Д. Михайлюков
г. Тула

ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ РОССИИ
КАК ФАКТОР РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГРАЖДАН ПРИ ЗАЩИТЕ СВОИХ ПРАВ

    Конституция Российской Федерации, являясь Основным Законом страны, имея высшую юридическую силу и прямое действие, в статье 45 закрепляет положение о том, что государственная защита прав и свобод человека не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Такой подход расширяет возможности граждан и юридических лиц в проявлении инициативы, способах отстаивания нарушенных прав.
    Особое значение для граждан-предпринимателей и юридических лиц приобретает третейское разбирательство, в процессе которого учитывается специфика предпринимательских отношений (обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, разбирательство носит закрытый характер, решения такого суда, как правило, не публикуются), активнее используется принцип состязательности сторон, а не только поиск формально провозглашаемой "объективной" истины с целью преимущественной защиты "общегосударственных" или иных публичных интересов (а не интересов участников), шире возможности достижения различных форм компромиссов и т. д.
    Другими важнейшими преимуществами третейского суда являются: сокращенные сроки рассмотрения спора, а третейский сбор в несколько раз ниже, чем сборы и пошлины для обращения в другие судебные арбитражные органы. И самое главное - исполнение решения третейского суда гарантируется законом.
    Наиболее древняя форма международной юрисдикции - третейские суды, практика применения которых была известна уже народам древнего Востока. В примитивном виде эта форма разрешения споров встречалась довольно часто в средние века.
    В России третейские суды известны уже с ХII века. Именно в это время появляются выборные торговые третейские суды ивановского купечества, позднее - смешанные третейские суды для рассмотрения споров между новгородскими и немецкими купцами.
    Древнейшим и наиболее известным нормативным актом о третейском разбирательстве считается Договорная грамота великого князя Дмитрия Донского с князем Серпуховским Владимиром Храбрым от 1362 года.
    Первый кодифицированный законодательный акт о третейском суде был утвержден 15 апреля 1831 года (включался в Свод законов Российской империи 1833, 1842 и 1857 годов) и предусматривал добровольный третейский суд, основанный на соглашении сторон, и "узаконенный" третейский суд, обязательный в силу закона для рассмотрения споров между акционерами, акционерами и посторонними лицами. Однако данные третейские суды дальнейшего распространения не получили, а проведенная в 1864 году судебная реформа отменила узаконенные, но оставила добровольные третейские суды, которые также должного признания не получили.
    Советская власть сохранила дореволюционное третейское судопроизводство, а деятельность судов регламентировалась Декретом о третейских судах 1918 года, который предусматривал возможность обращения к третейскому суду "по всем спорным гражданским, а также частноуголовным делам". В дальнейшем были приняты Положение о третейском суде РСФСР 1924 года и ГПК РСФСР 1924 года, которые внесли существенные изменения в деятельность третейских судов. Однако третейские суды, созданные в период НЭПа на многих отечественных товарных и фондовых биржах, прекратили свое существование одновременно с самими биржами. После этого в стране постоянно действовали лишь два третейских суда для разрешения споров из внешнеэкономического оборота - внешнеторговая арбитражная комиссия (с 1993 года - Международный коммерческий арбитражный суд) и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате СССР (сейчас - ТПП Российской Федерации).
    В начале 90-х гг. с развитием в России рыночных отношений наблюдается возрождение третейской формы разбирательства как ответ на "социальный заказ" участников формируемых свободных гражданского и торгового оборотов. Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров от 24 июня 1992 года в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 года является на сегодняшний день основным нормативно-правовым актом РФ по данному вопросу. Закон "Об арбитражных судах в РФ" включил в себя специальную статью "Право на обращение в третейский суд и к посреднику", которое получило дальнейшее развитие в Арбитражном процессуальном кодексе РФ и в Законе "О международном коммерческом арбитраже", а также в Гражданском кодексе РФ.
    Следующим шагом в этом направлении призвано стать принятие нового закона Российской Федерации о третейских судах, проект этого закона уже принят Государственной Думой в первом чтении. Закон призван упорядочить систему нормативных актов о третейском суде, а также восполнить пробелы правового регулирования деятельности третейских судов по спорам между организациями и гражданами, сблизить законодательную регламентацию процедуры третейского разбирательства внутригосударственных споров в соответствии с мировыми стандартами.
