А.Азаров
г. Москва

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА:
ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ И ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ

    "Бывший узник ГУЛАГа из Саратова ищет правды в Европейском Суде", - радостно сообщает газета "Московский комсомолец". П.Мещерина еще мальчишкой посадили за то, что он не доложил в органы на отца, взявшего зерно с тока. Иск в 100 миллионов рублей отклонили российские суды. Он обратился в Европейский Суд по правам человека, получил оттуда текст Европейской Конвенции о защите прав человека и пояснительную записку для жалобщиков. "Теперь он намерен изложить иск в соответствии с требованиями и отправить в Страсбург", - вдохновляет своих читателей "МК" ("МК" 03.03.2000).
    Ну что взять с хронически болеющего желтухой "МК", где не знают, что нормы Европейской Конвенции применимы для России только к событиям, имевшим место с 5 мая 1998 года, а не к достославному 37-му?
    Зато правительственная "Российская газета" знает, с чем для нас связано 5 мая 1998 года. 1-го сентября 2000 года (обратим внимание на дату!) в ней публикуется статья с восторженным заголовком: "Европейский суд: дорога открыта". То, что слово "суд" везде в статье пишется со строчной буквы, - это мелочи, хотя ведь есть и официальное наименование этого органа, которому надобно бы и следовать в официальной же газете, т.е. писать "Суд" с заглавной буквы. Гораздо интересней (и прискорбней!) то, что автор половину статьи посвятил описанию деятельности Европейской Комиссии по правам человека и порядку подачи жалоб в нее. Все бы хорошо, да вот только Комиссия к этому времени была уже фактом истории, поскольку "умерла" как два года назад (два года!!!) в связи с вступлением в силу 1 ноября 1998 года Протокола N11.
    И эти примеры не единичны. В последнее время в нашей стране все чаще на страницах газет, журналов и в эфире допускаются фактические ошибки и необъективная информация правового характера, предоставляется неквалифицированная юридическая помощь гражданам. В некоторых случаях можно констатировать отсутствие у авторов, редакторов данных материалов ответственности за то, что они пишут и передают в эфир. Это свидетельствует и о правовом инфантилизме и, более того, о правовом нигилизме.
    В свою очередь, распространение некачественных, юридически непроверенных материалов отнюдь не способствует повышению правовой культуры населения. Есть, правда, и другие "средства" снижения правовой культуры. По данным Генеральной прокуратуры и Минюста России, 30% (по другим оценкам две трети) законов и других нормативных актов, принимаемых субъектами Российской Федерации, противоречат Конституции России и Федеральному законодательству. Так 3 мая 2001 г. Верховный суд Якутии удовлетворил заявление прокурора республики, который требовал признать противоречащими федеральной Конституции почти половину статей основного закона Якутии. Местечковая нормотворческая самодеятельность - прямой путь к нарушениям прав и свобод человека, к консервации правового нигилизма, неуважения к праву, к закону, в конечном итоге, к торможению всех реформ.
    Государство, между тем, наряду с правозащитными организациями, СМИ, политическими партиями, депутатами охотно сокрушается, что в стране царит правовой беспредел. "Мы практически стоим у опасного рубежа, когда судья или иной правоприменитель может по своему собственному усмотрению выбирать норму, которая кажется ему наиболее приемлемой. Как результат - наряду с "теневой экономикой" у нас уже формируется и своего рода "теневая юстиция". И как показывает практика, граждане, потерявшие надежду добиться справедливости в суде, ищут другие, далеко не правовые "ходы" и "выходы". И подчас убеждаются, что незаконным путем имеют шанс добиться, по сути, часто справедливого решения. Это подрывает доверие к государству" - из Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию 3 апреля 2001 года.


    Нет никакого сомнения в том, что права и свободы человека являются основополагающим элементом открытого демократического общества, а их признание и обеспечение - признаком правового государства. Права человека как универсальная ценность имеют всеобщее значение. Все государства мира признают, что права человека и основные свободы, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимы для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между всеми государствами и народами. Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод является одним из принципов международного права.
    Среди всех прав человека есть и такое право как право знать свои права. Во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод это право выражено не в прямой форме. Эти документы постулируют, что каждый человек имеет право искать, получать и распространять информацию и идеи, что, несомненно, включает в себя и информацию (знания) о правах и свободах человека.
