В. Богомолова
г. Усть-Каменогорск

ВХОЖДЕНИЕ КАЗАХСТАНА В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

        С обретением независимости Республики Казахстан были определены ключевые моменты развития образования - создание и внедрение национальной модели образования.
    Существовавшая модель образования в Казахстане возникла под влиянием ближайшего соседа - России, а последние 70 лет (период социализма) - через традиционную идеологию, утверждающую сущность человека как совокупность всех общественных отношений.
    Сегодня происходит переосмысление пути, поиск новых ориентиров, парадигм, поиск утраченного.
    Главы правительств СНГ 15 мая 1992 г. подписали Соглашение о сотрудничестве в области образования в целях проведения согласованной образовательной политики, разработки путей и механизмов практической реализации совместных многосторонних проектов.
    Заключенный в апреле 1996 г. договор между Республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерации об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях стал важным этапом на пути формирования единого образовательного пространства.
    Соглашение министров образования стран СНГ от 3 октября 1992 г. и создание постоянно действующего консультативного органа - Конференции министров образования государств-участников СНГ, а также законы об образовании стран СНГ (Закон Республики Казахстан от 7 июля 1999 г. N389-I 3 РК "Об образовании"), Указы глав государств СНГ (Указ Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 г. N448 "Государственная программа "Образование") и др. являются исходной нормативно-правовой базой, создают научную и организационную основу для развития интеграционных процессов в образовании.
    Инструментом разработки и системной реализации государственной политики по поддержке интеграционных процессов в области образования является межгосударственная программа формирования единого образовательного пространства стран СНГ, утвержденная уполномоченными органами СНГ, предусматривающая ее правовое, организационное, финансовое, материально-техническое, кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение.
    Основные принципы формирования единого образовательного пространства:

  1. Согласованность государственных общеобязательных стандартов. Разработка и принятие документов: приказ Министерства здравоохранения, образования и спорта от 3 августа 1999 г. N 345 "Об утверждении Государственных общеобязательных стандартов начального и среднего профессионального образования"; постановление Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 1999 г. N1845 "Об утверждении Положения о многоуровневой структуре высшего профессионального образования", приказ министерства образования и науки Республики Казахстан от 1 января 2000 г. N40 "Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных общеобязательных стандартов образования (высшего)".
  2. Открытость информации о состоянии и деятельности образовательных систем СНГ. Проведение международных конференций по различным проблемам образования. Например Центрально-Азиатская научно-теоретическая: "Учитель XXI века: проблемы совершенствования профессиональной подготовки" (Алматы. 2000 г.), Международная научная учебно-методическая "Проблема качества подготовки специалистов" (Усть-Каменогорск. 2001 г.).
  3. Кооперация и сотрудничество в научно-исследовательской, управленческой, учебно-воспитательной деятельности, выполнение совместных образовательных проектов. Так, Восточно-Казахстанский государственный технический университет г. Усть-Каменогорска заключил договор с Центром качества подготовки специалистов Министерства образования Российской федерации по проблемам мониторинга качества подготовки специалистов. Восточный гуманитарный институт г. Усть-Каменогорска явился инициатором создания Консорциума высших учебных заведений, куда вошли (кроме ВГИ) Евразийский государственный университет им. Гумилева, Высшая школа Арнхейма и Неймигена, университет профессионального образования в Неймигене (Нидерланды) и Питер Сабро Семинария г. Арус (Дания). Профессор А.М. Виеринг и мистер Кейс Ван Дам из Высшей школы Арнхейма и Неймигена посетили ВГИ с целью организации совместной деятельности в рамках программы "TEMPUS TASIS", финансируемой Европейским Союзом.
  4. Поддержка инициатив учреждений образования по организации сотрудничества:

    Восточно-Казахстанский государственный технический университет является Региональным центром Министерства образования и науки Республики Казахстан по проблемам мониторинга качества подготовки специалистов.
    Институт непрерывного профессионального образования Восточно-Казахстанского государственного университета является Республиканской экспериментальной площадкой Министерства образования и науки по данной проблеме.
    Создание единого образовательного пространства является одним из аспектов развивающегося общественного организма, стремящегося к целостности и гармоничности всех его элементов.