В. Старникова
г. Омск
Современная цивилизация вступает на
принципиально новую информационную
(постиндустриальную) ступень своего развития,
когда ведущей мировой тенденцией признается
глобализация социальных и культурных процессов
на Земле. Однако глобализация, наряду с
позитивными сторонами, породила и ряд серьезных
глобальных проблем: социальных, экономических,
экологических и духовно-нравственных.
В соответствии со стратегией
устойчивого развития современной цивилизации,
принятой на конференции ООН в 1992 г. в
Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция
образования, опережающая перспективы XXI
столетия.
Глобальную миссию в сфере образования
осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г.
Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью
системы ООН. Университет является уникальной
образовательной исследовательской структурой,
представляющей собой сообщество ученых и
выполняющей функцию форума "для поиска новых
концептуальных подходов к разработке и решению
мировых проблем" [1].
Всесторонний анализ и разработку
целей, форм и средств модернизации образования
осуществляет ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя
мировой опыт теории и практики в сфере
образования и подготовки кадров, ЮНЕСКО
содействует обмену и распространению наиболее
положительных результатов, позволяет
государствам и органам управления образованием
проанализировать согласованность своей
политики с общими тенденциями развития
образования. Сотрудничество стран в области
образования является одной из существенных
сторон деятельности Организации Объединенных
Наций и ЮНЕСКО.
Широкие возможности для
международного сотрудничества и обмена опытом
просматриваются в сфере развития новых
информационных технологий и коммуникаций. Одним
из примеров такого сотрудничества в области
внедрения новых информационных технологий в
сфере образования явилось проведение конгресса
"Образование и информатика: за укрепление
международного сотрудничества" (Париж, 12-24
апреля 1989 года) [2].
В международном плане процесс
конвергенции (сближения идей, институциональных
моделей и практики работы ВУЗов) вероятно, будет
углубляться. Об этом свидетельствует получившая
широкое распространение новая международная
модель образования, в которой прослеживается
склонность к внедрению одинаковых структур и
практики в различных системах образования. В
соответствии с этой новой моделью образование
должно быть демократическим, релевантным,
непрерывным, гибким и недифференцированным [3].
Анализируя тенденции современного
образования, можно выделить два глобальных
процесса, которые, с одной стороны, противостоят
друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют
друг друга. Это процессы диверсификации и
интернационализации образования.
Диверсификация связана с организацией
новых образовательных учреждений, с приданием
образовательных функций общественным
учреждениям, с введением новых направлений
обучения, новых курсов и дисциплин, созданием
междисциплинарных программ. Изменяется
процедура набора обучающихся, методы и приемы
обучения. Реорганизуется система управления
образованием, структура учебных заведений и
порядок их финансирования.
Интернационализация образования,
напротив, направлена на сближение национальных
систем, нахождение и развитие в них общих
универсальных концептов и компонентов, тех общих
оснований, которые составляют основу
разнообразия национальных культур, способствуя
их взаимообогащению [4].
Инструментами интернационализации
выступают обмен студентами, преподавателями и
исследователями, признание дипломов и ученых
степеней, общие стандарты образования и др.
Примером интеграционных процессов в сфере
высшего образования стран европейского
сообщества являются программы ЭРАЗМУС и КОМЕТТ,
разработанные для объединения усилий высшей
школы с целью подготовки специалистов для
"европейской экономики".
Россия принимает активное участие в
утвержденном ЮНЕСКО в 1989 году Плане действий по
усилению межвузовского сотрудничества и
академической мобильности. В рамках Плана
осуществляется обмен информацией,
профессорско-преподавательским персоналом и
студентами. Подготовлена межправительственная
Рекомендация о взаимном признании документов об
окончании средних учебных заведений, дипломов и
ученых степеней. Участие в ЮНЕСКО нашей страны
способствует реформированию российской системы
образования, совершенствованию
законодательства с учетом сложившихся мировых
стандартов [5].
Необходимо отметить, что
интернационализацию не следует понимать как
универсализацию образования, т.е. как создание
идентичных национальных образовательных систем.
Скорее, процесс интернационализации
способствует развитию национальных систем
образования, стимулируя их к достижению
одинаково высоких стандартов образования. Что же
касается путей и средств достижения этих
стандартов, то каждая страна самостоятельно
определяет и выбирает их в соответствии со
своими потребностями, особенностями культуры и
образовательными традициями.
Таким образом, процессы
диверсификации и интернационализации
образования не противоречат, а скорее взаимно
дополняют друг друга, определяя развитие
образования и внося вклад в достижение высоких
стандартов.
Выше уже говорилось о том, что любые
глобальные проблемы современного состояния
общества связаны с нравственно-духовным,
мировоззренческим потенциалом человека и
социума, и без коренных изменений в сфере
образования решить эти проблемы не удастся.
Такая возможность может иметь место лишь на пути
интеграции различных систем образования,
конечно, при сохранении основных национальных
особенностей.