    Специально право на образование в области прав человека было подтверждено в нескольких международных и региональных документах о правах человека. Так в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) государства-участники, декларируя принципы взаимных отношений, особо отметили, что "Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними". Впоследствии это право не раз подтверждалось в рамках Хельсинкского процесса: на Мадридской встрече 1980 года, на Венской встрече 1989 года, на Копенгагенском Совещании-Конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1990 году, в Парижской Хартии для новой Европы в 1990 году. На Московском совещании-Конференции по человеческому измерению СБСЕ, состоявшемуся осенью 1991 г., тридцать восемь государств-участников пришли к выводу, что образование в области прав человека имеет основополагающее значение. В этой связи крайне важно, чтобы их граждан просвещали относительно прав человека и основных свобод, а также обязательств, предусматривающих уважение прав и свобод, закрепленных в национальном законодательстве и международных документах. Они признали, что эффективное образование в области прав человека способствует борьбе с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками и ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом. Обратим внимание: основополагающее значение имеет не образование в сфере экологии, не образование в области информатики, что крайне актуально для современного мира, а именно в области прав человека!
    Со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека ООН, ЮНЕСКО постоянно обращается к правительствам с призывами информировать общественность о правах человека, распространять тексты международных документов в школах и учебных заведениях. С 1988 г. ООН проводит Всемирную кампанию по информированию общественности о правах человека. В 1994 году 49-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла "План действий на Десятилетие образования в области прав человека ООН. 1995-2004 годы".
    Региональные международные организации и договоры также обязывают государства предпринимать меры в области обучения правам человека.
    Так, вступление России в Совет Европы влечет для нее не только мораторий и отмену смертной казни. Членство России в Совете Европы означает, что государство должно дать выпускнику школы, студенту, взрослому населению знания о Европейской конвенции, о защите прав человека и основных свобод и механизмах защиты посредством Европейского Суда по правам человека. Известно, что ценность Европейской Конвенции и Протоколов к ней заключается в действенном и самом эффективном, - по сравнению с универсальными или другими региональными системами, - механизме защиты прав человека - Европейском Суде по правам человека. Необходимо вводить в общеобразовательный минимум также другие общеевропейские нормы по правам человека: Европейскую социальную хартию, Европейскую Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и др. Вообще за свою историю Совет Европы разработал более 150 конвенций и соглашений, касающихся прав человека.
    Членство России в Совете Европы также предполагает, что она будет следовать рекомендациям Совета Европы по обучению правам человека. Совет Европы несколько раз обращался к этой проблеме и принял ряд рекомендаций. В последний раз Комитет Министров Совета Европы принял в 1999 году "Декларацию и Программу воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей". В том же году Совет Европы учредил новый институт - должность Комиссара по правам человека. Он призван, в первую очередь, содействовать осуществлению информационно-просветительской деятельности в области прав человека.
    Важно иметь в виду, что образование в области прав человека, это вовсе не юридическое образование и правовое просвещение. Права и свободы человека - это не только сумма национальных и международных юридических установлений, а, прежде всего, система морально-этических принципов и норм, система гуманистических ценностей, система философских, мировоззренческих категорий.
    Так, "План действий на Десятилетие образования в области прав человека ООН. 1995-2004 годы" устанавливает, что ":образование в области прав человека определяется как усилия по обучению, распространению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем привития знаний и навыков и формирования позиций и которые направлены на:

  1. укрепление уважения к правам человека и основным свободам:
  2. всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
  3. содействие взаимопониманию, терпимости, равенству полов и дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами:
  4. обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
  5. содействие мероприятиям Организации Объединенных Наций, направленным на поддержание мира.

    Итак, с одной стороны, государства обязаны проводить обучение, распространять информацию, всемерно способствовать развитию знаний о правах и свободах человека. С другой стороны, любой человек имеет право знать свои права. Как же складывается ситуация с этими правами лиц знать свои права и обязанностями государства вести обучение правам человека в Российской Федерации?
    Что касается знания нашими согражданами своих прав, закрепленных в Конституции и международных договорах, поскольку они являются составной частью российской правовой системы, то пара примеров о качестве "знаний" была приведена выше.
    А что касается нашего государства, то единственно, что оно делает, так это пока не запрещает и не препятствует обучению, распространению знаний по данной проблематике, но отнюдь не содействует, не способствует, не обязывает. Исключением был 1998 год - Год 50-летия Всеобщей декларации прав человека, но кампания прошла: И если даже внутренние потребности, задачи не вынуждают власть проявлять необходимую активность, то международные обязательства тем более не стимулируют. Нужно честно признать, что Россия как член универсальных и региональных международных организаций как участница международных договоров является недобросовестным партнером, государством с двумя лицами. Российская Федерация не выполняет многие обязательства, вытекающие из международных договоров, рекомендаций по распространению знаний о правах человека, обучению различных групп населения и не соблюдает международные морально-политические обязательства.
