Т.Левина
г. Усть-Каменогорск

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМА ПРИЗНАНИЯ ДИПЛОМОВ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

    Вопросы академического и профессионального признания документов о высшем образовании уже в течение нескольких десятков лет находятся в центре внимания множества организаций. Стремление к интеграции в различных областях современной жизни стало одной из наиболее ярких ее тенденций.
    Интеграция в образовании во многом базируется на феномене "академической мобильности", что заключается в обмене студентами, аспирантами, магистрантами, стажерами, преподавателями между образовательными учреждениями практически во всех странах мира. Интенсивность студенческих обменов стремительно растет. Это происходит как на основании межправительственных соглашений, так и по линии различных общественных и частных фондов, иногда просто по личной инициативе граждан. И хотя получение диплома о высшем образовании за рубежом на сегодняшний день - обычное явление, тем не менее существуют проблемы признания и установления эквивалентности документов об образовании, полученных в иностранных учебных заведениях.
    В условиях суверенности государств СНГ "иностранными" становятся и бывшие республики, и проблема признания дипломов, например, казахстанских вузов в России сегодня более актуальна, чем, скажем, признание казахстанских дипломов в Великобритании или Германии. С распадом Союза стали разрушаться и связи внутри научной системы, хотя наука, как известно, более универсальна, чем все другие сферы жизни. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений разница обучения в средних школах. Каждая республика СНГ разработала свои программы и учебники для школьников. Долгое время процессы реформ образования не слишком касались вузов, но в последние годы все чаще возникают такие проблемы, когда наши выпускники приезжают в Россию с казахстанскими дипломами на руках (для поступления в аспирантуру или трудоустройства по специальности), и оказывается, что нужно подтверждение диплома о высшем образовании в Министерстве образования РФ. Для этого выпускнику нужно брать справку о количестве часов по всем предметам, которые он изучил в вузе, и эта справка должна быть заверена в Москве. Процедура более чем утомительная. Обратный процесс может возникнуть и при признании документов на соискание степени кандидата наук. Защищенная в России, кандидатская (даже и докторская) диссертация может быть не принята казахстанской ВАК. Видимо, такие или похожие проблемы возникают и во взаимодействии документов о высшем образовании с другими государствами (например, если ученый имеет звание профессора какого-либо вуза Америки, то в своем вузе он может работать обычным преподавателем).
    В мировой практике существуют проекты о признании документов о высшем образовании. Это принятая в 1997 году Лиссабонская конвенция. Кроме этого, эту проблему интенсивно решает ЮНЕСКО. Так, за 10 лет под эгидой ЮНЕСКО было подготовлено и подписано шесть региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней. В результате всей этой работы конвенциями были охвачены регионы практически всего мира. Разработать же единую конвенцию не удалось, и ЮНЕСКО были приняты рекомендации.
    Однако в любом случае каждый вуз стремится самостоятельно решать вопрос об эквивалентности своих дипломов. Восточно-Казахстанский Государственный Университет также нашел свои пути решения данной проблемы. По инициативе ректора академика Мамбетказиева Е.А. в 1994 году в ВКГУ был открыт Высший Казахстанско-Американский колледж экономики и гуманитарных наук (в настоящее время преобразован в Казахстанско-Американский Свободный Университет - КАСУ). Преподавание ведется казахстанскими и американскими учеными. Выпускники получают два диплома (казахстанский и американский). В 1995 году был открыт Российско-Казахстанский колледж дистанционного образования (совместно с ТГУ). Именно открытие филиалов / представительств, объединение вузов в региональную сеть, проведение совместных исследований и позволяет решать более эффективно вопросы о признании и эквивалентности документов о высшем образовании. Но самое главное - такой подход обеспечивает нашим выпускникам конкурентоспособность на рынке труда.