Н. Любецкий, А. Шастин
г. Омск
Последнее время американцы
постоянно хвалят свою экономику. Для этого есть
объективные причины. В частности, это сильный
доллар, который приобрел свою силу, благодаря
грамотной валютной политике США. США очень
сильно использует такой фактор влияния на
валютный курс, как уровень процентной ставки.
Рост процентных ставок означает
удорожание денег, а значит способствует
повышению курса национальной валюты. Высокие
процентные ставки (без учета инфляции)
переключают спрос с валюты на внутренний
денежный рынок, где появляются более выгодные
пути инвестирования средств.
Маневрирование процентной ставкой
приводит к международному движению капиталов.
Рост процентных ставок в стране делает ее валюту
более привлекательной и стимулирует приток
иностранных инвестиций. Так, например, в 1979 г.
руководство ФРС, обеспокоенное инфляцией,
которая подрывала позиции США и доллара в
мировой экономике, перешло к политике жесткого
контроля за денежной массой. В результате оно
подняло процентную ставку до очень высокого
уровня. На протяжении всей первой половины 80-х
годов реальный процент в США был заметно выше,
чем в других капиталистических странах.
В настоящее время ФРС стремительно
понижает учетную ставку, чтобы стимулировать
экономический рост в стране. Тем не менее, США
остается крупным импортером капитала, т.к.
инвесторы вкладывают деньги в американскую
экономику из-за высокой надежности возврата
средств и наличием множества путей получения
дохода. Так, прибыль американских корпораций за
последний год снизилась почти на 20%, и с 29
сентября ФРС понизила процентную ставку на 0,25%.
Затем, неожиданно для многих, произошло еще одно
падение на 0,25% с 15 октября, причем такое решение
принял сам председатель ФРС - Алан Гринспен,
проконсультировавшись с председателями
федеральных резервных банков по телефону.
Последний раз ФРС поступала так 4 года назад. Это
оказало понижающее влияние на доллар, но только в
краткосрочном плане, и сейчас наблюдается рост
курса доллара, что обусловлено верой в силу
экономики США.
Но в связи с сильной валютой
существуют и некоторые проблемы. Реакция
хозяйства США на изменения валютных курсов
показала, что оно не может переварить сильное
укрепление валюты.
Даже без учета энергичных скачков
доллара, стабильный рост курса доллара является
одной из причин дальнейшего увеличения
торгового дефицита США. В 1996 году торговый
дефицит составил 114,23 млрд. долл., что на 8,7% больше,
чем в 1995 году.
Резко ухудшаются рыночные позиции
американских автомобилестроителей. Они
связывают это с высоким курсом американской
валюты. Однако можно возразить, что основой
конкурентоспособности является эффективность
производства, а не валютная политика. Т.о., можно
рассматривать такую отрицательную реакцию на
рост курса доллара, как свидетельство слабости
американского хозяйства.
Т.о., никаких экономических оснований
для роста доллара нет. Тем более, что на встрече
"большой семерки" в 1997 году было отмечено,
что цель - укрепление доллара - достигнута, и
более нет необходимости в коррекции курсов.
Это решение означало, что дальнейший
рост курса доллара не приветствуется, но речь
также не шла о его дальнейшем снижении. Тем не
менее, Александр Йохемс, сотрудник мюнхенского
института экономических исследований, считает,
что все фундаментальные факторы предопределяют
снижение курса доллара. Долгое время доллар
держался в значительной степени благодаря
германской стагнации, но уже в 1996 году начался
экономический рост.
Однако динамика курса в краткосрочном
периоде определяется не фундаментальными
причинами, а различными новостями и эмоциями.
Т.о., можно предвидеть, что доллар будет расти,
несмотря ни на что.
Хотя фундаментальные причины
предполагают падение курса, он скорее всего
устоит. Этому будет способствовать ряд факторов:
Мечта о валютной стабильности в
Европе имеет глубокие корни. Например, Латинский
денежный союз, Германский денежный союз, золотой
стандарт. Колебания валют в 20-х и 30-х годах
сделали эту мечту еще более вожделенной.
Несмотря на это, при учреждении Общего рынка
вопрос о валютном союзе поставлен не был.
Но ревальвация немецкой марки в 1969
году относительно французского франка привела к
воскрешению планов создания Европейского
валютного союза. Эти планы были озвучены в
докладе Вернера, предлагавшего переход на единую
валюту в 1980 году, но из-за краха Бреттон-Вудской
системы им не суждено было сбыться. Но вскоре
была введена система привязывания европейских
валют к немецкой марке, которую назвали "змея в
тоннеле". Но "змея" не пользовалась
популярностью: Великобритания вступила в эту
систему только для того, чтобы через 6 недель
выйти из нее, а Франция и Италия дважды вступали и
дважды выходили из системы.