    В последние годы по инициативе и с финансовой помощью ООН, Европейского Союза, ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совета Европы, ЮНИСЕФ, МККК и других международных и неправительственных организаций в различных регионах России проведены конференции, учебные семинары, курсы, школы по правам человека, правам ребенка, международным механизмам защиты, издаются различные материалы.
    Вместе с тем почти все документы, принятые международными организациями по вопросам обучения в области прав человека, культуры мира, толерантности, демократии, в России никому просто не известны. Они не вошли ни в научный, ни в практический оборот. В частности, основополагающий документ последнего времени "Десятилетний план ООН по обучению правам человека" никогда, нигде и никем в России не публиковался (за исключением сборников Московской школы прав человека - неправительственной, небюджетной, некоммерческой организации). Среди множества "неизвестных" для россиян документов и Рекомендация 346 (1997), принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы "Обучение правам человека". Она среди прочего нацеливает на изучение Европейской Конвенции по правам человека, но до сих пор даже не переводилась на русский язык, как, впрочем, не переводились и другие важные документы международных организаций.
    МИД России говорит: "Да, да, мы знаем, что есть такой документ, как же, как же, мы же ведь теперь в Совете Европы, как же, мы же ведь теперь в калашном ряду: Но переводить эти документы - это не наша обязанность, да и денег нет".
    Минобразование долго шевелит десятком опрошенных мозговых ячеек (читай - кабинетов), с трудом понимает, что от него хотят, и, - слегка смутившись, - признается, что первый раз об этом слышит, и в глаза не видело никаких рекомендаций, ни ООН, ни ЮНЕСКО, ни Совета Европы, потому что не получает. "А если бы и получали, то переводить эти документы - не наша обязанность, да и денег нет". "Что такое счастье - это каждый понимал по-своему", но одинаково - что МИД, что Минобразование. Так что в нашей "огромной счастливой земле, которая зовется Советской страной" нет ни структуры, ни механизмов, ни ответственного лица (кроме гаранта Конституции и прав человека) за обеспечение нас той информацией, которой живет вся Европа и весь мир, за обеспечение нашего присутствия в правовом, научном, образовательном и т.п. пространстве демократических сообществ. Рядовым же гражданам, - учителям, преподавателям, правозащитникам и прочим Чукам и Гекам, - остается только честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную страну, которая, похоже, по-прежнему зовется Советской страной, хотя и сменила вывеску и кое-что из атрибутов.
    Итак, наше государство, его структуры почти ничего не предпринимают, чтобы довести многие документы в области прав человека до сведения широкой общественности и ввести эту общественность в цивилизованный мир. И речь идет не об обременительных в нынешней ситуации финансовых обязательствах по своевременной уплате членских взносов в ООН, ЮНЕСКО или возврате долгов в Парижский Клуб. Нужны ли здесь большие государственные финансовые затраты? Нет. Нет, нет и еще раз нет. Здесь нужна просто политическая воля, осознание ценностей прав и свобод человека как высших ценностей, понимание неизбежности и необходимости введения и в образовательный процесс, и в информационную деятельность этих документов.
    Вообще, если говорить только о Министерстве образования России как главном государственном инструменте образования и воспитания, то в этом ведомстве нет даже понятия об имплементации, реализации, приведении в соответствие принимаемых ими норм, подзаконных актов нормам международного права, международным договорам. За последние десять лет (о предыдущем периоде вообще нет речи) ни один принятый норматив Министерства, касающийся вопросов гражданско-правового образования, воспитания, не содержит ни одной ссылки на общепризнанные документы ЮНЕСКО, ООН или Совета Европы даже по проблемам образования и воспитания, не говоря уже о документах по правам и свободам человека, культуре мира, демократии. О том, что Минобразование ни в какой форме не доводит и сами документы международных организаций до педагогической общественности, поскольку их не знает, уже говорилось. Исключением является публиковавшаяся в ведомственных бюллетенях Конвенция о правах ребенка.
    Минобразование никак не отреагировало на существенное изменение международного статуса России в связи с ее вступлением в Совет Европы и ратификацией ряда европейских договоров, в том числе Европейской Конвенции по правам человека, не сориентировало участников образовательного процесса на произошедшие изменения. Тем самым выпускники средней и высшей школы лишаются необходимых для жизни в демократическом обществе знаний и ценностных ориентаций. По сути дела, государство в лице Минобразования России лишает своих граждан права знать свои права.
