Т.Левина
г. Усть-Каменогорск
Вопросы академического и
профессионального признания документов о высшем
образовании уже в течение нескольких десятков
лет находятся в центре внимания множества
организаций. Стремление к интеграции в различных
областях современной жизни стало одной из
наиболее ярких ее тенденций.
Интеграция в образовании во многом
базируется на феномене "академической
мобильности", что заключается в обмене
студентами, аспирантами, магистрантами,
стажерами, преподавателями между
образовательными учреждениями практически во
всех странах мира. Интенсивность студенческих
обменов стремительно растет. Это происходит как
на основании межправительственных соглашений,
так и по линии различных общественных и частных
фондов, иногда просто по личной инициативе
граждан. И хотя получение диплома о высшем
образовании за рубежом на сегодняшний день -
обычное явление, тем не менее существуют
проблемы признания и установления
эквивалентности документов об образовании,
полученных в иностранных учебных заведениях.
В условиях суверенности государств
СНГ "иностранными" становятся и бывшие
республики, и проблема признания дипломов,
например, казахстанских вузов в России сегодня
более актуальна, чем, скажем, признание
казахстанских дипломов в Великобритании или
Германии. С распадом Союза стали разрушаться и
связи внутри научной системы, хотя наука, как
известно, более универсальна, чем все другие
сферы жизни. Сегодня уже ни у кого не вызывает
сомнений разница обучения в средних школах.
Каждая республика СНГ разработала свои
программы и учебники для школьников. Долгое
время процессы реформ образования не слишком
касались вузов, но в последние годы все чаще
возникают такие проблемы, когда наши выпускники
приезжают в Россию с казахстанскими дипломами на
руках (для поступления в аспирантуру или
трудоустройства по специальности), и
оказывается, что нужно подтверждение диплома о
высшем образовании в Министерстве образования
РФ. Для этого выпускнику нужно брать справку о
количестве часов по всем предметам, которые он
изучил в вузе, и эта справка должна быть заверена
в Москве. Процедура более чем утомительная.
Обратный процесс может возникнуть и при
признании документов на соискание степени
кандидата наук. Защищенная в России,
кандидатская (даже и докторская) диссертация
может быть не принята казахстанской ВАК. Видимо,
такие или похожие проблемы возникают и во
взаимодействии документов о высшем образовании
с другими государствами (например, если ученый
имеет звание профессора какого-либо вуза
Америки, то в своем вузе он может работать
обычным преподавателем).
В мировой практике существуют проекты
о признании документов о высшем образовании. Это
принятая в 1997 году Лиссабонская конвенция. Кроме
этого, эту проблему интенсивно решает ЮНЕСКО.
Так, за 10 лет под эгидой ЮНЕСКО было подготовлено
и подписано шесть региональных конвенций о
признании учебных курсов, дипломов о высшем
образовании и ученых степеней. В результате всей
этой работы конвенциями были охвачены регионы
практически всего мира. Разработать же единую
конвенцию не удалось, и ЮНЕСКО были приняты
рекомендации.
Однако в любом случае каждый вуз
стремится самостоятельно решать вопрос об
эквивалентности своих дипломов.
Восточно-Казахстанский Государственный
Университет также нашел свои пути решения данной
проблемы. По инициативе ректора академика
Мамбетказиева Е.А. в 1994 году в ВКГУ был открыт
Высший Казахстанско-Американский колледж
экономики и гуманитарных наук (в настоящее время
преобразован в Казахстанско-Американский
Свободный Университет - КАСУ). Преподавание
ведется казахстанскими и американскими учеными.
Выпускники получают два диплома (казахстанский и
американский). В 1995 году был открыт
Российско-Казахстанский колледж дистанционного
образования (совместно с ТГУ). Именно открытие
филиалов / представительств, объединение вузов в
региональную сеть, проведение совместных
исследований и позволяет решать более
эффективно вопросы о признании и
эквивалентности документов о высшем
образовании. Но самое главное - такой подход
обеспечивает нашим выпускникам
конкурентоспособность на рынке труда.