Сергей Исаев
Фандрайзинг, т.е. поиск источников финансированияпредмет, в принципе знакомый российским некоммерческим организациям. А вот получение средств от благотворительных фондов является традиционным скорее для зарубежных аналогичных структур. И это далеко не случайнотолько в США таких фондов свыше 30 тысяч, их активы составляют более 3 процентов валового внутреннего продукта.
В последнее время все больше фондов распространяют свою деятельность на территорию России, создают свои представительства. Это последнее обстоятельство, безусловно, приближает потенциального благотворителя и существенно облегчает процедуру подачи заявки в фонд для участия в конкурсе проектов на получение гранта. Таким образом, освоение российскими некоммерческими организациями новых источников финансирования приобретает актуальный характер. Проблема в том, что конкуренция за благотворительные источники помощи становится все острее, а оформление заявки требует определенных знаний и навыков.
Грантцелевые средства, безвозездно передаваемые фондом некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Заявка письменное обращение с просьбой о выделении rpанта.
Большинство фондов, определяя направления финансирования, имеют ограничения по ряду показателей:
СОВЕТ: Убедительно рекомендую, изучите всю доступную информацию о фондах. В том случае, если Ваши планы не соответствуют специфике фонда, в фонд обращаться бессмысленно, тем более настаивать на своей точке зрения в случае получения отказа. Вы уж мне поверьте!
Кроме тex случаев, когда фонд проводит целевой региональный конкурс, Ваша инициатива в установлении первичного контакта очевидна. Делать это можно следующими способами:
Процедура, по-видимому, будет сопряжена с расходами, которые зависят от способа обращения и удаленности самого фонда (далеко не все фонды имеют представительства в России, соответственно, язык обращения будет языком той страны, где находится избранный Вами фонд, впрочем, можно использовать и универсальный английский язык). Наименее затратным способом, а часто и наиболее эффективным, является письмо-запрос, т.е. краткое (не более одной страницы) обращение в фонд.
В нем Вы:
СОВЕТ: Господа, осваивайте основы делового письма. Ей-богу, не вредно.
В ответ на Ваше письмо-запрос Вам могут:
Заявка в фонд на участие в конкурсе грантов, именуемая еще проектом или программой, в зависимости от требований фонда, может быть и короткой и длинной. При всем разнообразии требований фондов, есть нечто общее, что предполагает возможность ориентироваться на универсальную форму проекта, включающую все пункты, так или иначе встречающиеся в форматах заявок.
Титульный листДолжен содержать всю необходимую контактную информацию для потенциального грантодателя:
Организация-заявительорганизация,
являюющаяся инициатором и автором проекта.
Организация-исполнительopгaнизация,
непосредственно реализующая проект(часто
совпадает с организацией-заявителем).
Поддерживающая организацияорганизация,
оказывающая содействие проекту.
Должна содержать краткое описание сути проекта (по несколько предложений из каждой последующей части заявки, но не более страницы: о заявителе, о проблеме, о целях и задачах, о методах, об ожидаемом результате, перспективах развития проекта).
МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЯ С НАМЕКОМ:
Как-то начинающий, но весьма настойчивый
прозаик навязал маститому писателю рукопись для
рецензирования. Через некоторое время рукопись
вернулась с неприятной для автора надписью.
Последний попенял при встрече рецензенту на то,
что страницы в середине его творения так и
осталось неразрезанными. Чтобы понять плохое ли
произведение, нет нужды читать его до
концаотвечал литератор.
В некоторых форматах заявок вместо введения требуется описание организации, что в принципе не меняет сути. Здесь Вы должны рассказать об организации, которую представляете. С нашей точки зрения, нужно сообщить следующее:
КСТАТИ: Каждый последующий раздел заявки логично вытекает из предыдущего. Соответственно, этот первый раздел естественным образом должен подводить к разделу Постановка проблемы. т.е. нести в себе информационный заряд, поясняющий, почему именно в недрах Вашей организации родился проект, что именно Ваша организация и Вы сами заинтересованы в достижении намеченной цели и потому являетесь достаточным гарантом выполнения проекта.
Постановка проблемыПроблема ситуация объективного характера, побудившая Вас взяться за разработку проекта. Как правило, это аспект современной жизни, не удовлетворяющий Вас. Проблема должна быть Вам ясна, также как и факторы, вызвавшие и поддерживающие ее. Остается только в соответствующей форме представить ее грантодателю. При этом имейте в виду, что:
Целиэто наиболее общие утверждения, резюмирующие итог работы, исчерпывающий проблему, либо смягчающий ее остроту. Другими словами, это то, чего Вы пытаетесь добиться реализацией данного проекта.
Под задачами принято понимать конкретные и поддающиеся измерению предполагаемые изменения ситуации.
СОВЕТ: Крайне важно не мешать все в кучу, все должно быть упорядочено: цельобщий итог, задачи конкретные частные результаты. Они заметно отличаются друг от друга. Например, Вы хотите избавиться от сосущего чувства голода, мешающего сосредоточенно работать (это Ваша цель). Во имя ее Вы отложили работу в сторону, доказали начальнику необходимость изменения рабочего графика и ритмичности принятия пищи, убедили и том же супругу или лицо ее заменяющее... (это Ваши задачи, которые Вы с успехом решили).
