Марина Карасева
Московская государственная консерватория

Современные психотехнологии:
новые возможности межкультурной и междисциплинарной интеграции

    Можно сказать, что к настоящему моменту как в Америке, так и в России, исторически исчерпала себя эпоха принятия решений силовым, директивным способом. Ныне на социокультурную авансцену выходят психотехнологии, и в первую очередь, психотехнологии эффективного личностного развития, которые способствуют нахождению человеком психоэкологического баланса в информационно-временных вихрях современного века.
    Применение таких психотехнологий, в частности, нейро-лингвистического программирования (НЛП), одной из главных целей которого является анализ и моделирование успешного поведения талантливых людей, началось в 70-е годы в Калифорнии. В середине 90-х годов это направление, активно набирая темпы, пришло в Россию, где сейчас и переживает период расцвета.
    Влияние современных психотехнологических стратегий, таких как НЛП и гештальт-психология, можно ощутить ныне в самых разных сферах деятельности, начиная с образования, практики социальной помощи и заканчивая искусством управления и бурно развивающейся в последнее время областью PR-технологий. В связи с этим сейчас, как кажется, настало то время, когда наиболее успешные из этих гуманистических психотехнологий можно с успехом применять также для оптимизации общественных процессов, касающихся улучшения межнационального взаимопонимания и этнической толерантности.
    Коснемся сейчас лишь нескольких сторон этой масштабной темы.
    Среди основных составляющих роста психотехнологий можно выделить: развитие информационных технологий и интенсификацию обучения.
    Успешное их развитие возможно на фоне интеграции: как межкультурной, так и междисциплинарной.

    Начнем с МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ. Ее, представляется, можно рассматривать в двух главных срезах: культурологическом и образовательном.
   Рассмотрим сначала культурологический срез и попробуем на российско-американском сравнительном материале выявить наиболее типичные факторы интеграции российских ученых в международное научное сообщество.
    К числу способствующих факторов культурной интеграции можно отнести:

    Среди препятствующих, точнее, тормозящих факторов межкультурной интеграции выделим, в первую очередь, социокультурную и языковую адаптацию. Здесь, разумеется, не обойтись без обращения к такому социально-психологическому феномену, как культурный шок, а также обратный культурный шок. В настоящее время в кросс-культурной психологии ведутся интенсивные научные исследования в этой сфере. Фулбрайт-сообществу, думается, важно рассмотреть эту проблематику локально, на примере аккультурации в Америке российских visiting scholars. Это даст возможность предпринять необходимые практические меры для того, чтобы практически неизбежный "спуск по букве U" - такова известная траектория движения в процессе прохождения культурного шока (с начальным "падением" из эйфории в фрустрацию) - оказался бы также хорошим разгоном для дальнейшего свободного подъема.
    Среди наиболее, как сказали бы медики, "заинтересованных" участков такого детального рассмотрения можно выделить следующие возможные стрессогенные факторы первичного пребывания академических россиян в Америке. Это отношения к организации пространства - indoor and outdoor, к восприятию American English (россиянами, в большинстве своем воспитывавшимися на фонетических нормах Британского английского), к достаточно непоэтичной в европейском понимании архитектуре городов, к стилю питания и одежды.
    Приведем один из наиболее характерных примеров яркого несоответствия Нового Света российским стереотипным представлениям о нем. Конечно, мы с детства читали о том, что Америка - страна "одноэтажная". И все равно, при слове "Америка", в воображении как правило возникает картинка небоскребов с бурлящей жизнью Манхеттена. Теперь представим, что происходит, когда человек, вооруженный такого рода предощущениями, попадает - из гущи российских многоэтажек - в какой-нибудь небольшой американский городок с застройкой, близкой нашим пригородам, в жилое пространство с безлюдными улицами, лишенными привычного в нашем понимании транспорта и системы уличного общепита, с зияющими многоэтажными амбразурами автостоянок. Человек начинает испытывать ни с чем не сравнимое чувство потери ориентиров, как будто он попал в никуда. Не знаю, насколько это наблюдение вызовет ответный резонанс у читателей этих строк - скажу лишь, что мне, москвичке, удалось в Америке почувствовать себя почти как дома комфортно, лишь окунувшись в давку Нью-Йоркского метро.
    Встает вопрос, как в таких процессах могут помочь современные психотехнологии, в частности НЛП? Дело в том, что методики НЛП, в отличие от других областей практической психологии, особенно эффективно и быстро работают с коррекцией человеческих убеждений (разумеется, в том случае, когда человек сам хочет их скорректировать), таким образом они могут сформировать более гибкий психологический профиль личности.
    Это, в частности, в практическом приложении означает, что на основе НЛП-технологий можно собрать и систематизировать стереотипы реакций, характерных именно для адресной социальной группы: visiting scholars, (которая, остаются пока наименее психологически исследованной, в отличие, например, от статусной группы российских эмигрантов-беженцев), проанализировать и достаточно быстро подготовить финалистов обменных научных программ к адекватному восприятию новой для них геокультурной среды и системы ценностей. При этом не подвергая этих людей риску деформировать их собственные социокультурные ценности, что особенно важно при прохождении обратной адаптации по возвращению в Россию.
    Представляется, что такой психологический подход сможет реально повысить уровень толерантности к иной языковой и поведенческой модели, в том числе, и в условиях психологического моделирования культурной элиты определенного общества, ее образовательной верхушки.
    Переходя к анализу образовательного аспекта в проблеме межкультурной интеграции, сначала попробуем коротко проанализировать: высокоэффективные и низкоэффективные черты образовательной системы США в сфере музыкально-художественного образования.
    Высокоэффективные черты американского образования проявляют себя, как нам представляется, в следующих четырех аспектах:

а) экономическом - стимуляции образования (поддержка грантами и стипендиями на всех уровнях обучения - от High school до Post-Doctorate; активная роль Интернета, в частности, в дистанционном обучении;
б) антропоцентрическом - главном факторе социализации студентов (здесь и престиж гуманитарных знаний, и развитость методики культурной адаптации иностранных студентов, и воспитательная роль университетских advisors, и особенности обучения инвалидов);
в) когнитивном - он наиболее ярко проявляется в целостном подходе к обучению, в развитых методиках алгоритмизации в выработке у студентов мета-навыков обучения (добавим, что в стране с таким числом мигрантов с низким образовательным уровнем, как Америка, иной подход к обучению был бы, вероятно, в массе своей невозможен);
д) гендерном - ярким примером в музыкальной сфере может быть женская активность в игре на медных духовых инструментах, которая считается у нас все же традиционно мужским занятием.

    Говоря о низкоэффективных чертах американской образовательной системы, поделюсь некоторыми личными наблюдениями в сфере обучения музыкальному искусству (разумеется, не претендующими на какие-либо социологические обобщения).

Попытаемся сделать предположения о ряде причин, вызывающих подобную ситуацию:

а) отсутствие централизованной системы обучения и жестких вступительных экзаменов (например, в университет могут поступить студенты, едва знающие нотную грамоту);

б) специфика отношения к детству - панамериканский лозунг "Be happy!" часто приводит к тому, что важнейшие для формирования тонких профессиональных навыков ранние годы обучения музыке (как, возможно, и другим искусствам) оказываются упущенными и наверстать их далее почти невозможно. Отсюда практически неразрешимые на уровне коллективного образования методические проблемы интенсивного профессионального обучения детей в музыкальных учреждениях.
    В итоге очень часто ни педагоги, ни студенты не догадываются, что могут быть иные, более эффективные методы обучения.
    В этом плане Россия может дать Америке ряд полезных примеров: среди них системность образования и раннее начало интенсивного обучения детей. Надо заметить, что американцы вполне способны адаптироваться в "русской жесткой образовательной системе": об этом свидетельствуют годы личных педагогических наблюдений, полученных в опыте ежегодных занятий со студентами-иностранцами, обучающихся в Московской консерватории.
    Сказав несколько лестных слов в адрес российской образовательной системы, назовем, однако, и ее низкоэффективные черты, выявляющиеся при сравнении с системой американской. Так, к ним можно отнести:

    Отсюда перейдем к проблемам развития интеграции МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ. Ее можно кратко обрисовать на примере области музыкальной психокоррекции, как новой области исследований в обеих странах - Америке и России. Применение методик музыкальной психокоррекции позволит в будущем существенно расширить возможности использования коммуникативных и суггестивных средств музыкального языка для оптимизации социального поведения людей, в особенности, живущих в мультиэтнической среде.
    Кратко перечислим основные факторы, ограничивающие развитие междисциплинарного подхода на примере исследований музыкальной психокоррекции:

    Можно предположить, что подобные проблемы существуют и внутри других междисциплинарных "тандемов". Для начального шага в распутывании клубка подобных проблем в рамках каждой номинированной научной специализации следует, как минимум, отобрать и унифицировать основные научные понятия и теории (думается, что расхождения тут имеются, прежде всего, у гуманитариев).
    На основе сказанного сделаем следущие выводы, касающиеся перспектив культурного взаимодействия в свете будущих задач выпускников программы "Фулбрайт":
    В области образовательных программ это:

    В области психоэкологических программ это могут быть краткосрочные НЛП-тренинги для целевой психологической подготовки финалистов программы, а также особо актуальное, на наш взгляд, начинание: создание специального Интернет-сайта психологической поддержки российских ученых на период их пребывания в США.
    Последнее также даст возможность отслеживать и фиксировать и решать "по горячим следам" возникающие в период стажировке типовые проблемы (в том числе разобщенности). Разработка рубрик такого сайта может стать отдельной темой социолого-психологического исследования.