В. Романова1
USIA Summer Institute, г. Хабаровск
Важнейшей задачей построения
гражданского общества является формирование
толерантности как черты массового общественного
сознания. В условиях России решение этой задачи
осложняется как историческими факторами, так и
современной социально-экономической и
политической ситуацией.
Со времени царя Петра I Россия
представляет собой цивилизационно расколотое
общество, в котором отсутствует консенсус в
вопросе о базовых ценностях. Вариации на тему
давнего российского спора западников и
славянофилов и сегодня звучат как в научных
дискуссиях и политических дебатах, так и в
обыденных разговорах. Это можно обозначить как
вертикальный аспект цивилизационной
неоднородности российского общества. Есть ещё и
другой - горизонтальный. Он обусловливается
полиэтничностью страны. Исторически сложилось,
что Россия является государством, объединяющим
народы разного типа цивилизаций, а
следовательно, разной системы ценностей. Вот
почему задача гармонизации интересов различных
слоев общества традиционно в России - одна из
важнейших. В современных условиях острого
экономического и социального кризиса ее
сложность и вместе с тем актуальность
многократно возрастают.
Одна из застарелых проблем
российского общества - антисемитизм. Он, как
известно, не является чисто русским явлением. По
вопросу о причинах возникновения и живучести
антисемитизма как феномена общественного
сознания написана масса работ, сломано множество
копий философами и писателями. Но, как кажется,
его глубинные корни лежат почти в области
иррационального. По-видимому, это скорее вопрос
веры. Вот почему более актуальной представляется
задача анализа конкретно-исторических причин
этого явления.
Степень распространения в обществе
антисемитизма определяется целым рядом
факторов: историческими традициями,
особенностями текущей политики, наконец,
системой образования, воспитания и т. д.
В России антисемитизм имеет давние,
исторически сложившиеся традиции. Эти традиции
были обусловлены целым комплексом причин
различного характера.
К XIX веке антисемитизм был возведён в
ранг государственной политики. Это вызвало
формирование в обыденном сознании значительной
части населения империи антисемитских
стереотипов. Вместе с тем в силу обширности
страны можно говорить о влиянии региональных
факторов на этот процесс.
Ситуация, исторически сложившаяся в
этом отношении на Дальнем Востоке, весьма
своеобразна, как и своеобразен этот регион в
целом. Относительно евреев Дальнего Востока
России царизм проводил политику жёсткого
ограничения возможностей проживания на этой
территории. Как известно, еврейское население
имело право жить в строго ограниченной "черте
оседлости" и не могло покидать её без особого
на то разрешения.
Приезд и поселение евреев в Сибири в
целом запрещались законом. Исключение делалось
только для демобилизованных рекрутов и ссыльных
каторжан. Правила проживания евреев в Сибири
регулировались многочисленными и весьма
запутанными постановлениями, указами, законами.
Их интерпретация в значительной степени
осуществлялась местными генерал-губернаторами,
полицмейстерами и другими чиновниками. Это
порождало произвол, бесконечные "проверки
документов" и периодические выселения евреев
из Сибири и Дальнего Востока. Такова была
государственная политика. Вместе с тем можно
утверждать, что база для "бытового"
антисемитизма на Дальнем Востоке была
объективно значительно уже, чем в европейской
части страны. Это объясняется целым рядом причин:
Таким образом, можно утверждать, что
традиции антисемитизма, в отличие от некоторых
западных областей Российского государства, в
целом исторически не сложились на Дальнем
Востоке.
После Октябрьской революции с
принятием в 1928 году Советским правительством
решения о создании на Дальнем Востоке Еврейской
автономии приток евреев в регион усиливается.
Идея создать первое за многие века
государственное образование встретила
поддержку среди определенных кругов зарубежной
еврейской диаспоры. В различных странах с
помощью коммунистических партий
разворачивается кампания в поддержку
"биробиджанского проекта". На Дальний
Восток начинают поступать оборудование,
медикаменты и т. д. в помощь созданию автономии,
приезжают переселенцы из различных стран мира,
край посещают иностранные делегации.
Внутри страны осуществление
"биробиджанского проекта" сопровождалось
мощной пропагандистской кампанией. Можно
отдельно говорить о ее целях и методах, но в целом
она способствовала (и не только она) созданию
климата терпимого и даже доброжелательного
отношения к евреям среди местного русского
населения. Сотни и тысячи евреев приезжали на
Дальний Восток, спасаясь от местечковой нищеты и
скученности, убегая от воспоминаний о погромах,
прокатившихся по "черте оседлости" в конце
XIX - начале XX века, а также в годы гражданской
войны.
Безусловно, осуществляя
"биробиджанский проект", руководство страны
решало, в первую очередь, задачи хозяйственного
освоения края, создания экономического и
военного потенциала на восточных рубежах страны.
Вместе с тем на первых порах строительство
Еврейской автономной области сопровождалось
созданием определённых условий для развития
еврейской культуры ("национальной по форме,
социалистической по содержанию"). В еврейской
автономной области открывались школы с
обучением на идише, работал еврейский театр,
другие творческие объединения, в том числе
писательские, издавался собственный
литературный журнал. Естественно, что к этой
культуре приобщались и представители других
народов. Старожилы говорят об особом,
своеобразном колорите Биробиджана, о духе
доброжелательности, царившем в нём.