Методы это не только прилежное перечисление тех видов деятельности (мероприятий), которые Вы собираетесь реализовать, но желательно и создание оригинальной методики получения предполагаемых результатов.
Под словом методика подразумевается подробное описание способов достижения цели (мероприятие или взаимосвязанный комплекс мероприятий + процедура его /их/ проведения, с помощью имеющихся и запрашиваемых ресурсов). Иногда это еще называют механизмами или технологией реализации проекта, оформлением рабочего плана и т. д.
Оригинальный указывает на то, что методы, используемые Вами, либо недостаточно, либо совсем не используются, скажем, органами власти или некоммерческими организациями и т. д. Кроме того, необходимо акцентировать внимание на том, что избранные Вами методы:
Задача ответственный методы мероприятия последовательность сроки исполнители обязанности материальное обеспечение
Результатом планирования непременно должен стать календарный график работ, в котором отражаются временные параметры реализации проекта. Например предлагаемый ниже. В нем содержится только перечисление мероприятий, последовательность их проведения и сроки. Все остальные детали методики выносятся за рамки таблицы, отчасти находят отражение в последующих разделах заявки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
приобретение... | x | x | |||||||
подготовка... | x | x | |||||||
проведение... | x | x | x | ||||||
выпуск... | x | ||||||||
рассылка... | x | x | |||||||
и т.д. и т.п. | x | x |
В этом разделе заявки Вы должны указать предполагаемые результаты проекта. Результаты, по возможности, должны быть максимально конкретными и характеризоваться качественными (новые факты, явления) и количественными (число мероприятий, газетных публикаций, людей, получивших помощь и т.д.) изменениями.
Вы должны оговорить, какие данные будете собирать для оценки выполнения каждой задачи, и как Вы эти данные будете фиксировать, анализировать и использовать.
Получаемая таким образом информация станет основой для отчетов реализации проекта (содержательных н финансовых промежуточных и итогового, возможно научного или некоторых других).
Таким образом, в разделе Вы обращаете внимание грантодателя на систему контроля за ходом выполнения проекта.
В этом разделе Вы должны кратко изложить свои представления о дальнейшей деятельности в том же направлении после завершения гранта. Одним словом, что будет после того, как Вы потратите даньги. Как собираетесь обеспечивать финансирование Вашей деятельности в дальнейшем.
Бюджет, или смета расходов, вытекающая из объемов запланированных в проекте работ, в определенном смыслеглавная часть заявки. Не всегда требуется подробно описывать существующую проблему, методы работы, но эта часть заявки почти всегда рассматривается очень тщательно.
Разные фонды предъявляют разные требования к бюджету. Поэтому наши рекомендации могут иметь только общий характер.
1) Оплата помещения = оплата аренды офиса
(площадь помещения X стоимость кв.м. в год) оплата
коммунальных услуг + оплата аренды земельного
участка + налог на добавленную стоимость +
инфляция.
2) Командировочные и транспортные расходы = цена
билетов на транспортные средства + суточные +
проживание в гостинице + инфляция.
3) Аренда или покупка оборудования = стоимость
аренды/оборуд. + стоимость комплектующих +
стоимость ремонта (если нет гарантии).
4) Расходные материалы, т.е. суммарное выражение
потребности в канцелярских принадлежностях,
бумаге и т.д. в год.
5) Связь:
Непрямые расходывсе расходы, которые не могут быть отнесены к предыдущим разделам.
Это могут быть накладные расходы и непредвиденные расходы. Часто уровень таких расходов определяется как процент от стоимости проекта или от всех прямых расходов.
Приложение к заявке, как правило, включает следующие ксерокопии документов и материалы: устава организации и свидетельства о государственной регистрации; лицензии на определенную деятельность (если таковая предполагается проектом); рекомендации и письма поддержки (каждое такое письмо должно содержать имя человека, давшего рекомендацию, его должность, место работы, адрес и телефон с кодом города); резюме. т.е. краткие биографии ответственных исполнителей проекта; материалы, характеризующие деятельность Вашей организации (газетные публикации о вас, ваши издания, отчеты о предыдущей деятельности и т.д.); другие материалы, относящиеся к данному проекту.
Очень часто процедуру написания заявки начинают с основательной проработки ее костякалогической цепочки проблемацельзадачиметоды. Далее пишут об ожидаемых результатах, перспективах проекта, бюджете. Заканчивают описанием организации, формированием приложений, оформлением титульного листа и написанием аннотации проекта.
Если Вашу заявку не оценили по достоинству в выбранном Вами фонде, то уж Вы-то цену ей безусловно знаете, ибо получили готовую программу работы Вашей организации. Средства гранта далеко не единственный источник финансового обеспечения работы организации по реализации программы. Можно привлекать вступительные и членские взносы, взносы учредителей, добровольные взносы, целевые (спонсорские) поступления, в определенных случаяхассигнования из бюджета и, наконец, средства поступающие от предпринимательской деятельности.
Публикуется с разрешения автора
e-mail: prpc@perm.raid.ru
url: http://www.prpc.ru
ПРИМЕЧАНИЕ: Если Вы зададите поиск ФАНРАЙЗИНГ на Яndex, Вы получите в результате 4962 сетевых адресов, где можно найти рекомендации и различные методические материалы по поиску грантодателей, подготове документов и всему процессу получения средств на некоммерческие