А. Крысанова
г. Павлодар

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

    Важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах является категория экономического роста. В современной экономической теории под экономическим ростом обычно понимаются долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале. В рыночной экономике стремление основных субъектов экономики к экономическому росту существует постоянно, независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе, поскольку производители постоянно стремятся к минимизации отставания производства от момента возникновения потребностей. Однако реальные условия производства далеко не всегда позволяют реализовать потенциал роста.
    Современное состояние экономики РК достаточно противоречиво. С одной стороны, уже достигнуты определенные положительные результаты. С другой, решение возникающих в процессе трансформации новых проблем на фоне сохраняющегося множества нерешенных вопросов требует не только длительного периода времени и мобилизации внутренних ресурсов, но и оказания довольно значительного объема внешней помощи.
    Практически любая проблема, возникающая в процессе реформирования экономики самым тесным образом связана с теми или иными региональными факторами и условиями. Необходимость регионализации социально-экономической политики государства и смещение акцентов в проведении рыночных реформ на региональный уровень объективно обусловлена спецификой государственного устройства Казахстана, природно-климатическими, геополитическими, демографическими особенностями его регионов, неравномерностью социально-экономического развития.
    Определение параметров, влияющих на экономический рост в каждом регионе, и, с учетом их особенностей, создание механизма управления экономическим ростом на уровне региона представляется насущной и важной проблемой для практики реформирования и ставит перед экономической наукой задачу проведения исследований по этому вопросу и выработки рекомендаций, пригодных для претворения в жизнь.
    Какие же функции государства наиболее эффективно выполняются на региональном уровне? Ученые в своих исследованиях опираются на опыт различных территорий с отличающимися социально-экономическими и общественно-политическими условиями. Вопрос о распределении функций и полномочий между органами центральной и местной власти остается в нашей стране открытым по сей день. В общем виде при определении полномочий главное условие рациональности состоит в следующем: набор функций, возлагаемые задачи и мера ответственности республиканского и регионального уровней управления экономикой должны соотноситься с полномочиями в использовании необходимых для этого ресурсов. К сожалению, это условие далеко не всегда выполняется, и местные органы власти часто сталкиваются с ситуацией недостатка материально-финансовых и правовых ресурсов при решении региональных проблем.
    Актуальным также является вопрос о степени и методах воздействия государства в формировании и развитии региональной структуры экономики. Опыт послевоенных лет экономического развития стран - "рыночных лидеров", неопровержимо свидетельствует о том, что ни в одном из них не была допущена рыночная анархия в формировании региональных пропорций, развитии крупных городов, не были забыты малые народы, обитающие на территориях с экстремальными природными условиями.
    Теперь обратимся к задачам, которые требуют решения. Исходя из положения, что экономика страны находится на пороге экономического подъема, наиболее актуальными в настоящее время являются сбор и анализ исходной информации о текущем состоянии и о потенциале развития экономики регионов с целью определения долгосрочных приоритетов развития, анализ отраслевой структуры экономики и размещения производительных сил в регионе. Цель состоит в том, что имеющиеся в мире методики и подходы по оценке потенциала экономики необходимо адаптировать к условиям Казахстана, дополнить собственными предложениями и исполнить в минимальные сроки с наименьшими затратами.
    Региональное развитие подразумевает изменение внутренней социально-экономической структуры региона (обычно прогрессивное, поскольку в противном случае было бы уместно выражение "деградация"). Структурные преобразования требуют больших затрат материально-финансовых, трудовых и временных ресурсов, но их осуществление влечет за собой огромный мультипликативный эффект и является необходимым условием развития.
    Западные подходы к размещению производительных сил (главным образом, теория международной конкурентоспособности) и разработки советских экономистов по планированию развития отраслей могут быть с пользой совмещены, и найдена новая рациональная методика, применимая в условиях переходной экономики Казахстана. Немаловажную роль в усовершенствовании отраслевой структуры производства играет установление взаимовыгодных экономических связей, в том числе с близлежащими регионами России, Кыргызстана, и других стран постсоветского пространства, где продукция казахстанских производителей может быть конкурентоспособной.
    Структурная политика непосредственно связана с проблемами экономической динамики в "сверхдлинном" периоде, когда изменениям подвергаются основные институты власти, управления, объекты инфраструктуры, структурные взаимосвязи в экономике и в ее взаимодействии с внешней средой.
    Для нашей страны долгое время было характерно то, что структурные, институциональные и функциональные изменения происходили быстрее, чем изменения в прямых факторах производства, определяющих рост естественного уровня реального объема производства. На современном этапе ситуация выглядит иначе: рынок, развиваясь, изменяет облик реального сектора экономики, а институты власти, менее динамичные и гибкие, продолжают функционировать по "старым правилам". Это отставание ложится дополнительным грузом трансакционных издержек на плечи экономики, которой для экономического роста требуется максимальная рационализация использования ресурсов.