    Как известно, с 1 сентября 2000 года Минобразование ввело новые образовательные стандарты так называемого второго поколения. Однако вузовские педагогические стандарты никак не коррелируются с содержанием так называемых "министандартов" общеобразовательной школы, с программами школьных дисциплин "Обществознание", "Граждановедение", со всем учебно-методическим комплексом. В начале нового тысячелетия стараниями Минобразования, которое, между прочим, уже не один год ратует за гуманизацию и гуманитаризацию образования, в России перестали готовить педагогов-обществоведов: нет и не предвидится стандарта по такому педагогическому обществоведческому направлению, специальности или квалификации.
    В педвузах, как, впрочем, и во всех других вузах, нет обязательных курсов по праву в рамках которых возможно освещение проблематики прав ребенка, прав человека. (Я уже делал оговорку о том, что права человека не юридическая, а мировоззренческая дисциплина. Однако в связи с отсутствием таких интегрированных курсов, самой близкой дисциплиной для передачи знаний о правах человека является право). "Правоведение" не является обязательной дисциплиной федерального компонента стандарта. Как быстро все забылось! Право - это снова "факультет ненужных вещей"! По мнению Минобразования "Правоведение" вуз может ввести, если сочтет необходимым. А если вуз даже и введет "Правоведение", то образовательный стандарт ни этой дисциплины, ни какой-либо другой даже не предусматривает таких понятий - дидактических единиц, как "Всеобщая декларация прав человека", "права ребенка", "Конвенция о правах ребенка", "механизмы защиты прав человека", "Европейская конвенция о защите прав человека:", "Европейский Суд по правам человека" и т.п. Зато студенты всех направлений и специальностей, в том числе и обучающиеся, скажем, по специальностям "Педагогика и методика дошкольного образования", "Педагогика и методика начального образования", "Дошкольная педагогика и психология", должны по указанию Минобразования изучать (внимание, цитирую стандарт!): "Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны".
    Чувствуется, какое суровое и бдительное наше государство: "Не болтай, враг подслушивает!" Прямо-таки "на границе тучи ходят хмуро". Всем работникам детских садов предписано знать основы защиты государственной тайны. Правда, с какой такой гостайной они соприкасаются, стоит только догадываться - может тайна это количество горшков в детсаду? Невольно возникает сомнение, какое государство мы строим? Правовое или полицейское?
    К слову сказать, светское, правовое государство, Россия, в котором церковь сама по себе, а государство само по себе, в лице его органа исполнительной власти, то бишь Минобразования, вдруг так сильно и, надо думать совсем бескорыстно, ну просто совсем не за тридцать сребреников, обеспокоилось подготовкой кадров для религиозных организаций. Может быть, за счет государства (читай - нас с вами, налогоплательщика) Минобразование еще будет готовить и священнослужителей. Вот-вот будет принят государственный образовательный стандарт по специальности "Теология". Само собой, следуя духу времени, Минобразование приняло и стандарт по специальности "Религиоведение" - это для гражданских, для смертных.
    Для России переходного периода самая большая проблема - это проблема идеалов и ценностей, на которых формируется подрастающее поколение, поколение нового тысячелетия. Для России, которая ищет духовные, идейные основы своего нового бытия, именно права человека должны стать системообразующим началом миропонимания, мироустройства. Без осознания этих универсальных ценностей невозможно утверждение частной собственности, рыночной экономики, политического плюрализма, мировоззренческой и религиозной терпимости, - вообще невозможен процесс реформирования общества. И вторая проблема, опосредованная этими аксиологическими аспектами, - проблема знания. Хотя, - могут мне справедливо возразить, - на основе знания формируются мировоззрение и ценности. Действительно, знание и ценности - взаимообусловленные явления.
    Итак, на мой взгляд, основные задачи, поднимающиеся на уровень государственной политики, заключаются в определении концепции государства в сфере образования в области прав человека, использовании механизмов регулирования содержания образования (государственных образовательных стандартов), содействие неправительственным организациям, подготовка кадров, учебно-методических и просветительских материалов по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Только тогда будет сделан один из необходимых шагов в создании правового государства, только тогда конституционный идеал "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" станет нормой. А иначе и завтра, и через десять лет новая жертва ГУЛАГа будет отчаянно стучаться в Европейский Суд по правам человека, а официальный правительственный вестник выложит очередную рассказку и "просветит" сотни тысяч доверчивых читателей.
    И в заключение. Пока мы у себя в России уже 10 лет анализируем, аргументируем и убеждаем власть имущих (образовательную власть), что права человека являются ценностью, без которой немыслимо и (бессмысленно!!!) образование и невозможен выход из системного кризиса, в Европе 15 ведущих европейских университетов с 1997 года ведут подготовку кадров и присваивают степень Европейского магистра в области прав человека и демократизации.
    Ну что ж, долго запрягать - нам не привыкать: