Е. Водичев
г. Новосибирск

ПРОГРАММА ЕС ТАСИС КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В РОССИИ

    В настоящее время в среде научного сообщества доминирует тезис о том, что последнее десятилетие стало периодом, когда наука в стране понесла жестокие и невосполнимые потери. Несомненно, для таких суждений имеется немало оснований, подтверждаемых бесспорными объективными показателями. Вместе с тем, нельзя не замечать и оборотной стороны медали - в науке активно происходит формирование новых структурных элементов, появляются альтернативные источники финансирования, а также раздвигаются границы возможностей в сфере профессиональных коммуникаций и кооперации с мировым научным сообществом.
    В полной мере последнее заключение относится и к гуманитарным, социальным и экономическим наукам. Несмотря на то, что гуманитарное и социально-экономическое знание в России, как и отечественная наука в целом, существенно пострадали в годы реформ, они приобрели и новые возможности. При этом в данных областях знания приобретения во многом даже более очевидны, чем в науке в целом. Главным здесь стал отход от жесткой идеологической заданности и ограниченности методологического арсенала отечественного обществоведения. Прекратил свое существование "феномен идеологизированной науки", и сообщество российских экономистов, обществоведов и гуманитариев получило шанс воссоединиться с мировым научным сообществом.
    Между тем, воспользоваться новыми возможностями оказалось совсем не просто. Это привело к возникновению дополнительных элементов научной инфраструктуры, к которым с полным основанием можно отнести и деятельность различного рода фондов поддержки и программ содействия отечественной науке и образованию. Одной из крупнейших в ряду подобных программ является программа Европейского Союза Тасис и ее специальная подпрограмма, получившая название "Темпус". Анализ опыта реализации программы Тасис на протяжении почти десяти лет ее существования позволяет оценить ее как достаточно эффективный инструмент реструктурирования отечественного обществознания. Вместе с тем, значимость программы в данном аспекте не следует преувеличивать. Во-первых, в силу того, что наука как таковая никогда не была сферой приоритетных интересов программы Тасис, ориентированной прежде всего на поддержку формирующихся рыночных структур в экономике и элементов гражданского общества в странах СНГ. Во-вторых, потому что, несмотря на свой достаточно большой бюджет, программа Тасис является лишь одним из элементов инфраструктурной поддержки и не способна быть ключевым инструментом реформ. Однако полученные в ходе реализации программы результаты весьма интересны и заслуживают тщательного изучения. Это касается как содержательных изменений в программах высшего образования в области социально-экономических и гуманитарных наук, так и поддержки профессионального научного и образовательного сообщества. Детальному анализу таких результатов на материалах Сибири и будет посвящен заявленный доклад.