Во второй половине 1930-х годов, в силу
различных причин, начинает иссякать зарубежная
поддержка "биробиджанского проекта",
утрачивает к нему интерес и советское
руководство. В стране окончательно складывается
тоталитарная система, антисемитизм вновь, хотя
уже негласно, становится государственной
практикой. По краю прокатилась волна репрессий. В
ЕАО она имела антисемитский "душок": модными
были обвинения не только в связях с троцкизмом и
разведками всех стран, но и с сионизмом. На
протяжении последующих нескольких десятилетий в
крае проводилась общая для страны линия в
"еврейском вопросе". И наличие в его составе
еврейской автономии ничего не меняло. Область
являлась в случае необходимости
пропагандистским аргументом в борьбе с
сионизмом. Это пустило свои корни в сознание.
Выросло поколение людей, которые, может быть, и не
были убежденными антисемитами, но и не считали
антисемитизм дурным тоном.
Перестройка, а затем и крах социализма
во многом изменили ситуацию в стране и регионе в
этом отношении. В чем это выразилось?
В целом в эти годы разрядилась
напряженность внутри российского общества в
отношении к евреям.
Сегодня ситуация, к сожалению,
меняется в худшую сторону как в стране в целом,
так и на Дальнем Востоке. Как это нередко
случалось в истории, кризис общества
обусловливает активизацию правого радикализма,
важнейшим постулатом которого является
зоологический антисемитизм.
Распространение крайних форм
национализма и фашизма - одна из серьезнейших
угроз процессу формирования гражданского
общества в сегодняшней России. Действуя в стране
практически открыто, издавая порядка 140 газет и
печатных изданий, российские националисты уже не
ограничиваются "идеологической работой".
Они переходят к террористическим акциям,
оставаясь в большинстве случаев безнаказанными.
Отсутствие правовой базы (как известно,
Государственная Дума трижды отклоняла
соответствующий закон) подчас лишает судебные
органы необходимой юридической основы в борьбе с
ним. Проблема состоит в том, что в ряде регионов
местные власти не только не считают необходимым
препятствовать деятельности фашистов, но и в
известной степени поощряют ее, привлеченные
"патриотическим" пафосом их идей. Пример
Ставрополья - наглядное тому подтверждение.
На Дальнем Востоке ситуация,
разумеется, отличается от регионов, граничащих с
горячими точками нашей многострадальной страны.
Но и здесь, приходится констатировать, в
последнее время наблюдается активизация
деятельности и рост влияния организаций
фашистского толка, в частности РНЕ. Характерен
факт: на автобусных остановках в Хабаровске
(правда, не в центре города) расклеены объявления,
приглашающие на еженедельный, по субботам, сбор
всех желающих вступить в РНЕ. Место сбора -
площадь Славы. Это место известно каждому
хабаровчанину. Здесь находятся Вечный огонь и
мартиролог павших в борьбе с фашизмом. Бойцы РНЕ
разгуливают в форме по городу и ведут задушевные
беседы с прохожими. Власти избрали тактику их
игнорирования. Решили не обращать на местных
фашистов внимания, дабы не обеспечивать им
паблисити. Об этом они заботятся сами, не
встречая никаких препятствий.
Справедливости ради следует отметить,
что местная администрация делает все возможное
для обеспечения национально-культурного
возрождения евреев, как и других национальных
групп. В городах края воссоздаются еврейские
общины. В Хабаровске идет строительство
разрушенного несколько лет назад здания
синагоги. Два года назад при активном участии
краевой администрации широко отмечался юбилей
Хабаровской еврейской общины.
Вместе с тем очевидно, что несмотря на
отсутствие в целом в регионе традиций
антисемитизма, преуменьшать его опасность в
настоящее время весьма опасно. В условиях
резкого падения уровня жизни в крае, более
высокой, нежели во многих других районах страны
степени маргинализации населения, обусловленной
тяжёлым кризисом экономики, ориентированной
традиционно на ВПК, социальная база
активизировавшегося правого радикализма
объективно расширяется. Быть может, на фоне
острейших проблем региона борьба с
национализмом вообще и с антисемитизмом, в
частности, не воспринимается как актуальная. Но в
контексте общероссийской тенденции роста
правого радикализма антисемитизм - серьезная
угроза всему обществу.
Без преодоления любых форм
национализма и ксенофобии говорить о построении
в России гражданского общества не приходится.
В заключение хочется привести слова
Владимира Соловьева, написанные в конце XIX века,
но звучащие очень современно: "Усиленное
возбуждение племенной и религиозной вражды,
столь противной духу христианства, подавляя
чувства справедливости и человеколюбия, в корне
развращает общество и может привести к
нравственному одичанию, особенно при ныне уже
заметном упаде гуманных идей и при слабости
юридического начала в нашей жизни.
Вот почему уже из одного чувства
национального самосохранения следует
решительно осудить антисемитическое движение не
только как безнравственное по существу, но и как
крайне опасное для будущности России"2.