Д. Фролов
г. Донецк

ДИЛЕММА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫБОРА УКРАИНЫ И ИНТЕРЕСЫ ЗАПАДА

    Прежде всего обозначим, что данная тема будет рассматриваться в интересах украинского общества.
    Украина в этом году будет праздновать свой первый юбилей независимости. Достаточно ли десяти лет для того, чтобы стать полноценным демократическим государством с элементами гражданского общества? Для начала обрисуем современную внутреннюю политическую, экономическую и социальную обстановку в стране.
    Во внутренней политике ныне действующая власть не преуспела - достаточно событий за последние полтора года, способных поставить крест на декларированном курсе на становление демократии. Это и убийство известного журналиста Георгия Гонгадзе, которое расследовали и до сих пор расследуют различные незаинтересованные стороны. И громкие заявления агента Службы безопасности Украины (СБУ) Мельниченко о причастности Президента Украины Леонида Кучмы к самым громким убийствам - Черновола и Гетьмана и др. (бывшие лидер РУХа и глава Нацбанка соответственно - реальные, по оценкам украинских и зарубежных аналитиков, кандидаты на высший пост в государстве). И события на Украине девятого марта сего года, когда мирная манифестация в столице была попросту насильно разогнана, вероятно, из-за своих лозунгов: "Украина без Кучмы". И поставленный Парламентом "неуд" за работу лучшего за историю независимой Украины Правительства во главе с Ющенко и т.п. Один шаг Соединенных Штатов - предоставление политического убежища семье убитого журналиста Гонгадзе, а также майору СБУ Мельниченко - ставит точку на демократии в Украине. В Европе даже подняли вопрос о членстве Украины в Совете Европы. Теперь, конечно, вряд ли можно говорить о так называемой "европейской мечте" украинских властей.
    Теперь несколько слов о современных экономических показателях в Украине. Возьмем три основных показателя, по которым ЕБРР оценивал достижения украинской экономики.
    Последние десять лет прирост отечественного ВВП выше нуля просто не поднимался: 1992 год - 13,7%, 1993 - 14,2%, 1994 - 23,0%, 1995 - 12,2%: Последний положительный результат наблюдался в 1989 году - 4%. Если ВВП за 1989 год принять за 100%, как это сделали аналитики ЕБРР, то окажется, что валовой внутренний продукт 2000 года практически в 2,5 раза меньше. Однако в 2000 году прирост ВВП против 1999 года составил 6% - но это не так уж и много, если учесть, что, согласно данным ЕБРР, даже среднее значение роста ВВП по странам СНГ в прошлом году превышает украинское и составляет 7%. Другой показатель - инфляция. Ее уровень в 2000 году составил 28% годовых, и это при 19,6% в среднем по постсоветскому пространству. Даже стабильность национальной денежной единицы не дает основания делать оптимистических выводов. Во-первых, в условиях тотального увеличения потребительских цен и оптовых цен предприятий хорошего в этом мало. Такая диспропорция не может долго существовать, так как снижает прибыль экспортеров, которые и являются поставщиками валюты в страну. Во-вторых, не стоит забывать о внешнем долге государства в более чем десять миллиардов долларов, что составляет около 40% ВВП страны. Это только три критерия оценки украинской экономики, которым страна не соответствует. Европейский Союз же определил такие критерии для оценки стран-кандидатов на вступление в ЕС:

