стоимость с импорта, и увеличил косвенные налоги в среднем в два раза, что повлекло за собой рост цен на российские товары на 13-15%, сделав их неконкурентоспособными на казахстанском рынке. Финансовый кризис августа 1998 г. и падение российского рубля по отношению к доллару привело к тому, что российские товары оказались значительно дешевле своих аналогов в Казахстане. Ответной мерой со стороны Казахстана стало введение ограничений сроком на полгода ввоза основных продовольственных товаров из России с 11 января 1999 г. Аналогичные санкции были введены против Киргизии и Узбекистана10 . И уже с 17 октября 2000 г. Правительство Казахстана учредило защитные пошлины на импортируемую пищевую продукцию сроком еще на шесть месяцев11 , объясняя это защитой отечественного производителя.
    Согласование таможенных пошлин в рамках Таможенного союза началось лишь с 2000 г., по-видимому, в связи с преобразованием Таможенного союза в Евроазиатское экономическое сообщество и, отчасти, с проектом создания зоны свободной торговли в рамках СНГ (15 апреля 1994 г.) с участием Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Белоруссии, Молдовы, Украины, Армении и Киргизстана.
    Т.о., все попытки реализации собственных интересов каждой страны-члена СНГ в рамках СНГ и других интеграционных объединений сделали первые десять лет после распада Советского Союза потерянными годами для интеграции. В период с 1990 по 1998 гг. только доля товарооборота стран ближнего зарубежья со всеми странами содружества сократилась в два раза (с 69% до 32%), экспорт Казахстана в страны СНГ с 1995 по 1998 гг. сократился на 14.8% (с 54.9% до 40.1%), а его импорт - на 22.3% (с 69.7% до 47.4%). При этом парадоксальным стал тот факт, что сокращение товарооборота со странами СНГ происходило в большей степени благодаря Таможенному союзу. Внутри союза, в большей степени, сокращение происходило за счет уменьшения товарооборота Казахстана с Россией (экспорт снизился с 45.1% до 29.8%, импорт - с 49.9% до 39.3%). В целом же сокращение товарооборота Казахстана со странами Таможенного союза в период 1995-1998 гг. составило 22.6%, со странами ближнего зарубежья вне Таможенного союза - 32.8%12 . Такое положение можно было бы обозначить как тенденцию, поскольку внутри всех региональных объединений СНГ объем товарооборота был в 1998 г. гораздо ниже уровня 1990 г., в Таможенном союзе он составил 19.6% от объема 1990 г., в Центрально-азиатском экономическом сообществе - 9.4%, в ГУУАМе (неформальном объединении стран, не признающих влияния России, включающем Грузию, Украину, Узбекистан, Армению, Молдову) - 3.9%, в Союзе Белоруссии и России - 27.3%13 .
    Все это свидетельствовало, что Содружество нежизнеспособно, т.к. и спустя десять лет со дня его образования большинство задач осталось нереализованными. С нашей точки зрения, эти десять лет привели к необратимым изменениям в СНГ, что выразилось проявлением в экономиках новых государств признаков второго этапа - самоидентификации (индивидуализации), с поиском средств и способов обозначения своей яркой индивидуальности и формированием черт так называемого преморбидного фона, или преморбидного характера с постепенным накоплением и заострением этих черт.
    Необходимо подчеркнуть, что имелись предпосылки для проявления черт преморбидного характера, к которым можно отнести неэффективную интеграцию внутри Содружества, что стало причиной переориентации внешних экономических связей Казахстана, и участия в интеграционных группировках вне СНГ, например, в ECO (Economic Cooperation Organization), в которую Казахстан вошел с 1992 г. вместе с Азербайджаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Киргизстаном, Афганистаном, Ираном, Пакистаном и Турцией; и наличие природных ресурсов на территории центрально-азиатских и закавказских государств - каспийская нефть оказалась в зоне национальных приоритетов США. В результате, страны каспийского региона выразили готовность на сотрудничество с Западом не только в области экономики, но и в военно-политических сферах, в рамках НАТО и ООН, и это, несмотря на существование договоров о коллективной безопасности в рамках СНГ (Ташкентский договор 1992 г.). К "большой игре" за установление влияния в центрально-азиатском регионе подключились и соседи - Китай, Иран и Турция.
    К чертам преморбидного характера в Казахстане можно, пожалуй, отнести и его большую, практически незаселенную территорию, с концентрацией населения в южных регионах республики; географическое положением между Россией и Китаем; развивающийся первичный сектор экономики с традиционно слабым сельским хозяйством, ориентацией на добычу и частичную переработку природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа.
    Территория республики фактически равна территории пяти Франций (2724.9 квадратных километров) при плотности населения - не более 5 человек на 1 квадратный километр. Подобная статистика существенно отличает Казахстан от его плотнонаселенных соседей - России, Китая, Узбекистана, Туркменистана и Киргизии, при этом на территории Казахстана в период существования Советского союза сложилась уникальная полиэтническая общность, до 1991 г. здесь проживало около 130 этнических групп, и титульная нация составляла меньшинство14 . С провозглашением независимости Казахстан начал проводить националистическую политику по отношению к славянскому меньшинству, что выразилось ограничением сферы употребления русского языка, вытеснением нетитульных наций из сферы управления и интеллектуального труда. Как результат национальной политики стало принятие закона о языках, за казахским языком был закреплен статус государственного (1997 г.). В стране наметились серьезные миграционные тенденции15 , и население Казахстана за 10 лет (по результатам двух переписей - 1989 и 1999 гг.) уменьшилось на 1.5 миллиона человек (с 16.464 миллионов до 14.9 млн.). Пик миграции пришелся на 1994 г., когда из страны уехало около 480 тысяч человек16 , при этом в Россию уехало 72,4% мигрантов.
    Географически Казахстан расположен между двумя крупными державами - Россией и Китаем. И Россия, и Китай настроены против распространения западного (в первую очередь, американского) влияния в регионе17 .
    Т.е. цель внешней политики Казахстана состоит в балансировании между тремя державами - США, Россией и Китаем, с которыми Казахстан связан своими стратегическими, экономическими и политическими интересами, и приоритеты в реализации интересов в пользу, например, России, вызывает чувство соперничества со стороны Китая и США, тогда как выполнение пожеланий США вызывает чувство глубокого неудовлетворения со стороны России. Т.о., Казахстан остается одной из фигур на евразийской шахматной доске18 , где игроками, переставляющими фигуры, являются США, Россия и Китай.
    Казахстан напрямую зависит от российского газа, через российскую территорию осуществляются поставки казахстанской нефти на внешний рынок. Казахстан может рассчитывать только на российскую поддержку в случае внешней военной агрессии (Договор о коллективной безопасности 1992 г.). Со своей стороны, Россия намерена и в дальнейшем сохранять свое лидерство в центрально-азиатском регионе, и одним из военных приоритетов России является стабильность и безопасность в Казахстане19 .
    Экономика Казахстана сегодня зависит от прямых иностранных инвестиций, и доминирующую роль среди всех стран-реципиентов играют США. Инвестиции США составляли 29,3% в период с 1993 по 1998 гг., их доля возросла до 32,4% в 1998 г., а в первом квартале 1999 г. эта доля составляла 83% всех ПИИ в Казахстане. Кроме того, США позволяют Казахстану реализовать свои политические амбиции через участие в американской региональной программе "Партнерство ради мира" в рамках НАТО, с явным намеком на возможность будущего членства в североатлантическом альянсе20 .
    Китай является крупным соседом, а кроме того, и серьезным экономическим партнером, 52% всего экспорта Казахстана в страны дальнего зарубежья приходится на КНР. В перспективе Китай может стать потребителем казахстанской нефти, для обеспечения своего дальнейшего экономического роста Китай нуждается в относительно недорогом источнике энергии21 .
    Ни Россия, ни Китай, ни США не заинтересованы в распространении влияния стран-соперниц на этот регион, поэтому внешняя политическая доктрина Казахстана заключена в балансировании между этими странами. Подобное балансирование превосходно демонстрирует "трубопроводная" политика Казахстана22 , в которой маршруты диктуются не экономической целесообразностью, но политическим лобби. В будущем принятие экономических решений в Казахстане будет зависеть именно от состояния отношений между США, Китаем и Россией, и, по-видимому, сами экономические решения примут форму следования политическому диктату одной из этих стран.
    Казахстан остается привлекательным для иностранных инвесторов в связи с наличием природных ресурсов. По мнению экспертов, он по разведанным запасам углеводородного сырья входит в первую десятку стран мира, и занимает 26 место по его добыче. Казахстанские запасы нефти оцениваются в 1.4 миллиарда баррелей, газа - 57 трлн. кубических метра, на казахстанский участок каспийского шельфа, по мнению норвежских специалистов, приходится 28.6% всех запасов нефти, залегающих в Каспийском бассейне23 . При этом, экономика Казахстана полностью зависит от вывоза ресурсов, и структура казахстанского экспорта представлена энергетическими продуктами (41%), цветными металлами (20%), черными металлами (16%), и зерном (6%)24 . Развитие цветной металлургии и нефтяной промышленности составляет 80% всего роста промышленного производства и 19% ВВП. На нефть и газ приходится 47,9% всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за период с 1993 по 1998 гг. (82% в первый квартал 1999 г.), доля цветной металлургии примерно составляет 24,3%25 . Иностранный капитал привлечен в 27 крупных проектах, связанных с разработкой месторождений, поисково-разведочными работами, реконструкцией перерабатывающих предприятий, транспортировкой нефти и газа. В период 1993-1998 гг. в Казахстан было вложено 7.854 миллиардов долларов США. При этом основными внешними факторами, которые имеют непосредственное влияние на казахстанскую экономику, являются цены на сырьевые продукты.
    Развитие нефтегазовой отрасли и создание магистральных экспортных трубопроводов стало центральным пунктом программы развития Казахстана "Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев", хотя исходно ориентация на сырьевой сектор предполагает застой экономики, низкий потолок для развития, тесные границы для роста, ведь сырьевой сектор приводит к анклавизации экономики26 . Приверженность этому направлению предполагает появление автономных, самодостаточных сырьевых предприятий, ориентированных исключительно на внешний мир, за пределом которого находится собственно экономика страны с неблагоприятной средой для развития предпринимательства, деградированным сельским хозяйством, потерянными национальными интересами, отсутствующей экономической инициативой, без перспектив к развитию.
    Среди множества прогнозов дальнейшего экономического развития стран Центральной Азии, в том числе и Казахстана, прослеживается единая тенденция, суть которой - в замедлении экономического спада. Подобные прогнозы исходят из предположения, что экономическое развитие в Казахстане будет протекать последовательно и в дальнейшем удастся избежать сильных внешних шоков. По-видимому, с учетом благоприятной внешней обстановки, в Казахстане в будущем возможно продолжение формирования стадии индивидуализации (самоидентификации) с сохранением и даже нарастанием преморбидных черт.
    Этап интеграции, который Казахстану, возможно, еще предстоит пройти, будет определяться противоречием между преморбидными характеристиками и потребностью в экономической общности. Сегодня сложно определить четкие границы и характеристики последнего этапа вхождения в мировое экономическое сообщество. По-видимому, этап интеграции наступит в Казахстане, когда появятся возможности нивелирования преморбидного фона, т.е. с окончанием ориентации на развитие сырьевого сектора экономики. Этот процесс будет происходить долго, критерием его наступления станет развитие промышленного потенциала Казахстана.

1 Buyukakinci E. Patterns of Integration in Central Asia // Perceptions, Mar.-May 2000. Vol.5. P.162;
2 Масанов Н., Чеботарев А. Политические аспекты евразийства // Центральная Азия и Кавказ 2000. N1(7). С.163-167; Усов А. Иллюзии и реальность. О становлении союза Белоруси и России // Свободная мысль. 1998. N4 (1473), С.41.
3 Токаев К. Под стягом независимости. Алматы: Билим, 1997. - 736 с.
4 Назарбаев Н. Евразийский союз: идея, практика, перспективы. 1994-1997. М., 1997, стр.175
5 Буторина О. Интеграция СНГ. Применим ли опыт Европейского Союза? // Свободная мысль. - XXI, 1999. N6 (1484). С.43-54;
6 Арбатов А. Национальная безопасность России в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2000. N10. С.21-28; H.Shirazi. Security Arrangements in Central Asia and the Caucasus // Amu-Darya. Fall 2000. Vol.4. No.6, P.212-220;
7 Усов А. С.41; по данным Шумского Н. (Институциональная система СНГ: направление дальнейшего совершенствования // Мировая экономика и международные отношения. 2000. ?10. С.106-116) за 8 лет существования СНГ из 158 документов, принятых Советом глав государств и Советом глав правительств, предусматривающих ратификацию и выполнение внутригосударственных процедур, только 6 документов вступили в силу для всех государств, подписавших их. При этом Грузия из 112 подписанных документов ратифицировала 5, Туркменистан из 55 - 11, Молдова из 131 - 34, Россия из 146 - 48, Украина из 104 - 47.