    Третейские суды в судебную систему государства не включаются. Они являются альтернативной по отношению к государственной юстиции формой рассмотрения и разрешения правовых споров: "суд третьего лица, суд посредника или посредников" (в противоположность самосуду сторон). В Конституции РФ прямо сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только государственными судами судебной системы государства, установленной Конституцией страны. В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Действующее законодательство более подробно говорит о защите гражданских прав. В частности, это, прежде всего, статья 11 Гражданского кодекса РФ, которая говорит о том, что "защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд", а также статья 27 Гражданского процессуального кодекса РСФСР и статья 23 Арбитражного процессуального кодекса, также закрепившие существование в России третейских судов как альтернативы государственным.
    Под третейским разбирательством понимается мирная форма урегулирования конфликта путем переговоров между сторонами.
    После возникновения конфликтной ситуации у стороны, чьи права оказались нарушенными, появляется возможность обращения в третейский суд с исковым заявлением для возбуждения дела. От самого заинтересованного лица зависит - обратиться в суд за защитой либо молча терпеть это правонарушение.
    К подведомственности третейского суда отнесены экономические споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
    Деятельность третейских судов регулируется нормативными актами, издаваемыми государством, но соответствующие нормы диспозитивны, менее императивны, чем регулирующие деятельность государственных юрисдикционных органов. Многие процессуальные вопросы могут регулироваться непосредственно сторонами, что исключено при рассмотрении дел в государственном суде.
    Только по обоюдному согласию сторон, заключенному в письменном виде (так называемая третейская оговорка), дело можно передать в третейский суд, что не характерно для государственных судов, где для рассмотрения дела достаточно согласия одной из сторон.
    Несомненным преимуществом является возможность каждой стороны самостоятельно выбирать судей, рассматриваемых конкретное дело. Кроме того, судьями могут быть не только юристы. Стороны могут выбрать для рассмотрения дела лиц, которым они доверяют и в чьей профессиональной пригодности не сомневаются, то есть в отличие от государственного суда арбитры не назначаются, а избираются из числа специалистов, способных самостоятельно оценить фактические обстоятельства дела без привлечения дорогостоящих экспертов.
    Реализуя свои права на судебную защиту, гарантированную статьей 46 Конституции РФ, граждане и юридические лица при обращении в третейские органы, должны помнить о следующих существующих ограничениях. Так, например, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью и юридические лица любых организационно-правовых форм могут рассматривать свои споры в третейских судах, созданных для конкретного дела, и постоянно действующих третейских судах. Однако граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут рассматривать свои споры только в третейских судах, создаваемых для конкретного дела. Осуществить свое право на защиту в суде граждане могут как самостоятельно, так и через своего представителя.
    В последнее время роль третейских судов все больше возрастает. Это объясняется возрастающей популярностью третейского судопроизводства среди российских предпринимателей и граждан, так как оно обладает целым рядом преимуществ перед государственной судебной системой. Самые главные из них - это быстрота разрешения конкретного спора, его дешевизна (третейский сбор в несколько раз ниже, чем государственные сборы и пошлины), выборность и независимость третейских судей, и, наконец, решение третейского суда является окончательным и подлежит немедленному исполнению (если в решении не указан конкретный срок); пересмотреть вынесенное решение невозможно.
    В случае неисполнения ответчиком решения третейского суда, включается государственный механизм исполнения решений судов в принудительном порядке, что влечет за собой выдачу государственным арбитражным судом исполнительного листа, на основании которого судебным приставом возбуждается исполнительное производство со всеми вытекающими из этого неблагоприятными последствиями для должника.
    Таким образом, в свете внесенного в Думу пакета "президентских" законов, касающихся проведения судебной реформы в России, развитие третейского суда как формы разрешения споров не только необходимо для спорящих сторон, но и призвано "разгрузить" арбитражные и суды общей юрисдикции, решить спорные вопросы судебной практики, развить не только функции контроля, но и функции содействия государственных судов в отношении третейских судов.