В.В. Ильин
г. Красноярск
Становление правового
государства и ход демократических реформ в любой
стране зависят от уровня сформированности
правовой культуры ее граждан. Задача
формирования правовой культуры подрастающего
поколения россиян возложена на
гражданско-правовое образование. Даже
поверхностный взгляд на реализуемые в
российской школе гражданско-правовые курсы
позволяет заметить принципиальное отличие
некоторых из них. Если одни курсы ставят задачу
освещения прав и обязанностей будущего
гражданина ("Азбука гражданина", "Ты и
твои обязанности" и т.д.), то другие посвящены
исключительно его правам ("Права человека",
"Право на жизнь", и т.д.). Не обсуждая, какой из
подходов наиболее применим в российской школе,
сегодня рассмотрим природу возникновения этих
подходов.
В советской школе отсутствовал опыт
трансляции демократических институтов и
ценностей, и, как следствие, современная
российская школа столкнулась с проблемой
разработки специальных граждановедческих
курсов, способных решить данную проблему.
Отметим, что многие ныне существующие российские
школьные гражданско-правовые курсы находятся
под сильным влиянием западной (а точнее,
американской) образовательной традиции.
Оправданная попытка использовать опыт
демократических стран в гражданском образовании
совпала с тем фактом, что в большинстве случаев
разработка граждановедческих курсов происходит
при поддержке западных фондов. Очень часто наши
педагоги, заимствуя методы преподавания и логику
изложения материала, сами того не подозревая,
объединяют различные (часто противоречащие друг
другу) подходы к пониманию правового
образования. Мы считаем, что при использовании
методик гражданско-правового образования
необходимо учитывать концептуальные различия
взглядов на право и права человека в Российской и
западной ментальности.
Как мы уже сказали, наиболее
существенное отличие подходов к правовому
образованию наблюдается во взгляде на
соотношение прав и обязанностей личности.
Традиционно в России в преподавании
права исходят из приоритета рассмотрения
обязанностей гражданина своей страны (концепция
позитивного права), в то время как на западе
наибольшее внимание уделяют вопросам прав
человека с морально-этической точки зрения
(концепция естественного права). Каждый
концептуальный подход определяет свою логику
построения курса и требует использования
специальных методических приемов. Попытка
перенесения элементов какого-либо курса
(структуры, отдельных тем и разработок уроков)
без учета тех базовых оснований, которыми
руководствовались его авторы, вряд ли позволить
повысить эффективность гражданско-правового
образования в России.