Марина Карасева
Московская государственная консерватория
Можно сказать, что к
настоящему моменту как в Америке, так и в России,
исторически исчерпала себя эпоха принятия
решений силовым, директивным способом. Ныне на
социокультурную авансцену выходят психотехнологии,
и в первую очередь, психотехнологии эффективного
личностного развития, которые способствуют
нахождению человеком психоэкологического
баланса в информационно-временных вихрях
современного века.
Применение таких психотехнологий, в
частности, нейро-лингвистического
программирования (НЛП), одной из главных целей
которого является анализ и моделирование
успешного поведения талантливых людей, началось
в 70-е годы в Калифорнии. В середине 90-х годов это
направление, активно набирая темпы, пришло в
Россию, где сейчас и переживает период расцвета.
Влияние современных
психотехнологических стратегий, таких как НЛП и
гештальт-психология, можно ощутить ныне в самых
разных сферах деятельности, начиная с
образования, практики социальной помощи и
заканчивая искусством управления и бурно
развивающейся в последнее время областью
PR-технологий. В связи с этим сейчас, как кажется,
настало то время, когда наиболее успешные из этих
гуманистических психотехнологий можно с успехом
применять также для оптимизации общественных
процессов, касающихся улучшения
межнационального взаимопонимания и этнической
толерантности.
Коснемся сейчас лишь нескольких
сторон этой масштабной темы.
Среди основных составляющих роста
психотехнологий можно выделить: развитие информационных
технологий и интенсификацию обучения.
Успешное их развитие возможно на фоне интеграции:
как межкультурной, так и междисциплинарной.
Начнем с МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ. Ее, представляется, можно
рассматривать в двух главных срезах:
культурологическом и образовательном.
Рассмотрим сначала культурологический
срез и попробуем на российско-американском
сравнительном материале выявить наиболее
типичные факторы интеграции российских ученых в
международное научное сообщество.
К числу способствующих факторов
культурной интеграции можно отнести:
Среди препятствующих,
точнее, тормозящих факторов межкультурной
интеграции выделим, в первую
очередь, социокультурную и языковую
адаптацию. Здесь, разумеется, не обойтись без
обращения к такому социально-психологическому
феномену, как культурный шок, а также обратный
культурный шок. В настоящее время в
кросс-культурной психологии ведутся интенсивные
научные исследования в этой сфере.
Фулбрайт-сообществу, думается, важно рассмотреть
эту проблематику локально, на примере
аккультурации в Америке российских visiting scholars.
Это даст возможность предпринять необходимые
практические меры для того, чтобы практически
неизбежный "спуск по букве U" - такова
известная траектория движения в процессе
прохождения культурного шока (с начальным
"падением" из эйфории в фрустрацию) -
оказался бы также хорошим разгоном для
дальнейшего свободного подъема.
Среди наиболее, как сказали бы медики,
"заинтересованных" участков такого
детального рассмотрения можно выделить
следующие возможные стрессогенные факторы
первичного пребывания академических россиян в
Америке. Это отношения к организации
пространства - indoor and outdoor, к восприятию American English
(россиянами, в большинстве своем
воспитывавшимися на фонетических нормах
Британского английского), к достаточно
непоэтичной в европейском понимании архитектуре
городов, к стилю питания и одежды.
Приведем один из наиболее характерных
примеров яркого несоответствия Нового Света
российским стереотипным представлениям о нем.
Конечно, мы с детства читали о том, что Америка -
страна "одноэтажная". И все равно, при слове
"Америка", в воображении как правило
возникает картинка небоскребов с бурлящей
жизнью Манхеттена. Теперь представим, что
происходит, когда человек, вооруженный такого
рода предощущениями, попадает - из гущи
российских многоэтажек - в какой-нибудь
небольшой американский городок с застройкой,
близкой нашим пригородам, в жилое пространство с
безлюдными улицами, лишенными привычного в нашем
понимании транспорта и системы уличного
общепита, с зияющими многоэтажными амбразурами
автостоянок. Человек начинает испытывать ни с
чем не сравнимое чувство потери ориентиров, как
будто он попал в никуда. Не знаю, насколько это
наблюдение вызовет ответный резонанс у
читателей этих строк - скажу лишь, что мне,
москвичке, удалось в Америке почувствовать себя
почти как дома комфортно, лишь окунувшись в давку
Нью-Йоркского метро.
Встает вопрос, как в таких процессах
могут помочь современные психотехнологии, в
частности НЛП? Дело в том, что методики НЛП, в
отличие от других областей практической
психологии, особенно эффективно и быстро
работают с коррекцией человеческих убеждений
(разумеется, в том случае, когда человек сам хочет
их скорректировать), таким образом они могут
сформировать более гибкий психологический
профиль личности.