В конце концов появился доклад Жака
Делора, который пропагандировал поэтапное
движение по направлению к валютному союзу. Это
явилось базой для Маастрихтского договора,
подписанного в начале 1992 года. Однако чуть позже
последовала спекулятивная атака на валюты
стран-членов ЕВС, и в сентябре 1992 года она
способствовала выходу из ЕВС лиры, затем к ней
присоединился фунт стерлингов, а через год
последовало расширение пределов отклонения
курса всех валют до 15% в обе стороны от
центрального. Эти два кризиса вызвали различные
реакции у стран-членов ЕВС: в Великобритании
укрепились сомнения по поводу целесообразности
введения единой валюты, в Италии - наоборот.
В результате все же было заключено
Маастрихсткое соглашение. Оно базировалось на
теории Роберта Мандела об оптимальных валютных
зонах. Она предполагает, что ввод
наднациональной валюты приносит определенные
выгоды - более прозрачные цены, меньшие
трансакционные издержки, большая определенность
для инвесторов, более высокая конкуренция. Для ЕС
Европейская комиссия оценила эти выгоды в 0,5% ВВП.
Единая валютная политика, проводимая
независимым центральным банком, должна принести
стабильность цен, выгодную для большинства
европейских стран с низкими уровнями инфляции.
Но единая валютная политика может привести к
принудительному росту издержек, особенно при
различном влиянии изменения процентных ставок
на экономику отдельных стран.
В соответствии с данной теорией, для
успешного функционирования валютной зоны
асимметричные нарушения должны быть редкими и
подразумевается, что экономики стран, входящих в
валютную зону, находятся в сходных фазах
экономического цикла и имеют сходную структуру,
а единая валютная политика должна влиять на все
составные части одинаково.
Но очень странно, что участники
Маастрихтского договора не попытались
превратить Европу в оптимальную валютную зону до
введения евро, а вместо этого выступили с тремя
предложениями, которые не имеют никакого
отношения к созданию оптимальной валютной зоны.
Первое предложение - установить пять
критериев сближения, которым должна
соответствовать страна, прежде чем вступит в
"евро"-клуб.
Второе предложение - установить
определенный срок начала функционирования
валютного союза, который не мог быть изменен.
Третье предложение - установить
твердые ограничения на дефицит бюджета
стран-участниц ЕВС.
Из-за этого могут возникнуть различные
трудности в области функционирования евро. И
именно для обеспечения стабильности новых денег
создан Европейский Центральный Банк (ЕЦБ). ЕЦБ
является, практически, копией Бундесбанка и
расположен во Франкфурте. Главным управляющим
органом ЕЦБ будет Управляющий совет Банка,
который будет включать в себя президентов
центральных банков стран, входящих в ЕВС.
Основная задача этого Совета - устанавливать
денежную политику, в основном, банковские
кредитные ставки. Национальные банки будут
действовать как агенты ЕЦБ в своих странах,
осуществляя общее наблюдение за денежными
операциями. Часть их резервов перейдут во
Франкфурт и будут использованы для проведения
валютных интервенций, необходимых для
противодействия валютным колебаниям евро в
отношении важнейших внеевропейских валют. Одним
из главных вопросов остается вопрос о
предпочтениях ЕЦБ (сильное или мягкое евро)? Ряд
наблюдателей считают, что мягкое евро может дать
европейским экспортерам преимущества на мировом
рынке. Другие считают, что важнейшим приоритетом
ЕЦБ будет борьба с инфляцией, и поэтому максимум
усилий будет приложено для обеспечения
стабильной валюты. В любом случае, сила или
слабость евро будет зависеть от отношения к ней
внеевропейских центральных банков (будут ли они
покупать ее как резервную валюту).
Учитывая, что любая неопределенность
способна парализовать бизнес, Европейская
Комиссия уделяет большое внимание
законодательной базе. Приведем ряд
фундаментальных положений, составляющих
законодательную основу перехода на евро.
Вначале рассмотрим валютную
политику Российской Федерации в историческом
аспекте, которая привела к самому серьезному за
последнее время системному финансовому кризису,
а затем рассмотрим варианты валютной политики на
будущее и проанализируем их.
В 1995 году Правительство и ЦБР
развивали и совершенствовали функционирование
рынка иностранной валюты, сохраняя при этом
принципы системы единого валютного курса. Не
вводились никакие ограничения на рыночные
принципы формирования обменного курса рубля.
Правительство и ЦБР продолжали придерживаться
системы плавающего обменного курса, ограничивая
интервенцию кредитно-денежных органов на
валютных рынках операциями по сглаживанию
курсовых колебаний, соответствующими
кредитно-денежной программе.
Важным этапом в развитии валютной
политики стало принятие Правительством и Банком
России в июне 1996 г. международных обязательств по
снятию ограничений на конвертируемость рубля по
текущим операциям, что создало принципиально
новые условия для процесса курсообразования и
привлечения на российский рынок иностранных
инвесторов.
Для курсовой политики Банка России на
1997 год важнейшими задачами оставались:
В соответствии с Совместным
заявлением Правительства и Центрального банка
Российской Федерации от 26 ноября 1996 г. Банк
России ограничивал колебания валютного курса на
биржевом и межбанковском валютном рынках,
устанавливая официальный валютный курс рубля и
курсы покупки и продажи Банком России в пределах,
которые будут плавно изменяться от 5500 и 6100 рублей
за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за
доллар США на 31 декабря 1997 г.
