Г. Татаринова
г. Омск

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПР:
ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    Современный этап развития российского общества характерен закреплением рыночных отношений в экономике, продвижением их в муниципальную сферу, а также в деятельность СМИ. Это означает, что конкуренция как фактор развития будет играть все большую роль, следовательно, и цивилизованные паблик рилейшнз (ПР) неизбежно займут достойное место в бизнесе и других сферах.
    Сегодня, к сожалению, в бытовом сознании россиян ПР ассоциируются в большей степени с негативными явлениями: манипулированием, обманом, неискренностью и т.д. Бытовое сознание отражает реальность. Доминированию цивилизованных ПР в России сегодня мешают следующие факторы: в бизнесе продолжает существовать теневая составляющая (сокрытие налогов и т.д.), в организации и проведении выборных кампаний участвуют малопрофессиональные люди, возросла роль административного ресурса, а в органах исполнительной власти преобладают методы пропаганды. Все это факторы, которые при цивилизованном развития общества должны отойти на второй план. Однако сегодня они создают сложную ситуацию для подготовки специалистов по ПР. Молодые люди сталкиваются в реальности с негативными примерами, дискредитирующими профессию ПР-мэна. Как обеспечить формирование специалиста по ПР, в полной мере владеющего российскими и международными этическими стандартами профессии? Для решения этой задачи полезны международные контакты и опыт США по развитию третьего сектора.
    ПР - это деятельность в сфере ценностей. Это деятельность, сопрягающая интересы субъектов деятельности и общества в целом на основе ценностей. Без понимания данного фундаментального положения не может быть деятельности по ПР.
    В России история ПР началась в 90-е годы XX века. Новая область деятельности столь бурно развивается, что сегодня есть основания говорить о российских ПР, имеющих свою национальную специфику. Наиболее активно формируются российские традиции ПР в политике. Однако законодательная и исполнительная власть, а также бизнес стали уделять все более серьезное внимание созданию системы работы по связям с общественностью.
    Возрастание спроса на услуги ПР делает актуальной задачу повышения уровня и масштабов подготовки соответствующих специалистов.
    Первыми начали обучать новой профессии столичные вузы. Сегодня специальность "связи с общественностью" (так переведено название PUBLIC RELATIONS ) открыта в десятках других вузов страны.
    Омский государственный технический университет (факультет гуманитарного образования) в 1999 г. получил лицензию Министерства общего и профессионального образования РФ N10 на подготовку специалистов по связям с общественностью. Специальность популярна у абитуриентов. При поступлении на нее всегда большой конкурс.
    Руководство гуманитарного факультета ОмГТУ, коллектив преподавателей, работающий с будущими специалистами по ПР, придают большое значение формированию этических профессиональных принципов. Факультет имеет тесные контакты с омскими объединениями практиков в сфере ПР, которые на добровольческих началах работают со студентами. Так, общественное объединение "Просвещение России" взяло шефство над первым набором на специальность: организовало презентацию будущей профессии, в ходе которой студенты получили полезную информацию, литературу, добрые напутствия .
    Учебная программа на первых двух курсах в основном посвящена общеообразовательным дисциплинам. Поэтому возникла необходимость искать внеучебную форму работы по приобщению студентов к основам будущей профессии. Так родилось общественное объединение студентов "ПаРи". Руководство университета выделило помещение для пресс-центра "ПаРи". Студенты своими силами делали ремонт, оборудовали и оформляли помещение (материалы и оборудование выделяла администрация факультета гуманитарного образования). Почти каждую субботу, в свободное от занятий время, будущие ПР-мэны собираются в своем пресс-центре. Здесь проходят традиционные встречи со специалистами, которые делятся впечатлениями об участии в конференциях и семинарах в других городах России, о зарубежных поездках. В "ПаРи" стали традицией "час истины" (когда студенты поднимают и обсуждают вопросы, которые их волнуют сегодня, и они, как правило, связаны с этическими аспектами профессии). Регулярно устраиваются матчи " ПР-бол" - так назвали мы тренинги, в ходе которых команды соревнуются на самое удачное решение какой-либо задачи из области ПР. Партнерами студентов стали члены Омской Ассоциации консультантов по связям с общественностью.
    Наиболее ярким впечатлением 2001 г. в "ПаРи" является встреча с американским специалистом по ПР Лорой Нельсон (она работает ПР-консультантом в крупной экологоческой кампании в Денвере, в России была как доброволец по линии обменов между организациями малого бизнеса по приглашению программы "Морозовский проект"). Характерно то, что в студенческой общественной организации не было необходимости нанимать переводчика: будущие ПР-мэны занимаются изучением английского языка, параллельно получают второе высшее образование, они справились самостоятельно с переводом в ходе общения. Для студентов важно было услышать от практика в сфере ПР из США - какое важное значение придают на родине ПР этическим основам профессии, как продолжается борьба за то, чтобы не допустить попрания общечеловеческих ценностей в ходе развития технического прогресса .
    ПР - это деятельность в сфере ценностей. Это деятельность, сопрягающая интересы субъектов деятельности и общества в целом на основе ценностей. Без понимания данного фундаментального положения не может быть деятельности по ПР. Такое представление мы стремимся заложить будущим специалистам.
    ПР - это..."искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности", - пишет Сэм Блэк в книге "Паблик рилейшнз. Что это такое?" [1. С.17].
    А.Б. Зверинцев в своей книге "Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера РR" называет последнее определение С. Блэка удачным, но излишне идеализированным. Аргументы А.Б. Зверинццева: политическая и финансовая власть не хотят выпускать из своих рук информацию, жесткая конкурентная борьба в практике рыночных отношений малосовместима с "полной и правдивой информацией". И не только у нас в России. Несмотря на престижность, востребованность, профессия ПР-мена на Западе окружена определенным скепсисом. "Манипуляция", "обман" - эти понятия постоянно присутствуют рядом, бросая тень на профессию и ее представителей.
    Однако нельзя отождествлять практику теневого бизнеса, теневой политики с сущностью ПР. Можно привести аналогию с чистотой русского языка. Сегодня в речи россиян все больше встречается вульгаризмов, сквернословия. Означает ли это, что русский язык примет их как норму? Конечно, нет. Вульгаризм, жаргон останутся в своей "строке". Хотя определенные изменения языковые нормы претерпевают. Примерно та же ситуация с практическими ПР. Можно также вспомнить отношение к понятию "бизнес" в нашей стране двадцать лет назад. На первом плане были исключительно негативные ассоциации. Изменились социально-экономические условия - изменилось отношение к понятию.
    Базовые принципы, базовые ценности ПР будут всегда в центре драматического противостояния света и тени, добра и зла в жизни общества. Выбирая данную профессию, каждый специалист оказывается в центре этого противостояния. Мы не разделяем точек зрения отдельных российских коллег, которые трактуют ПР сугубо прагматически. Например, определение А.Б.Зверинцева: "рационально структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности организации" - вызывает определенные вопросы.. Классики ПР придают большое значение тому, какая это организация, а также - тому, каков характер коммуникаций и каковы их последствия. Ведь любые манипуляции являются "рационально структурированной системой". Но в нашем понимании это еще не ПР.
    Действительность всегда сложнее теории. Нельзя идеализировать реальные обстоятельства. Учитывая это, мы считаем, что специалист по ПР часто оказывается перед выбором: или принимать навязываемые заказчиком нормы, или попытаться убедить его в цивилизованном варианте работы. Играть по правилам, которые диктуют обстоятельства, всегда легче, чем пытаться повлиять на "черные" обстоятельства. Это вопрос ответственности и вопрос ценностей, которых мы придерживаемся.
    Что же мы предлагаем? "Донкихотство"? Идти с романтическим пониманием ПР в жестокую действительность? Нет. Есть вполне нормальный путь: ищите единомышленников, которые хотят нести цивилизацию, здоровые начала в бизнес и политику! "Делайте ПР" достойным политикам и полезным обществу, организациям. Может быть, их меньше, наверняка их гонорары будут скромнее, но ... ничем не измерить радость и удовлетворение от работы, которая принесла пользу и умножила успех хорошего дела. В то же время нет ничего разрушительнее для личности, чем идти на сговор с собственным нравственным началом и всего лишь ради денег служить организации или лидеру, в которых не веришь. Подобное насилие над собой лишает человека ощущения самоуважения, ведет к депрессии.
    "ПР обладает инструментарием, который может быть использован как во благо, так и нет, поэтому очень важны определенные этические параметры, которых необходимо придерживаются профессионалы.
    ПР сегодня в сильной степени наука будущего, поскольку она призвана заменить многие науки идеологического профиля, бытовавшие в нашей части мира. Но неизбежность ее будущего успеха очевидна, ибо большие массы людей принципиально не могут существовать вне реализации определенных стабилизирующих тенденций"... [2, С. 37].
    Нам особенно важно в данной цитате то, что автор подчеркивает стабилизирующее значение ПР. Следовательно, то, что деструктивно, разрушительно - уже не ПР.
    Однако этические нормы становятся нормами профессионального поведения на практике. Поэтому важно дать возможность студентам самим ощутить ответственность за принимаемые решения. Члены студенческой организации "ПаРи" участвуют в опросах, организуемых Омской Ассоциацией консультантов по связям с общественностью, осуществляют информационную поддержку студенческой благотворительной организации будущих медиков "ЭММА", сами организуют и проводят пресс-конференции, выставки, презентации. Выпускается стенная газета "ПаРилка".
    Большой интерес вызывает у омских студентов деятельность Ротари-клубов. С одним из омских Ротари-клубов у "ПаРи" установились партнерские отношения, студенты встречаются с зарубежными гостями-ротарианцами, намечается создание в Омске молодежного движения Ротари-акт.
    Формирование гражданского общества в России невозможно без вовлечения молодежи в общемировую практику как в профессиональной, так и в иных сферах.
    Перспективы внеучебной работы с будущими ПР-менами в Омском государственном техническом университете: участие в конкурсах грантов, в программах международного обмена, добровольческих акциях и т.д.

Библиографический список

  1. 1. С.Блэк "Паблик рилейшнз. Что это такое?". М. 1990.
  2. 2. Татаринова Г.Н. Введение в специальность "Связи с общественностью". Учебно-методическое пособие. Омск. 2000.