Это, в частности, в практическом
приложении означает, что на основе
НЛП-технологий можно собрать и
систематизировать стереотипы реакций,
характерных именно для адресной социальной
группы: visiting scholars, (которая, остаются пока
наименее психологически исследованной, в
отличие, например, от статусной группы
российских эмигрантов-беженцев),
проанализировать и достаточно быстро
подготовить финалистов обменных научных
программ к адекватному восприятию новой для них
геокультурной среды и системы ценностей. При
этом не подвергая этих людей риску деформировать
их собственные социокультурные ценности, что
особенно важно при прохождении обратной
адаптации по возвращению в Россию.
Представляется, что такой
психологический подход сможет реально повысить
уровень толерантности к иной языковой и
поведенческой модели, в том числе, и в условиях
психологического моделирования культурной
элиты определенного общества, ее
образовательной верхушки.
Переходя к анализу образовательного
аспекта в проблеме межкультурной интеграции,
сначала попробуем коротко проанализировать: высокоэффективные
и низкоэффективные черты образовательной
системы США в сфере
музыкально-художественного образования.
Высокоэффективные черты
американского образования проявляют себя, как
нам представляется, в следующих четырех
аспектах:
Говоря о низкоэффективных чертах американской образовательной системы, поделюсь некоторыми личными наблюдениями в сфере обучения музыкальному искусству (разумеется, не претендующими на какие-либо социологические обобщения).
Попытаемся сделать предположения о ряде причин, вызывающих подобную ситуацию:
а) отсутствие централизованной системы обучения и жестких вступительных экзаменов (например, в университет могут поступить студенты, едва знающие нотную грамоту);
б) специфика отношения к детству -
панамериканский лозунг "Be happy!" часто
приводит к тому, что важнейшие для формирования
тонких профессиональных навыков ранние годы
обучения музыке (как, возможно, и другим
искусствам) оказываются упущенными и наверстать
их далее почти невозможно. Отсюда практически
неразрешимые на уровне коллективного
образования методические проблемы интенсивного
профессионального обучения детей в музыкальных
учреждениях.
В итоге очень часто ни педагоги, ни
студенты не догадываются, что могут быть иные,
более эффективные методы обучения.
В этом плане Россия может дать Америке
ряд полезных примеров: среди них системность
образования и раннее начало интенсивного
обучения детей. Надо заметить, что американцы
вполне способны адаптироваться в "русской
жесткой образовательной системе": об этом
свидетельствуют годы личных педагогических
наблюдений, полученных в опыте ежегодных занятий
со студентами-иностранцами, обучающихся в
Московской консерватории.
Сказав несколько лестных слов в адрес
российской образовательной системы, назовем,
однако, и ее низкоэффективные черты,
выявляющиеся при сравнении с системой
американской. Так, к ним можно отнести:
Отсюда перейдем к проблемам
развития интеграции МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ. Ее можно
кратко обрисовать на примере области музыкальной
психокоррекции, как новой области
исследований в обеих странах - Америке и России.
Применение методик музыкальной психокоррекции
позволит в будущем существенно расширить
возможности использования коммуникативных и
суггестивных средств музыкального языка для
оптимизации социального поведения людей, в
особенности, живущих в мультиэтнической среде.
Кратко перечислим основные факторы,
ограничивающие развитие междисциплинарного
подхода на примере исследований музыкальной
психокоррекции:
Можно предположить, что
подобные проблемы существуют и внутри других
междисциплинарных "тандемов". Для
начального шага в распутывании клубка подобных
проблем в рамках каждой номинированной научной
специализации следует, как минимум, отобрать и
унифицировать основные научные понятия и теории
(думается, что расхождения тут имеются, прежде
всего, у гуманитариев).
На основе сказанного сделаем следущие выводы,
касающиеся перспектив культурного
взаимодействия в свете будущих задач
выпускников программы "Фулбрайт":
В области образовательных программ
это:
В области психоэкологических
программ это могут быть краткосрочные
НЛП-тренинги для целевой психологической
подготовки финалистов программы, а также особо
актуальное, на наш взгляд, начинание: создание
специального Интернет-сайта психологической
поддержки российских ученых на период их
пребывания в США.
Последнее также даст возможность
отслеживать и фиксировать и решать "по горячим
следам" возникающие в период стажировке
типовые проблемы (в том числе разобщенности).
Разработка рубрик такого сайта может стать
отдельной темой социолого-психологического
исследования.