Период, прошедший после объявления
Правительством Российской Федерации и Банком
России среднесрочных ориентиров политики
валютного курса на текущий период, был отмечен
существенным осложнением внешнеэкономической
ситуации для России. Основными факторами этого
стали: международный финансовый кризис,
начавшийся в ряде стран Юго-Восточной Азии и
перешедший затем в глобальную фазу; общее
депрессивное состояние всех формирующихся
рынков, в том числе и российского финансового
рынка; снижение мировых цен на основные статьи
российского экспорта, в первую очередь на нефть,
приведшее к ухудшению показателей
внешнеторгового баланса страны.
Одновременно существенно осложнилось
состояние федерального бюджета, снизилось
доверие к российским государственным ценным
бумагам, что вылилось в отток иностранного
капитала из России и привело к снижению
золотовалютных резервов страны. В этих условиях
неизбежным становится внесение корректив в
проводимую в Российской Федерации курсовую
политику.
Банк России заявил о пересмотре
параметров курсовой политики и методов
установления обменного курса рубля. В
сложившихся условиях нецелесообразно сохранять
жесткие ежедневные границы колебаний обменного
курса рубля в виде объявляемых Банком России
курсов покупки и продажи долларов США на
межбанковском валютном рынке. Соответственно
изменился порядок установления официального
обменного курса рубля Банком России, который
определяется по итогам ежедневных операций на
биржевом и внебиржевом секторах внутреннего
валютного рынка.
Определение официального курса рубля
на основе его рыночных котировок позволит
снизить остроту спекулятивных атак на
российский рубль, приводящих к неоправданному
расходованию валютных резервов Банка России.
Каковы же варианты дальнейшей
валютной политики для России. Проанализируем их
с позиции модели Манделла-Флеминга. Еще в начале
60-х годов эти ученые выяснили, что невозможно
одновременно поддерживать фиксированный
валютный курс, автономность денежной политики и
мобильность капитала.
Итак, первый вариант предполагает
мобильность капитала и фиксированный курс
валюты при отказе от самостоятельной денежной
политики. Это и есть система currency board, которая
является нереальной политически и гибельной
экономически. Наглядный пример - Аргентина во
время кризиса 1995 года, когда несмотря на приток
капитала, был зарегистрирован беспрецедентный
спад производства, практически вдвое выросла
безработица и закрылся каждый пятый банк страны.
Предпосылки же успешной работы механизма currency
board нереальны для нас экономически:
Вторая стратегия заключается в поддержании мобильности капитала и автономности денежной политики при плавающем курсе валюты. Это достаточно неустойчивый макроэкономический режим, который и выбрал Центральный банк на будущий год. Так, в области валютного курса ЦБ планирует использовать режим плавающего валютного курса, который будет складываться под воздействием сил спроса и предложения. Присутствие ЦБ будет строго ограниченным и нацеленным на сдерживание резких курсовых колебаний. Кроме того, ЦБ оставляет за собой право усилить контроль за возвратом экспортной валютной выручки в страну (в частности планируется введение обязательной продажи 75% валютной выручки). Также ЦБ будет сдерживать спекулятивные атаки на рубль, правда, пока не ясно, с помощью каких методов (в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 1999 год сказано, что это будет осуществляться посредством взвешенной денежно-кредитной политики, обеспечивающей соблюдение установленных ориентиров денежной массы). Но нельзя не отметить, что сохранение свободы передвижения капитала неизбежно приводит к потере управляемости валютным курсом, который будет колебаться со страшной амплитудой от одних лишь ожиданий. Кроме того, на ситуацию будут оказывать еще ряд факторов:
Самым благоприятным, но, к сожалению
не выбранным, является, по всей видимости, третий
вариант - тонкая денежная политика в условиях
фиксированного валютного курса и контроля за
движением капитала. Из-за устойчивой зависимости
от импорта товаров и капиталов Россия не может
позволить себе плавающие валютные курсы, а выбор
между мобильностью капитала и возможностью
проведения эффективной монетарной политики в
данной ситуации очевиден. Разумеется контроль
порождает бюрократизм и коррупцию, и есть
множество схем обхода запретов, тем не менее,
контроль дает необходимое время и создает
условия для эффективного решения этих проблем.
К сожалению, выбран второй вариант
валютной политики на 1999 год, который не является
самым лучшим, но и не худшим. Возможно, что при
проведении грамотной денежно-кредитной политики
(а В. Геращенко пользуется авторитетом среди
банковских кругов) и с учетом послекризисной
заниженности рубля, возможен некоторый его рост
и стабилизация на оптимальном уровне, но
вероятность этого достаточно мала. Режим
плавающего валютного курса будет способствовать
подъему отечественного производителя, но здесь
необходимо грамотно сочетать политику валютного
курса и таможенную политику, чтобы предприятия
имели доступ к современным технологиям и имели
возможность продавать свою продукцию на экспорт.
А здесь уже необходима также и защита
экспортеров на национальном уровне. Т.о., вопрос о
дальнейшей валютной политике затрагивает
вопросы из различных областей
макроэкономической политики Правительства и,
следовательно, все проблемы должны решаться в
комплексе.