Любовь Мосеева-Элье
г. Калуга-Воротынск
Начало людских миграций
следует искать в глубокой древности. Далеко не
первым в этом деле был библейский Моисей,
водивший в XIII веке до нашей эры свой народ в
поисках лучшей доли, пристанища. Однако первое из
текстовых упоминаний стоит того, чтобы о нем
кратко сказать в свете развития общественных
отношений. В работе "Рынок совести"
обнинского ученого Н.Горбушина написано, что
"Происхождение и формирование социальных,
общественных отношений в области миграции (так
называемая "авраамовская триада:
власть-собственность-деньги") хорошо изложено
в Торе (книга Брейшит, главы Лех Леха и Ваехи. Изд.
Шамир, Иерусалим, 5753 - 1993, Москва), а в Библии она
размыта, скрыта в описании частных событий
благозвучными словами. Моисей понял ущербность
авраамовской триады и сделал попытку
облагородить её путем морального
усовершенствования личности. Однако его
предложения не смогли подняться до уровня
социальной справедливости, хотя и присутствуют в
них хорошие слова: "не укради, не
прелюбодействуй" и т.п. Очевидно, это всего
лишь его слова покаяния, поскольку перед исходом
из Египта он воспринял завет: когда пойдете, не
уходите с пустыми руками. Но попросит женщина у
соседки своей и у живущей в доме ее вещей
серебряных, и вещей золотых, и одежд, и возложите
их на сыновей ваших и на дочерей ваших - и
опустошите Египет (Тора, кн., Шмот, гл. 3-4 Шмот)".
Это один из древнейших социальных, общественных
следов истоков миграции.
Такие следы можно отыскать в работах
Л.Гумилева, А.Чижевского, современных авторов. В
монографии П.Поляна "Не по своей воле: история
и география недобровольных миграций"
говорится, что истоки миграций глобальны,
спонтанны и неоднозначны. Ученые Совета по
миграции РАН (Ж.Зайончковская), в Центра Карнеги
(Г.Витковская) говорят о миграции как о
социальном феномене, четко обозначая рубежность
90-х годов XX века, в связи с дезинтеграцией СССР,
оставившей за пределами исторической родины
более 25 миллионов соотечественников.
Практическим примером современных
миграционных процессов, подтверждающим выводы
ученых, является самое большое компактное
поселение беженцев и вынужденных переселенцев в
Калужской области - Воротынск, куда в 1989-90 годах
из зоны Карабахского конфликта, а затем, после
резни в Баку и Сумгаите, самолетами МЧС были
доставлены первые тысячи мигрантов. За 10 лет
миграции население компактного поселения
выросло с 2 до 14 тысяч человек, являя собой
уникальный социум и общественный феномен,
который еще предстоит изучать. Всего же за
последнее десятилетие в Россию иммигрировало
только из стран так называемого ближнего
зарубежья от 8 до 12 млн.чел. (данные ФМС -
Федеральной миграционной службы; журнал
"Миграция в России". NN 5-6, с. 48).
Наряду с вынужденными мигрантами
существуют сегодня в России и другие категории:
1) политические (ищущих политического
убежища);
2) беженцы (не граждане России);
3) временно перемещенные лица (из районов военных
действий на Кавказе);
4) внутренние мигранты:
Официальная терминология РФ не совпадает с зарубежной, с международными правовыми документами. Это затрудняет межгосударственное общение. Более того, для обозначения людей из зон военных конфликтов ("горячих точек") государство применяет такое многообразие терминов, что в них легко запутаться. Министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики А.Блохин высказал беспокойство по этому поводу на недавнем в IY съезде мигрантских лидеров в Москве.
В России миграционная
ситуация, её социально-общественная
составляющая стала за последние 10 лет хронически
чрезвычайной. Массовый приток переселенцев
неизбежно ухудшает общественные,
социально-экономические условия коренного
населения, вызывает конфликты. Как "сложное
хитросплетение, рубить которое с плеча - себе
дороже" расценивают феномен миграции
депутаты; а применительно к условиям переходной
российской экономики рассматривают меры
миграционной политики, направленные на решение
проблем, связанных с массовым неконтролируемым
притоком в страну мигрантов. Указанные проблемы
выдвигаются на первый план и будут
основополагающими еще долгое время.
Содействие в возвращении мигрантов на
историческую родину - важный элемент
государственной политики. В Россию их ежегодно
приезжает больше, чем государство может принять.
Особенной также стала проблема с
"нелегалами", которых на территории России
от 700 до 1500 тыс. человек, так как эти люди
занимаются нелегальным бизнесом, вокруг них
создаются нелегальные общественные отношения.
Существуют проблемы приграничных территорий,
где мигрантов больше, чем местного населения, и
возникает угроза безопасности государства,
жестко связанного национальными границами. Все
это диктует необходимость скорейшего принятия
государственной миграционной политики РФ и
разработку системы мер по натурализации и
адаптации мигрантов.
Сегодня потоки мигрантов направляются
административно в регионы с дефицитом
рождаемости и трудовых ресурсов. Сами мигранты
понимают под регулируемой миграцией создание
минимальных комфортных
общественно-экономических условий для своей
адаптации и интеграции в российское сообщество.
Это "разновидение" миграционных процессов
породило новый общественный конфликт, которого
на самом деле нет, "если понимать
государственные интересы как соблюдение и
защиту прав граждан" (Г.Рафаилов. Ассоциация
беженцев. СПб). Мигранты, их организации и
государственные структуры должны быть
эффективной взаимодополняющей формой
взаимодействия - социальным партнерством, где
наиболее важным вопросом, с точки зрения
процесса развития человеческого потенциала и
создания условий для достойного существования
человека, является соблюдение его экономических
и культурно-социальных прав.
Ученые видят в современных
миграционных процессах уникальный и интересный
феномен, вызванный фундаментальными парадигмами
общественного развития; результат нарастания
противоречий в сфере международных отношений,
порожденный таким явлением, как глобализация,
имеющим в своей основе экономическое развитие и
интеграцию, существенно сдерживаемые
традиционными рамками-границами государств;
проблему, порождаемую и усугубляемую
столкновением национальных позиций и неверных
политических решений отдельных стран.
На границе веков рождена
идея межсекторного партнерства (МСП; В.Якимец;
ИСА РАН). Она обрела в России и в странах СНГ
достаточно четкие контуры, наметились её
направления развития, появились механизмы
межсекторного взаимодействия. Произошло это
благодаря деятельности НКО-сообщества, куда
равноправно входят более 300 мигрантских НКО из 53
регионов России, объединенных в Форумскую и
Мемориальскую Сети, в Сеть
"Соотечественники", сотрудничающих с УВКБ
ООН. Власть перешла к выстраиванию новой линии
поведения с третьим сектором, характеризующейся
усилением воздействия на его деятельность, в том
числе попытками использовать ресурсы НКО для
решения задач, традиционных для госсектора. В
целом, существуют позитивные тенденции в
развитии общественного сектора экономики на
фоне ряда негативных моментов, которыми задаются
внешние и внутренние ограничения на
цивилизованное межсекторное общественное
взаимодействие, что может привести при
неадекватном реагировании к отказу от
партнерства или резкому сужению сферы
деятельности НКО, в том числе в области миграции.
Но особенность мигрантских НКО в том, что они,
созданные самими мигрантами, представляют собой
одну из наиболее активных самоорганизующихся
систем, а поставленные на грань выживания своим
социальным статусом (ставшие одномоментно
общественными аутсайдерами и маргиналами в
новой чужой стране), русские, но с отличным от
российского менталитетом, имеющие специфичные
общественные отношения: повышенную
толерантность и пассионарность (особенно в
местах компактного проживания), способны не
только противостоять "ползучему наращиванию
контролирующего аппарата исполнительной
власти" (В.Якимец. ИСА РАН), но и стать
объединительным ядром для местных и
региональных российских НКО.
Глобальная реструктуризация мировой
экономики, интенсификация международной
торговли и других трансакций, породили на
границе тысячелетий развитие новых процессов
социальной коммуникации и трансфертных
технологий в виде различного рода миграций. Эта
тенденция в дальнейшем будет усиливаться. Будут
формироваться новые модели пространственной
мобильности, которые внесут существенные
изменения в понимание самого феномена миграции.