Е. Водичев
г. Новосибирск
В настоящее время в среде
научного сообщества доминирует тезис о том, что
последнее десятилетие стало периодом, когда
наука в стране понесла жестокие и невосполнимые
потери. Несомненно, для таких суждений имеется
немало оснований, подтверждаемых бесспорными
объективными показателями. Вместе с тем, нельзя
не замечать и оборотной стороны медали - в науке
активно происходит формирование новых
структурных элементов, появляются
альтернативные источники финансирования, а
также раздвигаются границы возможностей в сфере
профессиональных коммуникаций и кооперации с
мировым научным сообществом.
В полной мере последнее заключение
относится и к гуманитарным, социальным и
экономическим наукам. Несмотря на то, что
гуманитарное и социально-экономическое знание в
России, как и отечественная наука в целом,
существенно пострадали в годы реформ, они
приобрели и новые возможности. При этом в данных
областях знания приобретения во многом даже
более очевидны, чем в науке в целом. Главным здесь
стал отход от жесткой идеологической заданности
и ограниченности методологического арсенала
отечественного обществоведения. Прекратил свое
существование "феномен идеологизированной
науки", и сообщество российских экономистов,
обществоведов и гуманитариев получило шанс
воссоединиться с мировым научным сообществом.
Между тем, воспользоваться новыми
возможностями оказалось совсем не просто. Это
привело к возникновению дополнительных
элементов научной инфраструктуры, к которым с
полным основанием можно отнести и деятельность
различного рода фондов поддержки и программ
содействия отечественной науке и образованию.
Одной из крупнейших в ряду подобных программ
является программа Европейского Союза Тасис и ее
специальная подпрограмма, получившая название
"Темпус". Анализ опыта реализации программы
Тасис на протяжении почти десяти лет ее
существования позволяет оценить ее как
достаточно эффективный инструмент
реструктурирования отечественного
обществознания. Вместе с тем, значимость
программы в данном аспекте не следует
преувеличивать. Во-первых, в силу того, что наука
как таковая никогда не была сферой приоритетных
интересов программы Тасис, ориентированной
прежде всего на поддержку формирующихся
рыночных структур в экономике и элементов
гражданского общества в странах СНГ. Во-вторых,
потому что, несмотря на свой достаточно большой
бюджет, программа Тасис является лишь одним из
элементов инфраструктурной поддержки и не
способна быть ключевым инструментом реформ.
Однако полученные в ходе реализации программы
результаты весьма интересны и заслуживают
тщательного изучения. Это касается как
содержательных изменений в программах высшего
образования в области социально-экономических и
гуманитарных наук, так и поддержки
профессионального научного и образовательного
сообщества. Детальному анализу таких
результатов на материалах Сибири и будет
посвящен заявленный доклад.