8 Post-Soviet CIS falling apart - Kazakhstan leader. Sep 24. 1999. (Reuters).
9 Buyukakinci E. Iden. P.166.
10 Бабак В. Астана в треугольнике Москва-Пекин-Вашингтон // Центральная Азия и Кавказ. N4(5). 1999. С. 143-152.
11 Постановление правительства РК о заключении соглашения между правительством РК и правительством РФ о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле // Внешнеэкономическая деятельность Казахстана. N19-20 (145-146). Октябрь 2000 г. С.2; Постановление правительства РК о введении временных защитных мер при импорте отдельных пищевых товаров // Внешнеэкономическая деятельность Казахстана. N19-20 (145-146). Октябрь 2000 г. С.3.
12 Внешнеэкономическая деятельность Республики Казахстан. Статистический сборник / Под ред. Ж.А.Кулекеева. Алматы. 1999. - 388 с. Статистический ежегодник Казахстана. 1999. Статистический сборник / Под ред. Ж.А.Кулекеева. - Алматы, 1999. - 392 с.
13 Мацнев А. Страны Центральной Азии и Кавказа в СНГ: экономический аспект // Центральная Азия и Кавказ. 2000. N1(7). С.55-68; Лиманский М. СНГ может стать жертвой ВТО // Деловые люди N87. Март 1998. С.64-66. Зуев М. "Сердца четырех" бьются не в такт" // Деловые люди. N96. Декабрь 1998. С.67-70.
14 Масанов Н., Чеботарев А. С.163-167; Чеботарев А. Национальный вопрос в Казахстане // XXI век. 2000. 13 апреля. С. 8.
15 Cornell S. Geopolitics and Strategic Alignments in the Caucasus and Central Asia // Perceptions, June-Aug. 1999. Vol.4. No.2, P.100-104.
16 Курганская В. Казахстан: языковая проблема в контексте межэтнических отношений // Центральная Азия и Кавказ 1999. N5(6). С.19-30; Зайончковская Ж.А. Миграция населения СССР и России в 20 веке: эволюция сквозь катаклизмы // Проблемы прогнозирования. 2000. N4. С.14.
17 Cornell S.Iden. P.100-125.
18 Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Международные отношения, 1999. - 256 с.
19 Staar R.E. Moscow's Plans to resolve Its Power // Orbis. Vol. 40. No.3. Summer 1996. P. 375-389.
20 Brzezinski Zb. A plan for Europe // Foreign Affairs, Jan.-Feb. 1995. Vol. 74. No.1. P.26-42; Gelb L. Quelling the Teacup Wars. The New World's Constant Challenge // Foreign Affairs, Nov.-Dec. 1994. Vol.73. No.6. P.2-16; Глинский-Васильев Д. Политические ограничители расширения НАТО и возможности России // Мировая экономика и международные отношения 2000. ?7. С.15-29).
21 Chang F.K. China's Central Asian Power and Problems // Orbis. Vol.41. No.3. Summer, 1997. P.401-425.
22 Кушкумбаев С. Влияние энергоресурсов на некоторые аспекты внутренней и внешней политики // Центральная Азия и Кавказ. 1998. N1. С.37-47.
23 Лишин Вл. Доберется ли нефть до Джейхана // Нефть России. 2001. N2 (февраль). С. 84-87.
24 The Caspian region. Integration into world economy. Deutsche Bank Research. Special study. April 12. 2000. P.20-27.
25 Marchenko G. Foreign Direct Investment in Kazakhstan: Opportunities and Risks // Kazakhstan Economic Trends, April-June. 1999. P.17-25.
26 Яременко Ю.В. Экономический рост: структурная политика // Проблемы прогнозирования. 2001. N1. С. 11.