В. Ильин
Красноярск

ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ КУРСОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ

    Спецификой современных гражданско-правовых курсов в российской школе можно считать проникновение в них ценностей западного образования и методов преподавания. В большинстве случае разработка правоведческих и граждановедческих курсов осуществляется при поддержке западных фондов. Отчасти этот факт определяет и логику построения курсов. Основная цель фондов - поддержка процессов развития гражданского общества в России и защита прав личности. На общем фоне тотального невнимания государства к проблемам образования именно эти фонды становятся "социальными заказчиками" и влияют на цели, содержание, методы курсов.
    Поверхностное знакомство с западными педагогическими технологиями, одностороннее их использование, а часто и грубое перенесение опыта зарубежной школы на российское образовательное поле ведут к негативным последствиям. Использование инноваций без понимания их сущности не приносит ожидаемого результата и тем самым порождает негативное отношение к западной концепции образования вообще. Чтобы избежать подобного феномена, требуется детальный анализ основных направлений и концепций западной педагогики в области гражданско-правового образования. Мы попытаемся остановиться на логике построения западных гражданско-правовых курсов. В силу того что наибольшее влияние на российскую школу сегодня оказывает американская образовательная парадигма, мы будем анализировать преимущественно именно ее.
    Основанием для определения стратегии развития гражданско-правового образования на Западе является "Всеобщая декларация прав человека", исходя из которой, образование должно быть направлено на увеличение уважения к правам человека и основным свободам (Всеобщая декларация прав человека. Ст. 26). Из этого положения вытекает концептуальное отличие западного подхода к гражданско-правовому образованию от российского.
    Идеологические основания советских, а следом и российских педагогических исследований, как правило, направляли ученых на изучение вопросов позитивного права (прав и обязанностей гражданина своей страны), в то время как западные педагоги анализировали проблемы преподавания естественного права (прав человека с учетом морально-нравственных аспектов и элементов международного, глобального и этнического воспитания). Разница подходов объясняет разное понимание результата образовательного процесса. Российская образовательная парадигма всегда была направлена на подчинение личности интересам государства, в то время как западная - на формирование определенной культуры поведения независимо от формы государственного правления. Подходы свидетельствуют, что основным фактором, влияющим на концепцию гражданско-правового образования, является понимание роли и места права в общественной жизни. Этот же фактор повлиял и на логику построения западных гражданско-правовых курсов, и на место собственно правового образования в образовательном процессе западной школы. Если в российской школе основным курсом граждановедческого блока продолжает оставаться право, то в американской педагогической науке, а впрочем и в европейской, не выделяется отдельно правовое образование.* Формирование культуры правового поведения западных школьников осуществляется через преподавание курсов, главной задачей которых является формирование гражданской грамотности (civil literacy).
    Гражданская грамотность рассматривается как совокуп-ность, включающая не только элементарную грамотность (речи и письма), но и способности, дающие возможность функционировать в демократическом сообществе, критически мыслить, действовать обдуманно в условиях плюрализма, способности к эмпатии (Б. Барбер).
    Формирование гражданской грамотности может рассматриваться как инновационный способ развития, в процессе которого учащимся предлагается готовить проекты для различных гражданских и общественных служб и организаций. Практика выполнения служебных обязанностей предъявляет учащимся строгие нравственные установки. Различные практические задания могут быть точкой соприкосновения между индивидом и другими людьми, между преподаванием и собственной учебой, что очень важно для нравственного саморазвития.
    Поскольку, по мнению американских ученых, чувство языка, критичность мышления и способность к чтению, а также видение нравственного начала в собственных рассуждениях, в историческом и культурном знании развиваются во взаимосвязи, постольку лингвистические способности и виртуозность владения языком понимаются как тесно связанные не только с интеллектуальным развитием, но и с моральным совершенствованием личности. Умения ораторского искусства (мастерства аргументации, анализа, рефлексии, критики) и навыки различных публичных выступлений необходимы молодым людям для участия в реальных демократических институтах и для практического проявления гуманизма как части демократического образа жизни.
    Одним из основных методологических оснований воспитания гражданской грамотности является создание таких условий в классе, при которых обучение с помощью рефлексии рождает взаимодействие нравственных чувств и критических интеллектуальных способностей.
    Учебные программы и план, которые развивают гражданскую грамотность, базируются на трех основных видах учебной деятельности.

  1. Овладение ораторским искусством в процессе выполнения заданий гражданских служб. Решаемыми задачами на этом этапе являются: участие учащихся в реальных проектах, направленных на серьезную аудиторию; обеспечение сотрудничества в обучении и партнерства в процессе учебной исследовательской работы; развитие самостоятельности и инициативности учащихся.
  2. Написание письменных проектов, связанных с заданиями общественных служб. Основные достигаемые умения на этом этапе: нешаблонное мышление при решении поставленных задач; использование методов анализа, оценивание гипотез и выводов, формулирование критических вопросов; развитие умения критики и саморефлексии.
  3. Соединение написания работ для общественных служб с практической и учебной деятельностью. Практическая деятельность, сопровождаемая изучением культурных ценностей, способствует: культивированию гражданских добродетелей (civil virtues); историческому, социальному, культурному и философскому обоснованию гражданского долга; усвоению морального содержания гражданственности в демократическом обществе, природы нравственных отношений между гражданином и государством; пониманию взаимосвязи между базовыми ценностями традиционного европейского гуманитарного образования, куда входят язык, основы науки, философия, история, и соответствующей им профессиональной подготовкой, а также личностным развитием. Основной задачей является формирование идеала служения обществу как наиболее предпочтительного акта гражданственности в реальном демократическом обществе.

    Анализ некоторых разработок российских педагогов позволяет сказать, что имеются позитивные попытки построения граждановедческих курсов на основе вышеуказанной логики, например курсы В.С. Власова "Право на жизнь или жизнь права", В.В. Луховицкого "Права человека", "Право на каждый день", В.О. Мушинского "Азбука гражданина" и др. Мы надеемся, что грамотное использование опыта зарубежных коллег положительно повлияет на становление гражданского образования российской школы.

© Ильин В., 2000


Чаще всего правоведческие курсы относят не к граждановедческим (civics), а к экономическим, и они включают в себя не чистое право, а его практическое применение, например курсы "Street low", "Understanding Business and personal low" и др.

назадоглавлениевперед