    И самое главное - Украина не соответствует ни одному критерию и, следовательно, не находится на сегодняшний день в списке стран-кандидатов на вступление в ЕС, что является, позвольте напомнить, приоритетным внешнеполитическим заданием на сегодня.
    Несколько слов о главных чертах современного украинского менталитета.
    Идентифицирует ли себя украинское общество с европейским? Если верить социологическим опросам, то чувствуют себя европейцами только 2% населения, в то время как 67% населения считают необходимым для Украины вступить в Евросоюз. Причем на вопрос "что больше всего тормозит интеграцию Украины в ЕС?" 9% населения ответили "несоответствие уровня демократии европейским стандартам" и 3% - "отличие культурного развития Украины от общеевропейского". Похоже, что общество ничего не собирается предпринимать в отношении интеграции Украины в Евросоюз (только каждый четвертый (24,1%) полагает, что его собственное влияние на ход его же собственной жизни очень или хотя бы сколько-нибудь значимо; 44% оценивают свои усилия куда более пессимистично, а еще четверть (25,4%) так и не могли четко определиться), хоть и осознает необходимость таковой для своей же пользы. Общество просто делегирует это власти (42% населения считают наиболее последовательным сторонником интеграции в ЕС Президента Украины, который вместе с Правительством мало чего делает для достижения этой цели - приоритетном внешнеполитическом направлении). Таков наш менталитет, ничего уж тут не поделаешь.
    Затронув отношение украинского населения к власти, рассмотрим его немного более детально.
    Ныне действующую власть украинское общество не любит самозабвенно. И это при наличии того факта, что ее представителей общество избирало само и на вполне демократических выборах. Но интересно другое - лишь 26,6% граждан выразили готовность принять участие в дозволенных акциях протеста при недовольстве действиями власти, и еще 25,9% намереваются подписывать петиции. И это при том, что подавляющее большинство украинцев недовольно ни жизнью, ни властью, ни зарплатой, etc. Большинство же не намерено что-либо предпринимать, аргументируя это очень просто: "не считаю такие мероприятия действенными, потому что власть все равно игнорирует их". Складывается впечатление, мы - не граждане государства, а подданные власти.
    Не будем говорить о противоречивости и других особенностях нашего законодательства, ведь прав был классик, сказав, что "разруха не в законодательстве, а в головах".
    В философии права существует концепция, гласящая - "лицо" и бытие общества определяются принятой в этом обществе моделью правосознания. Есть правосознание убеждения, свойственное обществам развитых стран, где для большинства нарушение закона противоречит жизненным убеждениям. Люди соблюдают законы сами и требуют их соблюдения другими потому, что искренне не представляют - как можно жить иначе? Правосознание убеждения уходит своими корнями в религиозную мораль. Пусть считается, что религия как фактор общественной жизни отошла на второй план, но именно она стала фундаментом общественно-этических мировоззрений всех успешных демократий. Есть правосознание поощрения. Оно является продолжением правосознания убеждения: более дальновидные и разумные члены общества понимают, что для общего блага следует не наказывать менее сознательных сограждан за плохое, а поощрять за хорошее. Пример - американская система автострахования: если водитель в течение некоторого времени не нарушает правил, снижается размер его страхового взноса. Но есть и правосознание страха. Человек до поры до времени не нарушает закон лишь потому, что осознает - тяжесть наказания будет большей, чем выгода от нарушения. Это самая примитивная форма правосознания, сродни условному рефлексу - не делай этого, не то ударит током. Носитель такого правосознания одновременно труслив и хитер: с одной стороны - боится риска, с другой - ищет лазейки "в обход закона" и при этом старается не попасться. На украинской территории религиозную мораль извели вместе с ее носителями много поколений назад. Поэтому наше общество в массе своей не может обладать правосознанием убеждения. Правосознание поощрения тоже не имеет шансов прижиться: поощрять нечем и некому. А общественное устройство при отсутствии морали есть благодатная почва для самозарождения правосознания страха. Напрашивается вопрос: возможно ли внедрение европейских норм в Украине? Да, наверное. Но есть одно но: государство готово внедрять лишь то, что укрепляет его бесконтрольность и усугубляет правосознание страха среди граждан.
    Таким образом, виртуальное стремление Украины стать европейским государством и вступить в Евросоюз не подкрепляется на практике: отсутствие позитивных сдвигов практически во всех сферах общественной жизни позволяют сделать вывод об отсутствии тех тенденций, которые смогли бы трансформировать Украину в динамическое общество европейского типа. Мало быть европейским государством географически, необходимо соответствовать его характеристикам в цивилизационном отношении. Возникает вопрос: может быть, в этом смысле Украине ближе "братская" Россия?
    С другой стороны, можно ли считать, что Российская империя пойдет по стопам демократии, когда у нее за спиной богатый опыт тоталитарного правления? Даже сейчас трудно утверждать, что демократические перемены присущи нынешнему курсу РФ - возможно, повышение общего уровня благосостояния общества, но не демократические перемены.
    С другой стороны, мы имеем огромный опыт в области становления демократии и гражданского общества (плюс экономики, построенной на рыночных принципах) в странах евроатлантических союзов. Причем здесь уровень благосостояния граждан повыше, чем в России.
    Можно ли считать выбор между этими двумя ориентирами дилеммой? Может быть, только с точки зрения геополитики: многие аналитики говорят о слабости России как о временном явлении, и при обретении вновь своей мощи Российской империи, благодаря своим амбициям мирового господства, не будет стоить больших усилий для "возвращения" себе Украины. В этой связи возникает другой вопрос: какой толк от геополитики, если ординарный украинец сейчас занят собственным выживанием в прямом смысле этого слова?
    Анализируя вышесказанное, можно прийти к единственному выводу: именно внутриполитическая ситуация и динамика социально-экономического развития Украины ставят перед обществом, и политической элитой, в частности, "вопрос ребром" - кто же будет "спасителем" и "опекуном" Украины в ближайшем будущем? Таким образом, вся подоплека внешнеполитического выбора государства заключается в ответе на этот вопрос. Украиной как бы торгуют во внешнеполитическом отношении, а все разговоры о геополитике являются лишь оправданием того или иного выбора. Геополитика является своеобразной "декоративной ширмой", которой прикрывают истинные причины внешнеполитического вектора. Украина действительно стоит перед дилеммой: кто же даст (или пообещает) больше - Россия или Европа. Именно поэтому приоритет европейского выбора обусловлен, прежде всего, большими выгодами для украинской политической элиты, чем российский вариант. Сам же народ практически индифферентен.